SPORTS.KZ
26 мая 2012 (01:09)

Вадим Кравченко: «На нашем треке не бетон, а штукатурка»

Чемпионат Казахстана прошел на алматиснком велотреке

На легендарном алматинском велотреке, правда, давно непригодном для соревнований, впервые за многие годы рискнули провести чемпионат Казахстана среди юниоров. Зрелище, конечно, было не для слабонервных: мальчишки, гоняя по старому бетонному покрытию, постоянно находили ямы, трещины и другие неровности, которые часто приводили к весьма болезненным падениям велосипедистов.

— А что вы хотите: это же наждак! — говорит ветеран казахстанского велоспорта Борис Синев, который уже много лет пытается латать дыры на умирающем треке. — В 1979 году его сдали в эксплуатацию. Получился почти как в Крылатском: красивый паркетный. Но крышу так и не установили. По краю полотна забыли сделать отдушины. Четыре года паркет был идеальный, затем начал гнить. Каким-то образом там оказались бруски из березы. А должны были быть только из лиственницы. Ее и привозили для строительства, но кто-то позаимствовал немножко. А солнце и дождь довершили работу. Трек стал проваливаться. Мы его чинили, кусками вставляли заплаты. Но велосипедисты занозы хватали большие. Последней каплей было, когда один гонщик проткнул себе обе ягодицы. И трек закрыли на два года. А затем решили сделать его бетонным: ведь так намного дешевле. Но и здесь вышла нестыковочка. Заливали бетон зимой, причем «специалисты с Сейфуллина», и естественно, как следует не прогрели. Так что тот вираж, который сейчас постоянно осыпается, тогда не застыл, а замерз. И вот уж 20 лет, как мы постоянно его ремонтируем.

С неподдельным ужасом следил за «полетами» юных велогонщиков на алматинской бетонке главный тренер команды «Track team Astana» и сборной Казахстана по треку Вадим Кравченко, которому до сих пор принадлежит рекорд чемпионата Азии, установленный в 1999 году в Японии именно на бетонном треке.

— Дело в том, что алматинский трек — это не бетон, а штукатурка, — говорит легендарный казахстанский гонщик.- Пародия на трек. В Азии до сих пор бетонные треки. Но на них идеально ровная поверхность. А здесь просто какой-то ужас! Вот стою и смотрю, как дети падают. В первый день соревнований валялись пачками. Я лично только три завала видел. В свое время мы здесь тоже падали, но получали занозы, которые, правда, через месяц только выходили.

— А что хуже: гнилой трек или такой убогий асфальт?
— Дерево лучше, даже с занозами.

— Когда вы завоевывали свои многочисленные медали, тренировались на паркете или тоже на бетоне?
— Я застал то время, когда вообще трека в Алматы не было: мы готовились в Бишкеке. Потом деревянный трек сделали, а когда Казахстан получил независимость, то бетонку положили. Кстати, до сих пор на этом бетонном треке мои рекорды стоят. Я 4 км проезжал за 4.49. А сейчас самый быстрый трековик ездит здесь за 5.05 или 5.10.

— Алматинский трек ведь медленный?
— Очень медленный. Если иностранных «гонцов» сюда привезти, они сразу сойдут с дистанции. Они по нему не поедут. Потому что это невозможно. Меня хватало на два заезда. И больше не мог сесть на велосипед. Дети здесь просто мучаются, честно. Но когда астанинского трека не было, и этот был в радость.

— Говорят, что скоро алматинский трек будет реконструирован?
— Говорят… Вы знаете, сколько об этом говорят! Конечно, если что-то замутят, то это будет только плюс. Два трека в стране — два центра. Это даст толчок развитию велоспорта.

— Трековые дисциплины начинают в Казахстане возрождаться?
— Пока, скажем так, перестали падать.

— Ну, а что делается, чтобы они опять стали лучшими хотя бы в Азии?
— В 2011 году заработал проект: трековая команда «Астана». У нас десять человек в команде. Мы получили возможность проводить круглогодичные сборы, выезды, мероприятия. Естественно, эта система не мгновенно даст результат, а через какое-то время. Но даже к концу этого сезона мы уже кое-что сделали. К примеру, в командной гонке показали лучший в истории казахстанского велоспорта результат — 4.13. Можно сказать, что какой-то прогресс пошел. Ну естественно, имея такой спортивный объект, как «Сары-Арка», глупо не развивать велотрек.

— А то, что на велотреке в Астане проводят разные мероприятия и даже заливают лед, вам не мешает?
— Естественно, для дерева нужно сохранять определенный температурный баланс, определенную влажность. Это капризный материал. Но, с другой стороны, чтобы содержать такой большой, грандиозный объект, необходимо проводить на нем разные мероприятия. Это мультиобъект. И на данном этапе нам это не мешает.

— В ваше время условия ведь тоже были не очень. Но тем не менее вы ведь побеждали и в Азии, и в мире. Чего не хватает нынешнему поколению трековиков?
— Тогда, когда я побеждал, был чемпионат Союза. Любая из первых четырех советских команд могла выиграть чемпионат мира. Общий уровень велоспорта, особенно трекового, был намного выше, чем везде. Да, у нас не было инвентаря. Когда я ездил на чемпионат мира среди юниоров, меня спрашивали зарубежные гонщики: «Как можно на таком велосипеде ездить?» Но зато была массовость! Такая селекция шла! Чтобы стартовать в групповой гонке, нужно было накануне пройти отбор. А сейчас все упирается в финансирование. Вы знаете, на каких велосипедах ездила сборная Казахстана год назад? На которых еще я ездил. Их покупали в 2001 году под Азиатские игры. Мало того что они устарели технически, они практически уже треснули. Едешь и не знаешь: может, сейчас у тебя вилка отломится…

— Но сейчас вам их заменили?
— Да, но их купила наша федерация, а не Дирекция штатных национальных команд (ДШНК). Национальная сборная не имеет велосипедов. У нас в сборной инвентаря нет. Это велосипеды команды «Астана».

— Получается, не будет проекта «Астана», велоспорта тоже не будет?

— Честно говоря, так оно и есть. Мы вернемся на круги своя. Тот бюджет, который выделяется государством на национальную сборную, ничтожно мал. Три выезда на чемпионат Азии и два Кубка мира съедят весь наш бюджет. А нам ведь еще готовиться надо, отбирать кандидатов в сборную. Я думаю, этот год будет для нас переломным.
Поделиться

Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram

t.me/allsportskz

Смотрите также

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь
    Больше новостей

    Опрос

    Нужна ли Казахстану велокоманда «Астана»?

    Наверх