SPORTS.KZ
Sports.kz
Дата от   до
7 декабря 2010 (10:40)

Турецкий «сериал» Али Алиева

Турецкий «сериал» Али Алиева

Давно об Али Алиеве ничего не было слышно. А ведь казахстанский полузащитник скоро отметит свое пятилетнее пребывание в Турции. У нас, в Казахстане, его уже почти забыли. Бывший кумир алматинских пацанов нынче совсем впитался в турецкий футбол, дома бывает редко, только во время паузы между кругами или летом, во время тамошнего межсезонья. Но каждый раз его появление в Алматы не остается незамеченным: то на ток-шоу какое-нибудь пригласят, то комментировать матч позовут. Между прочим, новый сезон в Турции Алиев начал в новой команде.

После годичного пребывания в столичном «Карталспоре» он отправился в покинувший элиту «Дьярбакырспор». Не бог весть какой уровень, но ведь никто больше из казахстанцев за рубежом не играет. Нашему звонку экс-хавбек «Кайрата» обрадовался. Честно признался: на родине его стали забывать, и звонков с каждым годом становится все меньше.

Двойной спрос


— Я ни на кого не в обиде, — уверяет Али. — Понимаю, я не на виду, время бежит, и людям свойственно забывать о ком-то. Я ведь давно уехал, пятый год скоро пойдет. Недавно сам поймал себя на этой мысли и обалдел от того, как стремительно и неумолимо бежит время. Я приехал в Турцию почти пять лет назад, и столько за это время изменилось!

— Например?
— Я дважды стал дядей! У моего младшего брата Пиралы недавно родился второй сын. Теперь вот считаю дни, хочу увидеть его.

— Как назвали?
— Адам. Имя я выбирал. Предоставили они мне такую прерогативу, я и воспользовался. Вообще, хотел своего сына так назвать, но его нарекли Даудом. Кстати, сына Андрея Карповича тоже зовут Адам.

— Тоже вы имя дали?
— Нет, там обошлись без моего вмешательства (смеется).

— Летом вы могли вернуться в Казахстан, но отклонили предложение «Локомотива». Почему?
— Отклонил — неправильная формулировка. На тот момент я был связан контрактными обязательствами с «Карталспором». В общем, просто не мог перейти в «Локо». Да и потом, честное слово, я себя как-то не представляю в другой команде, кроме «Кайрата». Возможно, это всего лишь предрассудки, но для меня «Кайрат» — не пустой звук. Мое сердце там.

— В последние годы «Кайрат» постепенно превращается в пустое место.
— Не говорите так о моей команде. Да, она переживает не лучшие времена. Но все образуется. Я в это верю. Были и раньше сложные дни, до прихода КТЖ в клуб мы тоже сидели без денег. Нас звали в сильные команды, но мы не могли так просто бросить свой «Кайрат». Правда, на своем поле от «Ордабасы», да и вообще от кого бы то ни было по пять мячей не пропускали. Это был бы позор, нас просто не поняли бы. А сейчас после тура гляну результаты и не верю глазам: «Кайрат» проиграл дома, «Кайрат» проиграл в гостях. «Кайрат» проиграл, проиграл, проиграл. Аж тошно становится. Я не хочу сказать, что футболисты виноваты в таком положении дел — видать, их совсем замучили проблемы с деньгами, с организационными моментами. Но куда смотрит руководство? На что они там? Неужели так сложно решать вопросы, искать спонсоров? Хотя бы что-то делать. А так, читаешь прессу, а там столько жути. Звоню в Алматы, друзья говорят: журналисты не врут, все реально так плохо.

У нас раньше всегда была определенная философия. На каком бы месте мы ни шли, какую бы зарплату ни получали (или не получали), нам нельзя было не то что проигрывать, а даже плохо играть. Все четко понимали, цвета какого клуба они защищают, поэтому ответственность была неимоверной. Нельзя было посрамить славное имя «Кайрата», нельзя было краснеть перед Масудовым, Салимовым, Байшаковым, Сегизбаевым, Квочкиным. Поэтому выходили и бились, старались всегда демонстрировать атакующую и зрелищную игру. Всегда было в подсознании: я игрок «Кайрата», ко мне повышенное внимание, двойной спрос.

— Красиво все звучит. Но сейчас понятие «клубный патриотизм» отходит на второй план.
— Не верю в это. Возьмите Нурбола Жумаскалиева. Разве он не патриот своего клуба? То же самое могу сказать про Андрея Финонченко. Эти ребята каждый год получают предложения из других клубов, но остаются верны своим командам. Значит, есть все-таки клубный патриотизм. В том же «Иртыше» он сильно развит.

Каждая тренировка — война


— Как складываются ваши дела в Турции?
— Могли бы быть и лучше. Но травма не дает играть в полную силу, выхожу на поле на уколах. В середине декабря мне предстоит операция. Команда тоже играет неважно, болтаемся в середине таблицы, четыре тура назад был уволен наш тренер Кайа Суат. Неудобно перед человеком, он доверился нам, а мы не оправдали его надежд. Это ведь легендарная личность в турецком футболе, долгие годы играл за сборную, за «Галатасарай». На его место пришел другой местный специалист Эрджин Корукир, но и его мы пока особо не радуем. В воскресенье сыграли с моим бывшим клубом «Эрджиеспором» — 1:1. Нужно было выигрывать. Корукир раньше работал со знаменитым форвардом Олегом Саленко, теперь прикалывается надо мной. Говорит: «Все советские футболисты здоровые, а ты почему такой щупленький?». Я в ответ говорю, что Казахстан славится своими тонкими и легкими футболистами.

— Домой возвращаться не думаете?

— Опять же, думаю, что еще не настало время. Мне бы еще здесь поиграть, нужно зарекомендовать себя с лучшей стороны, чтобы затем был интерес к казахстанским футболистам. А то потом скажут, что в Казахстане футболисты слабые. Нужно доказывать обратное.

— Тяжело?
— Очень. Каждая тренировка — бой, война. Ведь в Турции много футболистов, большинство из них — хорошие. И нужно доказывать, что тебя взяли вместо них не просто так. А еще агенты каждый божий день привозят пачками африканцев, бразильцев, аргентинцев, румын. И нужно всегда быть в тонусе, чтобы выдерживать конкуренцию с ними.

— За счет чего удается доказывать?

— Пахать, пахать, и еще раз пахать! Это единственный рецепт. Плюс нужно быть сильнее во всех компонентах. Особенно надо быть тактически подкованным. Это пока и спасает от потери места в пользу какого-нибудь бразильца. Те с мячом вытворяют невообразимые вещи, но на поле нужно не только «финтить», но и проделывать черновую работу, грамотно играть в тактическом плане. Тут спасибо Владимиру Фомичеву, который заложил в футболистах моего поколения тактическую выучку.

— После Стамбула не тяжело было ехать в провинцию?
— Конечно, в Стамбуле много своих прелестей, этот город завораживает. Но в Турции хватает и других красивых городов. Дьярбакыр (это бывший Месапатами) находится в 300 километрах от границы с Арменией. Город красив. Естественно, таких масштабов, как в Стамбуле, нет и в помине, ритм жизни совсем другой.

— Говорят, вы скоро станете радиоведущим на одной из турецких FM-частот.
— Не ведущим, а кем-то вроде эксперта по российскому футболу на «Radiospor». Буду анализировать российский чемпионат, давать свое мнение по нему. Но и это пока не факт, предстоит кастинг. Пока нужно работать над дикцией, речью.

Большие жертвы


— В сборной Казахстана будет новый тренер. Может, теперь получится обратить на себя внимание?
— Надеюсь на это. Хотя с каждым годом надежд все меньше. Я миллион раз говорил, что готов прибыть в расположение сборной по первому зову, готов землю грызть. Но раз во мне не заинтересованы, значит, нужно искать причины в себе.

— Но ведь при Пайперсе вы получили шанс.
— Это было при Пайперсе. У каждого тренера свой взгляд на футбол. Видимо, Шторку я был неинтересен. И он не дал мне шанса. Пайперс, чтобы увидеть меня в деле, прибыл на мой матч в чемпионате первой лиги Турции. Посмотрел не самую удачную мою игру, в которой я еще и играл правого защитника. Но все-таки вызвал позже. Шторк не посчитал нужным это делать. Это не означает, что он не прав. Возможно, я просто не вписывался в его игру. К тому же сборная пошла на омоложение, и таких, как я, оставшихся без внимания, было много. Те же Тлешев, Смаков, Лория, Кумисбеков. Они ведь каждый тур доказывали свою квалификацию, но у тренера был свой взгляд. Это нормально.

— Но ведь в Казахстане не так много квалифицированных исполнителей, чтобы ими разбрасываться.
— Опять же повторю: тренер видит все по-своему. Раз он решил так, значит, так тому и быть. В футболе бывает всякое, возможно, следующий тренер даст мне шанс, испытает меня. Может быть, при нем я стану игроком основного состава. Всякое бывает. Но при всем моем диком желании быть полезным своей сборной я прекрасно понимаю, что годы идут, и шансов у меня все меньше.

— Вам, наверное, из Турции казахстанский футбол кажется таким серым и примитивным?
— Что вы, такого взгляда у меня нет. Я ведь сам из него вышел. В Турции, конечно, уровень гораздо выше. Но сколько лет Турция является независимым государством, и сколько мы? Сколько они в УЕФА, и сколько мы? Когда я впервые приехал сюда, то надо мной в команде подшучивали: мол, Турция в отборочном цикле положила в ворота Казахстана 10 мячей. Мол, ваш вратарь руку сломал после удара Нихата. Я им объясняю, что наш вратарь настолько сильно любил сборную, что вышел на поле с травмированной кистью. Они этого не понимали. По сравнению с ними мы можем идти на большие жертвы.

— Не завидуете им, когда видите, какое внимание футболу уделяют СМИ?
— Вот здесь есть немного зависти. В Турции футбол — это религия. Поэтому к нему огромное внимание. После каждого тура на телеканалах идет куча аналитических программ, люди сидят в студии и по три-четыре часа обсуждают матчи! И самое главное — не устают ведь. Дай им сутки эфирного времени, будут говорить сутки. На всякие ток-шоу приходят различные деятели культуры, политики. Все они разбираются в футболе, болеют за какие-нибудь клубы. И часами говорят об этом.
Автор: Казбек Исмаилов Республиканская газета «Sport&KS»

Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram

t.me/allsportskz

Смотрите также

Комментарии

Сделать ставку
Комментировать могут только авторизованные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь

Статистика


Опрос

Стоит ли урезать бюджеты казахстанским футбольным клубам?

Наверх