Поговаривают, что одно время в Швеции действовал лозунг «Нам не нужны олимпийские чемпионы, нам нужна здоровая нация!». Официальный девиз государства призывал соотечественников к занятиям спортом ради здоровья.
Различные социальные институты совместно с профессионалами направляли интерес граждан в нужное русло, создавая условия и механизмы по реализации потенциала. Сейчас это скандинавское государство, помимо одного из самых высоких в мире показателей уровня жизни населения, имеет постоянное представительство на спортивном олимпе (по итогам Ванкуверской Олимпиады Швеция разместилась на 7-м месте в общем медальном зачете, выиграв пять золотых медалей).
Мы не скандинавы и готовы под микроскопом рассматривать наследие советской империи. Лучше всего его оценят те, кто, вопреки всему, продолжает поддерживать дух соперничества в усыхающем теле отечественного спорта. Об этом можно судить по выдержкам из выступлений некоторых докладчиков заседания. Амалбек Тшанов (республиканское государственное казенное предприятие «Республиканский колледж спорта» г. Алматы): «В переходном периоде нами была утеряна наработанная советская система. В этот период многие наши спортивные сооружения и залы ушли в частные руки. …Чтобы меньше прибегать к услугам легионеров, нам необходима система спортивной подготовки нашей молодежи. Взаимодействие между школами, школами-интернатами и высшими школами спортивного мастерства было утеряно».
Олег Севергин (вице-президент Национальной федерации баскетбола РК): «На сегодняшний день самое важное в спорте — это поддержка государства, а именно политика развития спорта и физической культуры, предложенная государством. Либо мы говорим о развитии спорта судя по количеству медалей, завоевываем одну-две медали, либо мы говорим о массовости и в целом о здоровье всего населения. Основное — это детский спорт, и это не только начиная с ДЮСШ, это начиная со средней образовательной школы. Здесь нужно обязательно подключать Министерство образования, чтобы давали больше спортивных уроков. В школах детей просто не пускают в залы, объясняя это недавно сделанным ремонтом. …Зарплата первых тренеров — это еще один важный момент. Их должны как-то стимулировать, никто не будет работать за 20–30 тысяч тенге. Если повысить им зарплату, то, уверен на 100%, тренеры найдутся. И, конечно же, финансы. Не будет финансов на развитие материально-технической базы, на методические указания, на науку, ничего у нас не сдвинется».
Ермек Сырлыбаев (генеральный секретарь Национальной федерации волейбола): «Не менее важным моментом является медицинское обеспечение. Это не только питание, это медицинская фармакология. На сегодня обороты медицинской фармакологии в разы обходят обороты наркотиков. У нас в Казахстане есть специализированный институт для спорта по медицинскому обеспечению? Представляете, насколько мы отстали? У нас в Казахстане есть только один или два врача, которые профессионально могут сделать укол в колено. Между прочим, в игровых видах спорта это очень важно».
Эти и другие темы известны многим специалистам и заметны даже не причастным к спорту людям. Видение и понимание проблемы предполагает ее решение. Государство и так немало делает для развития спорта, но на данном этапе необходимо четкое разделение ответственности за разработку и исполнение государственных программ по спорту. Министерство спорта и туризма не отвечает ожиданиям и не владеет всеми механизмами влияния на ситуацию, поэтому решение проблем требует коллегиального участия различных ведомств и организаций. Пока же можно поделиться выводами, предложенными участниками заседания «круглого стола».
Ключевые рекомендации, озвученные участниками заседания Клуба ИПР: Разработка государственной политики развития спорта и физической культуры с правильными приоритетами и разработка четких механизмов. Разработка закона о спорте. Необходимо отдать развитие детско-юношеского спорта в ведение Министерства образования и науки. Не допустить коммерциализации спортивной инфраструктуры. Восстановление советской системы спорта «от массовости к мастерству». Развитие спортивной науки и медицинской фармакологии. Включить в Строительные нормы и правила РК (СНиП) строительство городских спортплощадок, небольших спорткомплексов. Разработать систему мотивации тренерского состава. Привлечь бизнес для развития спорта с налоговыми и другими финансовыми льготами. Ответственность за развитие городской спортивной инфраструктуры и массового спорта передать местным властям и органам. Профессионализация коммуникаций между спортивными учреждениями и СМИ. Социальная защита спортсменов. Пропаганда в СМИ.