SPORTS.KZ
Sports.kz
Дата от   до
9 мая 2009 (16:25)

Сергей Волгин: «Кайрат» — это мой осознанный выбор»

Сергей Волгин: «Кайрат» — это мой осознанный выбор»

Алматинские болельщики с нетерпением ждали начала чемпионата в первой лиге. Многострадальный «Кайрат», в последние годы регулярно менявший тренеров и владельцев, «доигрался» до второго дивизиона. Теперь выводить легендарный клуб в премьер-лигу будет бывший «кайратовец» Сергей Волгин.

Тренер, поработавший в «Иртыше», «Атырау» и «Карасай Сарбаздары», смотрит в будущее с оптимизмом. Несмотря на то, что денег у клуба в этом сезоне мало, да и известных футболистов не так уж много, Сергей Васильевич надеется, что команда с первой же попытки сможет вернуться в высший дивизион. Наш разговор состоялся незадолго до начала чемпионата, стартовавшего 2 мая.

Пройти через «чистилище»


— Самый известный клуб страны, некогда флагман казахстанского футбола «Кайрат» начинает сезон в первой лиге. Говорят, для любого клуба полезно поиграть во втором дивизионе -очиститься от ненужных людей, рвачей, обкатать молодежь. Чего вы, Сергей Васильевич, ждете от будущего сезона?

— С одной стороны, действительно хочется пройти через «чистилище» первой лиги, а потом продолжить поступательное движение вперед. И чтобы команда прогрессировала, и резерв подтянулся, и инфраструктура клуба росла. Но сложно сейчас говорить, получится или нет все это выполнить. Время покажет. Перед нами стоит задача вернуться в премьер-лигу с первой попытки. Конечно, мы будем стараться. Я примерно представляю силу первой лиги, в прошлом году работал в этом турнире, знаю, что за команды будут нам противостоять. Но в то же время я уверен, что большинство соперников усилится за счет игроков, которые не подошли командам премьер-лиги. Как мы пройдем этот путь, мне сложно предсказывать. Я даже не знаю, сколько команд будут претендовать на путевку в премьер-лигу. Надеюсь, что чемпионат будет интересным. И нисколько не сомневаюсь — трудным для «Кайрата».

— Тем более, что «Кайрат» начинает новый сезон со старыми проблемами — вроде как игроки от вас уходят, с деньгами не все в порядке. Правда или нет?
— С бюджетом мы действительно определились в последний момент, примерно за неделю до официального старта. Сначала фигурировала одна цифра, потом она изменилась… Но я хочу отметить, что футболисты отнеслись к этому вопросу с пониманием. Я не думаю, что у нас будут сложности с деньгами. Другое дело, что для многих игроков премьер-лиги наши деньги слишком маленькие. Даже для тех футболистов, которые выступали в «Кайрате» в прошлом сезоне. Из тех, кто тогда защищал цвета команды, у нас остались всего два человека. Всех остальных мы взяли из первой лиги, кого-то нам дали клубы премьер-лиги в аренду. А новый коллектив всегда рождается очень тяжело. Требуется время на притирку, на сыгранность. Вот это меня настораживает и пугает. Поставленной игры у нас ещё нет. Плюс если мы начнем буксовать, психологический фон в команде будет негативный, поэтому сейчас я очень хочу, чтобы мы стартовали как можно более удачно.

— Сколько человек ушло в последний момент из-за изменений в бюджете?

— Из тех игроков, которые прошли весь подготовительный период, не подписал контракт только Матаганов. Он пришел, честно сказал, что эти условия его не устраивают. Мы пожали друг другу руки и разошлись.

— Владимир Фомичев, главный тренер «Тараза», предсказывал перед сезоном, что многие игроки из премьер-лиги из-за кризиса окажутся в первом дивизионе. Так ли это?
— Нет, я бы не сказал, что уж очень много футболистов просились в «Кайрат». Да, обращались игроки с двойным гражданством, которых в «вышке» никто брать не хотел. Но и мы решили не рисковать и отметали такие варианты. И я бы не сказал, чтобы игроки рвались в первую лигу. Многие прекрасно понимают, что лучше сидеть на лавке в премьер-лиге, чем бегать в первой. Крайне редко встречаются футболисты, которые прямо рвутся на поле и им все равно, где играть. Сейчас все разборчивые. Сегодня в «Кайрате» из премьер-лиги всего несколько человек — да и то их нам отдали в аренду.

— Первая лига — любопытный турнир. Все, кто ставит задачу занять в нем первое место, обязательно добиваются этой цели.
— Ну да, можно так сказать. Но я пока не знаю, сколько команд будут претендовать на первое место. Даже заявок соперников не видел, не знаю, сколько у кого денег. Вот когда сыграем пару туров, станет понятно, кто чего стоит.

— И никто точно не может сказать, первая лига — это слабый турнир или нет? Вот «Казахмыс», например, только дебютировал в премьер-лиге и идет на третьем месте.
— Я тоже в прошлом году ехал в «Карасай Сарбаздары» с мыслью, что уровень турнира — чуть выше любительского. Но потом понял, что ошибался. Есть приличные команды, неплохие игроки. На одной ноге никого не обыграешь. Кроме того, сейчас все понимают, что «Кайрат» ставит перед собой задачу занять первое место, поэтому все будут на нас настраиваться особо. Да и вообще во все времена «Кайрат» был прекрасным раздражителем для всех казахстанских команд. Дать ему бой мечтали и в Караганде, и в Усть-Каменогорске, и в маленьких городах. Вот теперь будем доказывать, что готовы к таким испытаниям.

Премьер-лига пока не для «Кайрата»


— Почему, кстати, «Кайрат» не заявился в премьер-лигу? Ведь чисто юридически это было возможно.
— Да, и такой вопрос действительно рассматривался. Я шел в «Кайрат», рассчитывая, что мы будем играть в высшем дивизионе. Но так сложились обстоятельства, что мы оказались в первой лиге. И деньги не те, и состава нет — начинать надо с нуля. То есть в январе, когда «Кайрат» начал подготовку к сезону, мы стали приглашать футболистов и не знали, о каких деньгах с ними говорить. Поэтому брали тех, кто хочет играть, а не думает только о деньгах. За три сбора у нас прошло больше 70 человек, кого-то мы не устроили, кто-то нам не подошел. Поэтому когда состав уже был собран, стало понятно, что в премьер-лиге нам играть рано. Да и по деньгам не вытянем.

— Шли бы на последнем месте?

— Да, где-то в нижней части турнирной таблицы. Стали бы мальчиками для битья. А кому это надо? Игрокам, тренерам? Спонсорам клуба? Стоять «на вылет» только ради того, чтобы в Алматы была команда премьер-лиги? Я думаю, такой «Кайрат» никому не нужен. Уж лучше наиграть состав в первой лиге, понять свои возможности.

— Между тем, в разные годы в Алматы было довольно много команд, например, в прошлом сезоне целых три играли в премьер-лиге. Сейчас «Кайрат» остался в гордом одиночестве. Вы чувствуете свою исключительность — например, в отношении к вам со стороны городских властей?
— Да уж, сколько было сказано, что город остался без большого футбола. Я тоже считаю, что Алматы нужна своя команда мастеров. Сегодняшнее положение удручает. Пусть и ходили на «Кайрат» 500 человек, но зато это были истинные болельщики. Я тут услышал фразу на пресс-конференции — «Алматы — не футбольный город». А я с этим категорически не согласен. Просто произошла смена поколений болельщиков. Те, кто болел за «Кайрат» в 1970-80-е годы, видели, как команда бьется на равных с грандами советского футбола. То, что показывал «Кайрат» в последние годы, никого не устраивает. Но потихоньку поднимается уровень чемпионата, судейство стало более объективным, появилась новая неплохая команда «Локомотив», борьба в верхней части таблицы обострилась. Надеюсь, что на общей волне поднимется и «Кайрат».

— Вы так и не ответили, как к вам относятся городские власти.
— Все, что надо для первой лиги, у нас есть. Конечно, по зарплатам у нас есть вопросы — потому что игроки из премьер-лиги должны получать больше, чем мы можем платить. Поэтому я и говорю им: ребята, давайте стремиться к тому, чтобы заявить о себе, показать, чего мы стоим. А так — городские власти обеспечили нас всем необходимым, грех жаловаться.

— Вы говорите, что футболисты в «Кайрате» получают меньше, чем в других клубах. А как обстоят дела с зарплатами тренеров?

— Точно так же.

— Но вы заявления об уходе писать не собираетесь?
— Ну, сейчас мы заведем разговор о любви к «Кайрату». По-моему, все «кайратовцы», игравшие в команде в разные годы, даже в дубле, уже высказались на эту тему. Вроде как нельзя убивать «Кайрат», нельзя, чтобы «Кайрат» играл в первой лиге, и так далее. Я как футболист тоже состоялся в этой команде, и мне её судьба не безразлична — хотя это сейчас самые популярные слова, которые говорят о «Кайрате». Я выбрал «Кайрат» осознанно. У меня было одно предложение о работе в России, меня звали в «Шахтер», «Карасай Сарбаздары» и «Кайрат». Я остановился на последнем варианте. Да, я, может, в финансовом плане что-то потерял. Но это мой выбор.

— А каково это — оказаться в первой лиге после довольно успешной карьеры в других клубах? С «Иртышом» вы боролись за еврокубки, в «Атырау» у вас были весьма амбициозные планы. Нет ощущения, что вы идете не вперед, а назад?
— Прямо вот какого-то регресса я не ощущаю. Конечно, задачи совсем иного масштаба. Но и тут, и там есть соревновательный момент. Мы ведь не просто на год отдыхаем от премьер-лиги, нам предстоит крайне тяжелый сезон, борьба в каждом матче. И задачи — самые максимальные. А тренер должен уметь работать в любых условиях. И важно не где ты работаешь, а как работаешь.

— За премьер-лигой вы в этом сезоне наблюдаете со стороны. Действительно ли уровень этого турнира намного выше того, что ждет «Кайрат»?

— Однозначно выше. Но никакой пропасти между двумя лигами нет. Я могу сравнивать и по «Иртышу», и по «Атырау». Моя цель — чтобы футболисты «Кайрата» за год в первой лиге выросли во всех отношениях. Я, может быть, не был великим футболистом и не добивался каких-то высот как игрок, но всегда старался стать лучшим бомбардиром в чемпионате или в своей команде. Так же я настраивают и своих подопечных — нужно стремиться к чему то, играть не просто так.

О судьях и футбольной арифметике


— В прошлом сезоне ваш клуб «Атырау» уступил в двух или трех матчах, и вы покинули команду. Не боитесь, что аналогичная ситуация может сложиться в «Кайрате»?

— Про «Атырау» я говорить особо не хочу — закрыл эту страницу. Ну, а что касается «Кайрата» — я готов ко всему. И к неудачам, и к критике. Раньше я очень болезненно воспринимал негативные слова в свой адрес — мне, например, говорили, что вышла статья плохая про меня, так я её не читал, чтобы не нервничать лишний раз. Сейчас стал спокойней. Ну, а если произойдет что-то нехорошее, и я буду знать, что в этом есть моя вина, то прятаться за чужие спины не стану. Конечно, тренер отвечает за результат. И тренер ужасно переживает. Когда произошла трагедия с Антоном Шохом, я лично понял, что наша профессия не просто нервная, но и очень опасная для жизни.

— Но в то же время она хорошо оплачивается.

— Согласен. Наверное, это единственный плюс.

— Готовы ли вы к необъективному судейству? Первая лига, как говорят в казахстанском футболе, кладбище судейских талантов — туда отправляют всех тех арбитров, которые «не тянут» в высшем дивизионе.
— В прошлом я работал в «Карасае» и ощутил на себе «квалификацию» некоторых судей. Там действительно всякое бывает. Надеюсь, что и в первой лиге начнутся позитивные изменения в судействе, как и в премьер-лиге, где потихоньку навели порядок. У нас ведь как — арбитр допускает грубую ошибку, отменяет гол или назначает неправильный пенальти, и его всего лишь на месяц-полтора отстраняют от работы. А тренера за одно поражение могут уволить. Поэтому будем снимать все матчи на видео, отправлять кассеты Николаю Левникову. Будем вместе бороться за объективное судейство.

— Насчет того, что в премьер-лиге навели порядок, многие тренеры с вами не согласятся. Например, тот же Дмитрий Огай, чей «Тобол» уступил «Локомотиву» во многом из-за ошибок рефери. Вы ведь видели тот матч? Судья не назначил чистый пенальти в ворота железнодорожников, но зато зафиксировал нарушение на другой половине поля.
— В любом, даже самом удачном, сезоне у любой самой удачливой команды будут матчи, после которых тренеры останутся недовольны арбитрами. Да, сейчас «Локомотив» стоит особняком в плане судейства — эта команда бьет пенальти чаще других. А «Тобол» действительно пострадал из-за ошибок арбитра. Хотя мы с Дмитрием Алексеевичем общались, и он честно признался, что до матча с «Локо» у него никаких претензий к судьям не было, разве что в первом туре в Шымкенте рефери немного чудил. Все-таки работу судейского корпуса надо оценивать в конце сезоне. По итогам прошлого года практически все главные тренеры команд премьер-лиги заметили, что в работе судей и инспекторов стало больше порядка. И самое главное — уже не было такого, чтобы за уши кого-то тянули. Да и «убийства» прекратились, когда по 2–3 пенальти «ставят» в одни ворота.

— То есть вы не относитесь к числу людей, которые считают, что сейчас за уши тащат «Локомотив»?
— Я все-таки надеюсь, что это не так. Посмотрите, какой состав собрали железнодорожники. И без Титова с Тихоновым там очень приличный коллектив. Это и Байжанов, и Аширбеков, и Суюмагамбетов, и Ларин, и Сахалбаев, и один из лучших вратарей чемпионата Нестеренко. И тут же им добавили спартаковских капитанов плюс Овие, Митровича, с которым я знаком по работе в «Атырау». Хотя по пенальти, конечно, вопрос актуальный. Назначь пенальти в ворота «Локо», «Тобол» бы повел со счетом 1:0, и как бы все закончилось, никто не скажет. Может, костанайцы забили бы четыре мяча. Самое обидное, когда судьи допускают результативные ошибки. Я смотрел в том же туре матч «Жетысу» — «Кызылжар». Первый гол в ворота петропавловцев был забит с пенальти. Тоже весьма спорный момент. В футболе от таких вещей очень многое зависит. Несколько ошибок не в твою пользу — и ты уже в низу таблицы или чемодан пакуешь.

— А вы, кстати, не прикидывали, сколько матчей нужно выиграть «Кайрату» в первой лиге, чтобы спокойно идти в лидерах?
— Надо побеждать в каждом конкретном матче. А чем больше сильных соперников — тем больше очков они будут терять в поединках друг с другом. А в отдельных встречах на кону будут шесть очков. Но вот сейчас раскладку я вам дать не могу, сколько надо выиграть, сколько можно проиграть, где лучше «ничейку» сгонять. Я, честно говоря, никогда арифметикой в футболе не занимался.

— Тренеры, кстати, арифметикой в одиночку редко занимаются — чаще всего садятся группой и решают, кто где должен очки набирать.
— Бывает такое. В Казахстане, правда, меня ещё никто не звал очки подсчитать. А вот в российской первой лиге такое есть.

— Тренеры в России горазды не только на арифметику, но и на разные обещания. Валерий Газзаев, например, в случае победы ЦСКА в Кубке УЕФА обещал сбрить усы. А чем вы, Серей Васильевич, готовы пожертвовать ради успеха «Кайрата»?
— Усов не ношу, но готов пожертвовать всем, что у меня есть. И я прекрасно понимаю, что в этом году мы действительно должны отдать все, чтобы решить задачу, вернуться в премьер-лигу, создать боеспособную команду. Конечно, в футболе многое зависит от мелочей, от обстоятельств. Мы уже говорили, что один свисток судьи может перечеркнуть все твои старания. Думаю, нам сейчас важнее всего сколотить коллектив, несмотря на все невзгоды и обстоятельства. Вот когда «Кайрат» станет единым целым, и игроки будут выполнять все тренерские указания, тогда можно будет говорить и о выходе в премьер-лигу, и о решении более высоких задач. Давайте начнем с первой цели. Вот когда мы её достигнем, тогда надо будет придумать какой-нибудь сумасшедший поступок в её честь.
Автор: Михаил Козачков Республиканская газета «Sport&KS»

Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram

t.me/allsportskz

Смотрите также

Комментарии

Сделать ставку
Комментировать могут только авторизованные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь
Больше новостей

Статистика


Опрос

Стоит ли урезать бюджеты казахстанским футбольным клубам?

Наверх