SPORTS.KZ
Sports.kz
Дата от   до
13 января 2012 (17:11)

Сергей Райлян: «Похвала Уткина мне льстит, но будь я супер-комментатор…»

Сергей Райлян: «Похвала Уткина мне льстит, но будь я супер-комментатор…»

Пока казахстанские клубы готовятся на турецком берегу к новому сезону, наш портал начинает знакомить своих посетителей с теми, чьими глазами болельщики смотрят футбол. Золотой голос «Хабара» Сергей Райлян в эксклюзивном интервью «Sports.kz» рассказывает, как отличать словаков, почему в парке Горького неудобно работать и что надо сделать, чтобы в Казахстане появился свой спортивный телеканал.

Коротко о главном


— Сергей, расскажите, что мы увидим в этом году на «Хабаре» и «Ел Арне»?

— Ну, во-первых, — баскетбол, в частности, — игры «Астаны». Также мы покажем плей-офф Лиги Чемпионов и Лиги Европы плюс Казахстана.

— А чемпионат Европы?
— Права купил телеканал «Казахстан».

— «Хабар» и «Ел-Арна» будут показывать Олимпиаду?
— Вам лучше об этом спросить у продюсера спортивных трансляций нашего холдинга Тимура Камашева. Я не могу дать точный ответ на этот вопрос.

— Вы комментируете различные виды спорта, однако профильным при этом для Вас является футбол. Можете сказать, что Вы — футбольный комментатор?
— Конечно, у нас больше футбольных трансляций. Если бы «Хабар» показывал художественную гимнастику, я бы ее комментировал (улыбается). А так, да, я — футбольный комментатор.

— Болельщиков интересует: матчи Премьер-Лиги будут показывать в таком же формате?
— Я не знаю. Это зависит не от комментаторов и даже не от продюсеров. Могу сказать, что в этом году в техническом плане ничего не изменится, тот формат, по которому мы показывали матчи, сохранится.

— Отличаются ли эмоции от работы на матчах чемпионата Казахстана и на Лиге Чемпионов?
— Если брать эмоции, то они точно такие же, как и у болельщика. Понятно, что это два разных турнира. Албанскому комментатору интереснее Лига Чемпионов, для нас чемпионат Казахстана — это родное, а ЛЧ идет как десерт. Наш чемпионат — он другой, но не скучный. Конечно, готовишься ответственно, потому что комментируешь игру своих ребят, которым можешь позвонить, узнать новости. В общем, ты комментируешь тех, с кем можешь общаться.

— Сейчас, в эпоху Интернета, готовиться к матчу легче?
— Да. Но и болельщики сейчас подготовлены лучше. Фанат «Манчестер Юнайтед» или «Барселоны» знает сейчас о своей команде даже больше, чем я. И во время трансляции я их ничем удивить не смогу. Однако не стоит забывать, что матч смотрят не только они, но и простые любители футбола. Поэтому все равно нужны какие-то новости о командах. А так в эпоху интернета на первый план уже выходит, наверное, анализ происходящего на поле.

Языковая политика, «Кайрат», образование


— На казахстанском ТВ принято, что на матче работают сразу два комментатора. Это удобно?
— Здесь палка о двух концах. Весь матч одному комментатору работать, наверное, легче, потому что в спаренном комментарии есть опасность «выпасть» из игры, «остыть», что ли. Вот как в игре «Зенита» в Лиге чемпионов с АПОЭЛом, когда из-за болельщиков матч прерывался и футболисты «остывали», не сразу «возвращались» в игру. Это основной недостаток такого формата, который, думаю, исчезнет, когда процент людей, владеющих и казахским, и русским языками увеличится. Тогда мы сможет работать не по отдельности, а в диалоге.

— Известно, что Вы были болельщиком «Кайрата». Сейчас так же продолжаете болеть за эту команду?
— Это была другая команда, другое время и даже другой чемпионат. Все казахстанцы в те годы поддерживали «Кайрат», а потом случился развал СССР, и у каждой страны появился отдельный чемпионат. Сейчас же все больше болеют за команды из своего региона. Я внимательно слежу за «Кайратом» и другими алматинскими командами, которые время от времени бывают в Премьер-Лиге, поскольку это нужно и в работе. Но я уже давно не болельщик. Отошел от этого. Может быть, дело в возрасте.

— В последние годы разгораются дискуссии, имел ли тот или иной комментатор футбольное прошлое. Вы в футбол играли?
— Профессионально — нет, но занимался в спортивной секции. В воскресенье мы играли в чемпионате города. До 7 класса я играл, а когда со временем стало понятно, что футболиста из меня не выйдет, решил сосредоточиться на учебе. Играл, кстати, левого полузащитника.

— Читал, что у Вас образование связано с компьютерами. Что за специальность?
— Так и есть, но по специальности я не проработал ни дня. Образование у меня техническое, инженер-системотехник. Но это достаточно общая специализация. Если я сейчас приду в организацию, то нельзя сказать, что я смогу там настроить системную сеть.

Журналистика, конкурс комментаторов, Уткин, Черданцев


— Как попали в журналистику?
— Мне повезло, что меня взяли на радио «НС» журналистом в 1998 году. Сейчас нельзя просто прийти в редакцию и устроиться журналистом, но в те времена такое было часто.

— Что было после радио?
— Нельзя сказать, что «после радио». У меня так получилось, что я работаю сразу в трех местах: в газете «Караван» шеф-редактором отдела спорта, на радио «Европа плюс» и на ТВ как комментатор. Конечно, все это разное: редакторская работа отличается от телевизионной, а на радио все тоже по-другому, хотя все это связывает спорт.

— Где у Вас лучше получается?
— Не могу сказать, где лучше. Судить тем, для кого я работаю. Это разные вещи, но мне не будет хватать любой из этих работ. Стараюсь расти как профессионал и совершенствоваться.

— Слышал, что Вы участвовали в конкурсе комментаторов на «НТВ-Плюс». Как туда попали?
— В 2007 году был то ли третий, то ли второй по счету конкурс. Совершенно случайно решил принять участие в нем, хотелось просто попробовать свои силы. Я прошел первый и второй этап и попал в финал, где соревновались 10 человек. Нас собрали в Москве, большинство претендентов на победу было из России, я — с Казахстана, был еще парень из Узбекистана. Мы прошли собеседование с руководством «НТВ-Плюс» и с Василием Уткиным и Георгием Черданцевым. По-моему, был еще и Денис Казанский, но могу ошибаться. После этого мы должны были прокомментировать кусочек матча Лиги Чемпионов. Потом НТВ-шники собрались, обсуждали и решали, кто завершает на этой стадии свой путь.

Дальше прошли Роман Нагучев и нижегородец Павел Занозин, а моя часть на этом была завершена. Но я ничуть не расстроился, потому что было интересно и полезно пообщаться с комментаторами, побывать на Останкино. Помимо этого, была еще и «культурная» программа — мы съездили на матч Лиги Чемпионов ЦСКА — «ПСВ Эйндховен». Было очень классно побывать на матче такого уровня!

— Те отрезки матча вошли в эфир?
— Нет, конечно. Это было для пробы и тем членам комиссии — для оценки, чтобы было, на что посмотреть.

— Что Вы отправляли на первые два этапа?
— Сначала взял одну из своих записей матча чемпионата Мира 2006 года. Посчитал, что это наиболее подходит. А во второй раз отправил магнитофонную запись комментариев матч между МЮ и «Ромой», которую надиктовал дома.

— Были шансы занять первое место и пробиться на «НТВ-Плюс»?
— Конкурс достаточно демократичный, но сотрудники «НТВ-Плюс» выбирают и тех, кто соответствует их критериям. Мне кажется, человеку из другой страны было бы тяжело пробиться, потому что могут возникнуть бытовые сложности. А также нужно было решать с семьей. Я общался с Уткиным и Черданцевым, когда он приезжал в Алматы, и они сказали, что не будь семейных сложностей, я бы мог попасть на «НТВ-Плюс». Мне льстит мнение таких профессионалов, но я не знаю, как там было на самом деле, и особо к победе не стремился.

— Будь такое, чтобы Вам предложили работать, согласились бы?
— Если было бы предложение, согласился бы, но у меня есть семья, а было бы много трудностей (допустим, устроить ребенка в сад). Надо понимать, что больших денег сразу не заработаешь… Если я был бы супер-пупер-комментатором, то меня бы сразу взяли. Мне льстит мнение Василия Уткина и Георгия Черданцева, однако я не обольщаюсь.

Парк Горького, эстрада и политика


— Понятно, что большинство матчей Вы комментируете в студии. Со стадиона как часто получается вести репортаж?
— Обычно соревнования в Алматы, которые мы транслируем, стараемся комментировать с места событий. Но не все арены пока удобны для работы комментаторов. Ребята, работавшие на бенди, рассказывает, что там работать невозможно, потому что видна только одна половина поля. На футболе в этом плане работать полегче. А вот во Дворце спорта были большие проблемы. Когда мы показывали гандбол и футзал, нам отводилось место подальше от зрителей, где было бы меньше шума. Поэтому иногда легче комментировать под картинку — когда есть графика, повторы и видно не одну половину площадки. К сожалению, не на каждой арене есть комментаторские позиции. Это напоминает эстраду 80-х, когда многие пели под «фанеру», просто потому что невозможно было петь живьем из-за отсутствия оборудования.

— Где были самые ужасные условия для работы?
— У нас в Алматы есть парк имени Горького, где находятся закрытые теннисные корты. Там мы с Асхатом (Сагынаевым — прим. автора) однажды комментировали один из турниров серии ITF. Корт был тренировочный, поэтому там даже сесть было негде. Комментировали из ПТС, которая была не очень хорошо оборудована. Монитор был в четыре раза меньше, чем телевизор, а на стадионе отсутствовало табло, и мы не слышали интершум. В финале играли два словака, хорошо, что хоть их различали. Ни счета, ни когда мяч попадал в аут, мы не знали, поэтому одному из нас приходилось время от времени выходить и узнавать счет. Учитывая, что в матче было два тай-брейка, было очень сложно.

— У «Хабара» особенная политика. Цензура распространяется и на спортивные трансляции?
— Наша политика ничем не отличается от политики других каналов. Цензура есть даже на российских каналах. Просто каждый должен понимать, что можно говорить в эфире. Понятно, что ругаться матом нельзя, а шутить нужно к месту, потому что не каждый телезритель поймет иронию. Той цензуры, которые Вы имеете в виду, у нас нет.

— Во время чемпионата Мира 2002 года Романа Лопатенко активно «троллил» Александр Ляхов. У Вас такое бывало?
— Претензии высказывают часто, но это нормально. Ни один вид человеческой деятельности не может быть таким, чтобы им были все довольны. Тем более, — работа публичная. Критика — раньше это как-то задевало. Хотелось поддержки… Это вовсе не означает, что тебя обязательно все должны хвалить. Однако через какое-то время, когда читал резкие высказывания, давал себе отчет в том, что всем угодить нельзя. Со временем это понимает каждый человек.

Раньше у нас был узкий круг комментаторов. Сейчас у телезрителей есть возможность сравнивать стили работы. У меня свой стиль, у Жени Акманов — свой, а Рома Лопатенко, допустим, комментирует по-другому. Это здорово. Конечно, было бы еще лучше, если бы нас объединить в одном месте.

— В одном спортивном канале?

— Много уже было сказано по этому поводу. Речь об этом ведется, но подвижек нет. На самом деле, создание спортивного канала — очень затратное мероприятие. Надо быть готовым к тому, что несколько первых лет он не будет приносить прибыли. Доход сразу получить сложно. Есть и другие проблемы — неприспособленность наших арен. Если создавать спортивный канал, мне кажется, надо делать акцент на производстве собственного контента, то есть показывать наши соревнования. Зарубежные трансляции можно смотреть и на других каналах. Вот такая вот дилемма.

— Азиада помогла бы разрешиться этой дилемме?
— Под это дело, конечно, можно было бы создать спортивный канал. Но после Азиады должно было быть продолжение. Надо было покупать права и на другие соревнования, а это стоит немалых денег. Создание спортивного канала — нелегкое дело. Мне кажется, создать музыкальный канал легче. Там и штат меньше, и контент легче заполучить — те же музыкальные клипы да пару программ создать. Но это мое мнение. Может быть, там, на деле, все еще сложнее.

— Вернемся к критике. Давно научились «фильтровать» ее?
— Раньше, может, присутствовал и юношеский максимализм, когда хотелось комментировать все, везде и как можно больше. Сейчас такого уже нет. У меня, как и у любого комментатора, есть свои минусы и плюсы. Я пытаюсь устранять минусы и работать над плюсами. По-другому уже комментировать не могу, потому что у каждого есть свой стиль и нельзя сравнивать комментаторов. Допустим, у Георгия Черданцева — свой, а Василий Уткин привык вести репортаж по-другому, но, тем не менее, оба — замечательные комментаторы.

Сейчас на нашем ТВ есть выбор, появилось много молодежи, и теперь смотреть футбол можно под разные комментарии — все-таки одни и те же голоса приедаются. Каналы покупают права на крупные европейские чемпионаты, так что зрителям стало интереснее.

— Насколько обидно для комментатора высказывание «Я предпочитаю смотреть футбол без звука»?
— А что, можно смотреть футбол без звука? Я никогда не обращал внимания, кто комментирует. Да хоть по-китайски. Человеку нужно, чтобы кто-то ввел его в курс дела. А еще комментатор может подогреть интерес к определенному виду спорта. Например, включил 10-летний ребенок телевизор, а там показывают соревнования по волейболу, к примеру. А ему ничего непонятно. Но если все объяснят на его родном языке, то, возможно, что и у ребенка возникнет желание заниматься этим видом спорта.

Режим, лучшие и семья


— Зачастую трансляции заканчиваются за полночь. Высыпаться получается?
— Мне повезло, я — «сова». Мне тяжело просыпаться рано утром, а вот ночью работается легко. Если у меня матчи начинаются поздно, то я стараюсь разгрузить утренний график на следующий день. Например, прошу с утра не ставить мне смены на радио.

— Тройка лучших комментаторов, по Вашему мнению?
— Не буду делать выбор, потому что мы общаемся, я поддерживаю хорошие отношения со всеми коллегами. Есть и другая причина: моя взгляд получится субъективным. Скажу лишь, что у нас есть комментаторы разных стилей. И это хорошо, но сравнивать их сложно — просто все работают по-разному.

— Что есть в жизни Сергея Райляна помимо работы и спорта?
— Слишком много времени занимает работа. Я уже говорил, что работаю сразу в трех местах и на каждом месте стараюсь делать работу профессионально, чтобы у наших телезрителей не возникло желание переключить канал, у радиослушателей — частоту, а читатель не шел покупать другую газету. Все оставшееся время уделяю семье. Я очень люблю свою семью — маму, супругу и нашего ребенка. Вот вся моя жизнь и разделена на семью и работу. И могу сказать, что я счастлив. У меня есть работа, которая я люблю, и семья, которая меня во всем поддерживает!
Автор: Габдулла Айгозин sports.kz

Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram

t.me/allsportskz

Смотрите также

Комментарии

Сделать ставку
Комментировать могут только авторизованные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь
Больше новостей

Статистика


Опрос

Стоит ли урезать бюджеты казахстанским футбольным клубам?

Наверх