SPORTS.KZ
Sports.kz
Дата от   до
22 июля 2019 (10:40)

Российский тренер рассказал о работе в Казахстане и оценил уровень местного хоккея

Российский тренер рассказал о работе в Казахстане и оценил уровень местного хоккея

Главный тренер ангарского «Ермака» Олег Болякин в интервью «Ирсити» вспомнил о периоде работы в Казахстане с рядом местных клубов и молодежной сборной.

За свою карьеру Болякин трудился в «Иртыше», «Сарыарке», «Казцинк-Торпедо, «Алматы» и «Бейбарысе».

— В Караганде на хоккей ходили раньше также, как и сейчас?

— Там всегда были хорошие спортивные традиции, дворец спорта заполнялся постоянно. Да и не только на хоккей там ходят, в Караганде ещё есть футбольная команда, которую тоже любят.

Когда я играл в Межнациональной хоккейной лиге (хоккейная лига, существовавшая в период с 1992 по 1996 год, объединявшая команды из бывшего СССР — ред.), наш ледовый дворец всегда был полный. Приезжали такие команды, как московские «Динамо» и ЦСКА, рижская «Пардаугава», киевский «Сокол»... Болельщикам было интересно.

— Вы покинули Караганду из-за закрытия команды?

— Да, но тогда с хоккеем стало плохо почти во всём Казахстане, команда осталась только в одном Усть-Каменогорске. Такие вот были перестроечные времена. Там команда закрылась, там, раз — и всё. Ни у кого на хоккей денег не было.

Когда закрылся «Строитель», мне поступило предложение из Воронежа, отыграл там в Высшей лиге 3,5 сезона. После этого поиграл в хабаровском «Амуре» у Владимира Мариничева. Он меня приглашал к себе, когда я играл за «Воронеж». Это было в начале сезона, но меня воронежцы не хотели отпускать до Нового года.

— Вы несколько лет работали тренером молодёжной сборной Казахстана, под вашим руководством команда играла в элитном дивизионе. Согласны с мнением, что вам довелось работать с одним из самых талантливых поколений казахстанских хоккеистов за последние годы?

— Знаете, здесь я с вами не соглашусь. Очень сильные хоккеисты родились в конце 1970-х годов. Тогда и вратари были знаменитые — Виталий Колесник, Виталий Еремеев. Защитников вообще перечислять можно очень долго, их человек 40 есть высокого уровня, которые играли и на Олимпийских играх... Хорошо тогда работала усть-каменогорская школа, «Торпедо» тогда было базовой командой для всех сборных Казахстана.

Свои позиции хоккей в Казахстане начал терять в 1990-е годы. Тут вкупе всё сработало: кроме того, что хоккей пришёл в упадок, ещё и рождаемость в стране снизилась в принципе. Меньше стало мальчиков рождаться. Набор хоккеистов со временем становился всё меньше и меньше. Раньше можно было выбирать из 50 человек, которые приходили в школу. Потом стало так, что иногда на набор приходило человек 15 всего лишь. Даже выбирать не из кого было. Случился провал.

Когда я был главным тренером, мы брали хоккеистов 1987–1989 годов рождения. Среди них были талантливые ребята, но я бы не назвал то поколение «самым-самым». Но у нас работала система, поэтому был положительный результат.

— Из «Иртыша» вы ушли из-за закрытия команды. Как это произошло?
— Да, так и получилось, и это было очень неожиданно. Мы тогда доиграли сезон в Первой лиге, неплохо выступили, хотели перейти в Высшую лигу. Уже обо всём договорились даже с руководством области, мы с акимом об этом разговаривали. На базе «Иртыша» была молодёжная сборная Казахстана. У нас было 12 человек из молодёжки, и ту практику, которая им нужна была, они получали в «Иртыше», играя против опытных хоккеистов.

В один момент меня вызвал руководитель команды и говорит: «Денег нет, спасибо всем ребятам, я сделать ничего не могу». Так клуб и закрылся. Через год его вновь открыли, приглашали меня работать. Отказался, потому что тогда уже работал в «Сары-Арке».

— Когда вы были тренером «Казцинк-Торпедо» в ВХЛ, чувствовалось особое противостояние против «Ермака»? Для болельщиков матчи против Усть-Каменогорска всегда были важны.

— В то время у Алексея Ждахина, который тогда возглавлял «Ермак», был очень сильный состав. Тем более, у Ангарска тогда был договор о сотрудничестве с «Металлургом». «Ермак» получал подпитку сильными игроками из КХЛ — был Михаил Фисенко, Денис Стасюк, Роман Попов... Против «Ермака» всегда было интересно играть, но какой-то принципиальности я не ощущал. Это всё-таки спорт: 2 часа хоккея, а всё остальное — жизнь. Да и вообще я никогда не делил команды по принципу, что вот этих надо обыграть во чтобы то ни стало, а других — нет. Приезжали «Сарыарка» и «Торпедо» в прошлом сезоне, настраивал команду на эти игры как на все прочие.

— Долгое время вы работали главным тренером, а потом вдруг перешли на должность ассистента в «Бейбарыс» из Атырау. Это не был для вас шаг назад?
— Так сложилось, что нужно было работать, дабы не выпадать из хоккея. Мне поступило предложение от Александра Анатольевича Истомина, тогда он был главным тренером «Бейбарыса», и за это я ему благодарен.

В Атырау тогда была нестандартная ситуация. Формально у «Бейбарыса» было две команды. Одна, уже полноценно созданная, проводила сборы. Вторая была у Истомина. Но руководство области в конце концов приняло решение, что в чемпионате Казахстана будет выступать наша команда. Мы её собирали по крохам. На первые сборы в Латвии нас приехало 12 человек — три тренера и девять хоккеистов.

Не считаю этот этап в своей карьере шагом назад. У меня были свои полномочия, своя зона ответственности, которые передо мной определял главный тренер. Впереди паровоза никогда не бежал, делал то, что нужно было. За годы работы в «Бейбарысе» у нас сложилось трио в штабе из тренеров, которые все были главными — Истомин, я и словак Владимир Клинга. Это сослужило хорошую службу. Каждый был со своим мнением, со своим видением игры, всё это объединялось с философией главного тренера, он определял, как вести игру.

Я работал в очень хорошем клубе. Мы стали чемпионами Казахстана, у «Бейбарыса» очень преданные болельщики. Такие же, кстати, как в Ангарске.

— Многие называют Александра Истомина очень жёстким тренером и человеком. Вы согласны с этим утверждением?
— Я Александра Анатольевича знаю уже очень давно, больше 25 лет. Считаю, что он нормальный, хороший парень, со своими взглядами, принципами и характером. Мы хорошо поработали вместе 3,5 года, стали чемпионами Казахстана, вице-чемпионами Континентального кубка. То, что мы столько проработали и столько добились всего, говорит о многом. А комментировать чьи-то высказывания такого характера считаю неэтичным.

— Почему случилась отставка из «Бейбарыса»?
— Знаете, может, не совсем будет правильно это комментировать, выносить сор из избы... Не буду вдаваться в подробности, что именно происходило. Мы допустили несколько осечек, проиграли в Кокшетау, в Темиртау, и по приезде были сделаны определённые выводы. Но на всё воля Божья, как произошло, так и произошло. Я благодарен судьбе, что я оказался в Ангарске, и Александру Георгиевичу [Быкову] благодарен за то, что дал мне возможность здесь проявить свои профессиональные качества.

— Кто бы из команд чемпионата Казахстана мог выступать на уровне Высшей хоккейной лиги сейчас?
— Я думаю, вся первая четвёрка. «Бейбарыс», кокшетауский «Арлан», «Иртыш» и «Номад». Последний как раз пополнил ВХЛ.

— А как бы «Ермак» выглядел в чемпионате Казахстана?
— Он там был бы на первом месте, естественно. (смеётся) С этим составом, что есть сейчас, и с нынешней подготовкой он бы однозначно шёл на первом месте. Я в этом уверен. 

Автор: Даниил Конин ircity.ru

Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram

t.me/allsportskz

Смотрите также

Комментарии

Сделать ставку
Комментировать могут только авторизованные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь
    Больше новостей

    Статистика


    Опрос

    Кого вы хотите видеть главным тренером «Барыса»?

    Наверх