SPORTS.KZ
Sports.kz
Дата от   до
12 мая 2018 (11:46)

Райхан Куканов: «В казахстанском хоккее наблюдается просто преступное безразличие, и все почему-то молчат»

Райхан Куканов: «В казахстанском хоккее наблюдается просто преступное безразличие, и все почему-то молчат»

В пору становления казахстанского хоккея с шайбой одним из первых хоккеистов казахской национальности в командах нашей республики оказался приглашенный из соседней России Райхан Куканов. В конце 60-х годов прошлого века этот игрок перешел в алматинский «Автомобилист» из орского «Южного Урала». После являющийся ныне заслуженным тренером Республики Казахстан хоккеист играл за карагандинский «Строитель», который позже стал «Автомобилистом». 

В Караганде Куканов и завершил свою игровую карьеру, окончив впоследствии московскую Высшую школу тренеров. В 1984 году, выпустившись из ВШТ, Райхан Матешевич работал старшим тренером карагандинского «Строителя», после он возглавлял вновь созданную команду ШВСМ-«Таврия», которая представляла собой фарм-клуб усть-каменогорского «Торпедо», а также молодежную сборную Казахстана.

Стоит отметить, что в настоящее время Райхан Куканов все свои силы и опыт вкладывает в возрождение детско-юношеского хоккея нашей страны, до конца оставаясь верным своему делу жизни под названием хоккей.

Корреспондент республиканского интернет-портала Sports.kz пообщался с заслуженным тренером Казахстана о временах становления отечественного хоккея, а также узнал мнение данного специалиста о том, что же происходит с этим видом спорта в стране в настоящее время.

Как закалялась сталь

— Райхан Матешевич, в свое время Вы были единственным казахом в составах казахстанских хоккейных команд — и то, Вас пригласили из Орска. Почему вместе с Вами из российской команды не приехали тогда играть в Казахстан другие хоккеисты казахской национальности — тот же Джамбул Танырбергенов, например?
— Ну, во-первых, почему они не приехали, я не знаю, — их просто, может быть, не приглашали. Танырбергенов младше меня на три года, и на то время он был еще молодым, — это потом он уже заиграл, когда уже другое направление оказалось, наверное, у команды в Алматы. Так получилось, что команда в столице Казахской ССР создавалась, но ее продолжения, я имею в виду детскую спортивная школу, непосредственно связанную с командой, почему-то не было. Тогда я, молодой, этого не понимал, — это сейчас, с возрастом, стал осознавать. Возьмем феномен усть-каменогорской школы хоккея. Впервые я увидел Усть-Каменогорск в 1964 году, когда меня в 17 лет взяли в команду мастеров, — это был класс Б в Орске. Мы приехали на сборы в Ангарск, так как там похолоднее и зима приходит раньше. Тогда «Торпедо» в Ангарск привез играть Юрий Николаевич Баулин, который посеял зерна развития команды. В Усть-Каменогорск в то время приехали работать Валерий Польшаков, Валерий Шалыгин, Юрий Тархов, Владимир Решетников, которые и начали движение детского хоккея, — в принципе, от них все и пошло. Конечно, не все сразу удавалось. Но впоследствии успехи пошли впечатляющие.

Усть-каменогорские мальчишки 1969/1970 годов рождения, которых тренировал Олег Павлович Домрачев, дважды становились чемпионами СССР, — там как раз играл Ерлан Сагымбаев. Неплохо выступал и 1971 год рождения, а с 1972 годом меня пригласил работать в ШВСМ Валерий Шалыгин — чтобы создать в Усть-Каменогорске вторую команду. Тогда через мои руки прошли Андрей Пчеляков, Максим Комиссаров, Виктор Быстрянцев и Игорь Никитин, которые были молодые еще тогда, и их брали вторыми номерами. Семь усть-каменогорских ребят 1975 года рождения входило на то время в состав сборной СССР по тому возрасту. Это вратари Евгений Набоков и Виталий Еремеев и пятерка полевых — Андрей Самохвалов, Александр Рожнев, Анатолий Филатов, Олег Коваленко, Андрей Савенков. Школа работала в полную силу.

Уже в 1981 году в Казахстан вновь вернулся Юрий Николаевич Баулин — в Алматы, когда заново создавался «Енбек», и он меня пригласил туда работать начальником команды. В это время я как раз-таки закончил играть — тогда выступал в Караганде. В Алматы пригласили молоденьких Дмитрия Филиппова, Игоря Беляевского, Юрия Леонова, который потом играл в национальной сборной СССР и московском «Динамо», Сергея Старыгина, тренирующего нынче молодежную сборную команду Казахстана, Владимира Бородулина. Это все были талантливые мальчишки, которые, так получилось, оказались не нужны Усть-Каменогорску. Поэтому когда их привезли в Алматы, что они там творили! Конечно, я просто получал удовольствие от их игры.

Ломать — не строить

— Если сравнивать с 60-70-ми годами прошлого века, когда происходило становление казахстанского хоккея с шайбой, сейчас его поднять легче или тяжелее?
— Началось с того, что мы начали разрушать созданное, усть-каменогорское «Торпедо». Благо, что их подобрал потом «Казцинк», но мы все-таки его разрушили — забрали оттуда детей. Все началось с того, что в те тяжелые времена, 1991/1993 годы, когда не было денег и никаких условий, девятерым хоккеистам пришлось уехать играть в Магнитогорск — тогда их вместе с семьями вывезли. Братья Корешковы, Михаил Бородулин, Игорь Земляной, Андрей Соколов, Сергей Могильников своими успехами бросили там зерно, а им правильно воспользовалось руководство команды — создало школу, пригласило тренеров, построили прекрасный дворец. Потом Николай Мышагин увез в Россию ребят 1976 года рождения, Станислав Фролов забрал 1981 год, Сергей Герсонский — 1983-й... Здесь у нас и начался разрыв, который заметен и сейчас, — и никому нет дела до этого...

Я просто очень переживаю за все это с первых дней, так как наши дети уезжают, потому что они здесь никому не нужны. Посмотрите: в командах мастеров, которые играют в Казахстане, если мальчишка наш есть, то он сидит на лавке, а остальные — приезжие. Приезжий тренер везет с собой знакомых, родственников, которые у себя никому не нужны, но они отодвигают местных ребят. Столько потерянных денежных средств, которые были затрачены на детей, так как в среднем с 7 лет их воспитывали в клубах... А клубам этого ничего не надо, потому что там работают чужие люди, которые приехали зарабатывать.

В Федерации нет никого, кто болеет за хоккей

— Когда я работал в Павлодаре, создавал «Иртыш», ко мне звонил тренер или менеджер из Словакии, просил, чтобы я взял в команду словацких ребят. Я сказал: «Знаете, они иностранцы, и им нужно платить большие деньги», на что он мне ответил: «Не нужно, — они будут играть за еду». Теперь можно наблюдать, что иностранцы едут не за едой, а за хорошей зарплатой. Возможно, зарубежные хоккеисты, — они неплохие ребята, но наших-то детей там нет. Мне наши казахи говорят: «Казахстанские русские ребята уезжают в Россию, потому что они русские». А я им отвечаю: «Сами знаете, что дело не в национальности, — завтра и натуральные казахи поедут в Россию играть». Пригласят их — и они поедут, потому что здесь им места не будет.

Вся беда в том, что в нашей национальной хоккейной Федерации нет ни одного человека, который болеет за хоккей. Я не имею в виду Аскара Мамина — он государственный человек, и, я думаю, под его крылом можно было бы развить детский хоккей в Казахстане, а это самое главное. Но ему нужны помощники, которые болеют за этот вид спорта. Я не беру сборную Казахстана — отсюда и она тоже страдает. Помните, когда на Олимпиаде в Нагано наша национальная дружина выступила очень успешно под руководством Бориса Александрова, — это в последний раз она сыграла одной командой из Усть-Каменогорска, и с тех пор этих результатов нет. А их и не будет — откуда им взяться?!..

— На Ваш взгляд, уровень, на котором находился казахстанский хоккей с шайбой в конце 80-90-х годах, уже недостижим?
— Мы время теряем из года в год. После того, как я вышел на пенсию, мой хороший товарищ пригласил в Экибастуз, — он построил здесь каток, правда, нестандартный. Я приехал сюда тренировать детей — сначала на полгода, потом на год, а сейчас уже пошел седьмой год, как я здесь. Город небольшой, поэтому сюда никто ехать не хочет, а если построить катки в Актобе, Костанае, Шымкенте, Кызылорде, то будет толк. А сюда тренеры не едут, так как они едут в «Барыс», потому что там хорошие зарплата и условия. Там собрали лучших. Конечно, местные мальчишки там развиваются в хоккейном плане, там и детей больше, нежели в Экибастузе, где ребят я собирал в секцию буквально с улицы.

Национальная сборная Казахстана — боль

— По поводу национальной сборной я бы не хотел ничего говорить, так как это — боль. Тех людей, специалистов, которые остались еще с советского времени, становится с каждым годом все меньше, и нас вообще никто не хочет слушать и не признает. И близко не подпускают — поэтому о чем можно говорить?! Я не озлобился, мне просто обидно. Езжу с мальчишками по разным городам, в том числе и российским. За счет массовости россияне, конечно, могут идти в хоккее впереди планеты всей. Нам-то куда деваться?! У нас уже на глазах недавно уехал Александр Яковенко — наш, карагандинский, мальчишка 1998 года рождения. Егор Коршков, который тренировался в сатпаевском «Казахмысе», а потом и в «Барысе», — ныне игрок ярославского «Локомотива». В итоге они оказались ненужными в Казахстане. Вы знаете, что дети 2003/2004 годов рождения уезжают в Россию из Павлодара, к примеру, из Караганды, минуя сборные команды Казахстана, — а до этого никому нет дела, как и до национальной сборной страны. В казахстанском хоккее царит бардак, и это еще мягко сказано. Конечно, Мамину очень тяжело, потому что под ним должны работать специалисты, — а в «Барысе» кто специалист, покажите мне?!

Глупостью было говорить, что Найджел Доус — не командный игрок... Да он «Барыс» тащил один, а остальных нужно было под него подстраивать! Как создаются коллективы в «Локомотиве», «Ак Барсе», «Металлурге». А у нас каждый год все меняется... Я ничего не пойму, почему так происходит, поэтому про взрослый хоккей мне просто не хочется говорить. Я сам варился в этой кухне, а потом, как перешел в детский хоккей, много чего увидел. В каждом возрасте по Казахстану есть перспективные дети, которых можно собрать и постоянно наблюдать за ними — держать на карандаше и болеть за каждого. В свое время в московском ЦСКА был такой селекционер Борис Шагас, который умудрился не заметить юного Александра Мальцева, — так его Анатолий Тарасов потом чуть под трибунал не отдал. А у нас спокойно проскакивают хоккеисты... Все должны быть на карандаше и под наблюдением — вот это удел Федерации хоккея. А кому там этим заниматься?..

У нас наблюдается просто преступное безразличие, и все почему-то молчат. Но это наша общая беда! Кого можно удержать в таких условиях, Вы мне скажите, пожалуйста?!

Райхан Куканов: «В казахстанском хоккее наблюдается просто преступное безразличие, и все почему-то молчат»

  • (17) Оцените статью
sports.kz

Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram

t.me/allsportskz

Смотрите также

Комментарии

Сделать ставку
Комментировать могут только авторизованные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь
Больше новостей

Статистика


Опрос

Кого вы хотите видеть главным тренером «Барыса»?

Наверх