SPORTS.KZ
Sports.kz
Дата от   до
13 декабря 2010 (20:18)

Равиль Сабитов: «В России меня назвали казахстанским Спаллетти»

Равиль Сабитов: «В России меня назвали казахстанским Спаллетти»

«Химки», «Титан», «Химки», олимпийская сборная, юношеская сборная и финальный раунд чемпионата Европы, «Торпедо», «Маккаби», «Тобол» и золото чемпионата Казахстана — такой получается карьера Равиля Сабитова-тренера. Карьера, которая идет по восходящей.

От того Равиль Руфаилович так радуется своему первому чемпионскому званию, завоеванному в Костанае. Где его поначалу толком и не знали, не все футболисты принимали, не все коллеги по цеху в него верили. А он верил и своего добился. И попутно удостоился лестных сравнений с Гусом Хиддинком и Жозе Моуринью. Правда ему они (сравнения) не сильно помогли и не помешали — подобные слова, говорит, лишь подчеркивают, что он добился настоящего успеха.

«Хотел доказать самому себе, что я — тренер»


— Прежде всего, с чемпионством вас. Какие ощущения от проделанной работы спустя месяц? В ноябре вы говорили, что вместе с медалями пришло некоторое опустошение.
— Действительно, сперва не было ощущения: мы — чемпионы! После отпуска и отдыха от футбола это осознание уже пришло, что очень радует. Я счастлив от того, что стал чемпионом в первый же год работы с «Тоболом». Благодарен костанайским болельщикам, которые поддерживали команду независимо от результата. Даже после домашних поражений зрители все равно приходили на стадион, заполняли все трибуны. Хочу сказать спасибо и нашему тренерскому штабу: Александру Константиновичу Белякову, тренеру по физподготовке, тренерам-помощникам — Тимуру Уразову, Сергею Масленову, администраторам, массажистам, врачам и, конечно же, нашему акиму Сергею Витальевичу Кулагину, который любит и поддерживает футбол.

— Вам верилось, что добиться поставленной задачи реально уже за один год?
— Да. Прежде всего, очень сильно верил в себя. Значительную роль в обретении этой уверенности сыграло то, что моя сборная 88-го года попала в финальную часть чемпионата Европы. Наша юношеская сборная не могла решить эту задачу 25 лет. Пусть мы сыграли очень плохо, однако сам выход в финальный раунд стал большим плюсом в моем послужном списке. А то, что мы выступили не лучшим образом можно объяснить объективно: мы попали в восьмерку сильнейших, и соперники были попросту сильнее и мощнее наших ребят. Чемпионство в Казахстане — второй мой значительный успех. И шанс сыграть в Лиге чемпионов в будущем году просто будоражит кровь.

Когда только пришел в команду, конечно, верил в себя, верил в то, что у меня все получится. И было очень приятно, что аким (глава администрации области. — Прим. А.А.) Сергей Витальевич Кулагин любит футбол больше жизни, уделяет ему много внимания. Передо мной была сразу поставлена максимальная задача — второе место уже считалось неудачей, потому что за последние восемь лет команда семь раз становилась второй-третьей. Весь город уже устал от этого, всем хотелось чемпионства. И мне очень приятно, что оно состоялось при моем непосредственном участии.

— Больше года назад вы ушли из столичного «Торпедо», стали тренером-консультантом московского «Маккаби». Были сообщения об интересе со стороны питерского «Динамо». И в итоге — Костанай. Почему?
— До меня в «Тоболе» работал местный специалист, после ухода которого было принято решение пригласить тренера-иностранца. Я знал, что есть список из четырех-пяти кандидатов на эту позицию. В итоге — и мне это очень приятно — сам аким области Сергей Кулагин остановил свой выбор на мне. Так я приехал на собеседование в Казахстан.

— Долго не раздумывали?
— Нет, поскольку очень хотел работать. Во-первых, хотелось доказать, что та работа в «Торпедо» — вовсе не неудача, а скорее недоразумение, звезды так совпали. Я хочу сказать, что такого раньше в моей карьере не было, когда я брался за работу и терпел подобное фиаско. Поэтому хотелось как можно скорее доказать, прежде всего себе, что я — тренер, что я могу создать команду, дающую результат.

— Можно уже делать первые выводы. Ваш контракт с «Тоболом», подписанный по системе 1+2, видимо, пока не прервется?
— Да, так оно и есть. От добра не ищут. Мы уже формируем команду, которая будет играть на Кубке Содружества. Получается так, что из золотого состава большую группу игроков мы выставили на трансфер. Это, конечно, не говорит о том, что они плохие футболисты. Честь им и хвала за завоеванные медали. Однако жизнь не стоит на месте, надо делать шаг вперед. Нам нужна конкуренция, нужна страсть, нужна борьба за место в составе. Мое личное мнение — игрок может прогрессировать в хорошем темпе только тогда, когда в команде он находится не больше трех лет. А потом должна быть какая-то перемена — или игрок уходит, или тренера меняют. Иначе появляется самоуспокоенность, которая не приводит к прогрессу. Футболист начинает думать, что достиг всего. А это просто неправильный подход, поскольку достичь всего невозможно.

«Тобол» называют московским «Спартаком»


— Каким вы увидели казахстанский футбол после переезда из Москвы? С каким мыслями ехали в новую для себя страну?
— Первое впечатление сформировалось у меня во время турецкого сбора прошлой зимой, когда я смотрел за некоторыми другими командами, чтобы составить целостное мнение о казахстанском футболе. Все-таки я ничего не знал — как они играют, какой стиль предпочитают. Но сборы — сборами. Когда начался чемпионат, я был шокирован тем, как против нас играли. Все команды выходили против «Тобола», будто это был матч жизни и смерти.

Приятно меня порадовал уровень чемпионата. Он оказался — нельзя сказать, что средним — он был выше среднего. Очень квалифицированные судьи. Ходили какие-то разговоры на сей счет, пугали — но я ничего такого не заметил. Могу сказать, что очень хорошую работу провел Николай Левников (который в 2008–09 гг. являлся главой судейского департамента Федерации Футбола Казахстана. — Прим. А.А.) и его преемник Александр Мазманьян.

И в-третьих, сам стиль футбола — он достаточно своеобразный. Он отличается от европейского тем, что казахстанские футболисты очень любят возиться с мячом. Для всех команд самым предпочтительным стилем является спартаковский.

— Есть ли в казахстанском футболе клубы, которые могли бы закрепиться в российской Премьер-лиге?

— Надо сказать, что многое зависит от губернаторов. Если они захотят, то смогут сделать клубы с очень мощной инфраструктурой и большими задачами. Все в руках людей, которые вкладывают в футбол деньги.

— Пару советов наставникам, которые поедут в Казахстан.
— Нет такого универсального совета. Например, я пришел в команду, которую в Казахстане сравнивают с московским «Спартаком». Имеется в виду, что она тоже народная. Болельщики ее любят, соперники против нее особенным образом настраиваются. И в таком клубе совсем другое отношение и к футболистам, и к тренерам. С другой стороны, есть команды, где ничего подобного нет, где все приходится начинать с нуля, где тренер работает в совершенно других условиях. Единственное, что могу сказать, пусть Казахстан и играет в Европе, но не надо забывать, что это Восток.

«Моя коммуникабельность вызвала шок у жерналистов»


— А в личном плане на вас повлиял этот опыт работы в Казахстане?
— Да, повлиял. Совсем по-другому стал смотреть на некоторые вещи — может быть, более спокойно, более отрешенно. Находясь в Москве, в большом мегаполисе, получаешь информацию ото всюду, находишься в таком нервном состоянии, готов к любому звонку, к любому повороту событий. В Казахстане жизнь более спокойная и более размеренная. Там на все смотришь скорее взглядом философским, нежели таким нервным. И чемпионство, конечно, стало большим событием. Это придает много сил.

— СМИ называли вас полной противоположностью Дмитрию Огаю (экс-тренер «Тобола». — Прим. А.А.), сравнивали с Хиддинком, когда вы разъезжали велосипеде, сравнивали с Моуринью, когда наблюдали за тренировками команды со стороны. Как вы смогли завоевать расположение казахстанской прессы?
— Я прекрасно понимаю, что журналистам нужна информация. Когда у них нет информации, они не могут зарабатывать себе на хлеб. А такая ситуация нервирует людей любой профессии. Зачем усложнять жизнь себе и им, если можно в определенных рамках спокойно общаться, и давать им то, что они хотят? Когда я приехал в Костанай, то остался таким же коммуникабельным, каким был и в России. У журналистов это вызвало шок, потому что это был серьезный контраст. Если бы я пришел на место другого тренера, может быть, в глаза так сильно моя коммуникабельность и не бросалась бы. Казахстанские журналисты постоянно в теме, они очень грамотны — а это очень приятно.

Что касается сравнений с Хиддинком и Моуринью, могу рассказать еще об одном. Меня пригласили на «Радио Маяк», и наши российские ведущие назвали меня казахстанским Спаллетти. Журналисты же любят подобные обороты употреблять.

— Справедливости ради, обороты довольно лестные.
— Я же прекрасно понимаю, когда есть результат, тебя сравнивают с теми людьми, которые тоже дают результат. А если не будет результата, то тебя никто и ни с кем сравнивать не будет. Поэтому я прекрасно понимаю, как появляются эти обороты. Любой тренер зависит от результата. Если его нет — тренер теряет работу.
Автор: Александр Аксенов eurosport.ru

Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram

t.me/allsportskz

Смотрите также

Комментарии

Сделать ставку
Комментировать могут только авторизованные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь

Статистика


Опрос

Стоит ли урезать бюджеты казахстанским футбольным клубам?

Наверх