SPORTS.KZ
Sports.kz
Дата от   до
16 августа 2012 (17:47)

Олимпийская надежда

Олимпийская надежда

Вслед за «золотом» Ольгой Рыпаковой еще одной медали, серебряной, на Олимпиаде-2012 в Лондоне удостоилась и другая уроженка Восточного Казахстана — Надежда Торлопова, из женской сборной России по боксу (в весе до 75 кг).

Цели В «ExCeLе»


Свои бои на ринге лондонского выставочного центра «ExCeL» Надежда начала 6 августа с четвертьфинального поединка с нигерийкой Огоке. Только в первом раунде счет был равным (3:3), а второй россиянка выиграла с заметным преимуществом (7:1). Огоке заметно уступала Торлоповой в мастерстве и пыталась набирать очки за счет размашистых одиночных ударов. В середине третьего раунда россиянка отправила соперницу в нокдаун, практически сняв все вопросы о победительнице боя — (18:8). «Посвящаю победу своим мужу и сыну. Если бы не они, меня бы тут не было, — сказала потом 33-летняя спортсменка. — Теперь предстоит бой против китаянки. Думаю, что мне по силам с ней справиться».

Так оно и вышло. Торлопова в невероятном напряжении 8 августа праздновала викторию над китаянкой Ли Джинзи — 12:10 (3:4, 3:2, 4:2, 2:2). По ее словам, бой получился более эмоциональным, чем в четвертьфинале, «эмоции порой захлестывали». «После первого раунда я одно очко проигрывала, собрала все силы, а в голове сложилась картина: сын, муж, которые за меня болеют и кричат. Собралась с силами, было такое, что я чувствовала — сил нет, но не было даже мысли, чтобы сдаться или дать себе слабинку. Надо было идти вперед и работать, работать, работать — сквозь усталость и все остальное. Тренерский расчет делался на то, чтобы „измотать соперницу“. О счете даже не думала, но, самое главное, я выиграла», — заключила россиянка, соперницей которой 9 августа в финале, заключительном в олимпийской программе женского бокса стала 17-летняя чернокожая американка Кларесса Шилдс. Надежде в ноябре исполнится 34 года. А это значит, что этот поединок был для нее последним на крупнейших международных турнирах, так как по правилам АИБА после 34 лет в любительском боксе выступать нельзя ни мужчинам, ни женщинам.

В этом бою состоялось классическое противостояние опыта и молодости, где в данном случае победила последняя. Надежде удалось боксировать на равных с Шилдс лишь в первом раунде, который завершился со счётом 3:3. А затем сказалось преимущество американки в ручной скорости и серийной работе на взрыве. Торлопова как могла сопротивлялась и контратаковала. Она тоже нанесла немало хороших точных ударов, но Шилдс всё-таки была результативнее. Второй раунд она занесла в свой актив со счётом 7:4, а третью двухминутку — 5:3. После этого, по сути, исход боя стал ясен. Но славящаяся своим бойцовским характером Торлопова в заключительном раунде и не думала сдаваться. Показалось, что она нанесла не меньше точных ударов, чем слегка сбавившая обороты американка, но судьи решили и последнюю двухминутку занести в актив Шилдс со счётом 4:2.

В итоге — 19:12, победа, а с ней и олимпийское золото досталось американке. Но упрекнуть Надежду не в чем, она сделала всё, на что была способна. Что ж, желанное «золото» нашей землячке не досталось. Но и «серебро» — тоже показатель высочайшего уровня.

Дубинка?.. Ай доунт андерстенд!


А вот, что Надежда рассказала моему российскому коллеге Андрею Колесникову сразу после финального боя.

Я нашел Надежду Торлопову в тренировочном зале. Она сидела на стуле, казалось, обессилевшая, опустив голову на руки, рядом стоял доктор команды и даже не пытался ее утешить. Она подняла голову, и я увидел, что эта грандиозная женщина готовится заплакать.

— Сильно устали? — спросил я ее, чтоб она подумала о чем-нибудь другом, а не о том, как проиграла и как могла выиграть золото Олимпиады.

— Да я не устала, — вздохнула она. — Просто расстроилась.

— А все расстраиваются, когда получают серебро, — сказал я ей. — Только потом появляется ощущение, что это — серебро Олимпийских игр.

— Я хотела золота, — ответила она. — Я шла на это.

Я понял: и ни на что другое. Как все.

— Но я немножечко не успевала за ней, — призналась она.

До награждения было еще несколько минут, и я спросил, зачем женщины занимаются боксом… что-то в этом роде. Она удивилась этому вопросу и здесь же, в тренировочном зале, рассказала мне свою невероятную историю.

— Сыну было лет семь, когда мы отдали его в секцию бокса… я смотрела, смотрела, как это все происходит в зале, и потихонечку решила сама… То есть он ушел, а я пришла. Причем к его же тренеру.

— И он вас взял? Вам сколько лет тогда было?

— 26 лет, — сказала она. — А что?

— Да нет, ничего.

На самом деле я, конечно, удивился. Думал, ее таланты заметили, когда она была девочкой, и растили из нее чемпионку, или, вернее, серебряную медалистку… Что все было, как полагается. Как везде, как у людей. Как растили с младых ногтей американку, выигравшую у нее. Но у нее все было совсем не так, как полагается.

— А до этого вы занимались каким-нибудь спортом? — спросил я.

Доктор стоял рядом и улыбался, предвкушая ответ.

— Нет, — сурово ответила она. — До этого нигде не занималась. А негде было. У нас в деревне никаких залов-то не было. Только когда в город переехали, сына смогли отдать в секцию.

Переехали они в Кострому. Я не успел спросить, откуда, потому что к ней подошла волонтер и сказала, что нужно переодеться.

— Для церемонии награждения, — пояснили ей. — Тренировочные брюки надеть…

— Скажи, что забыла! Так пойду! — мрачно сказала Надежда Торлопова.

Или вообще не пойдет, понял я. Причем она не хотела идти, не рвалась, мягко говоря.

— Так что вы спрашивали? — она демонстративно отвернулась от волонтера и повернулась ко мне.

— Откуда вы в Кострому переехали?

— Из деревни, я же сказала. Деревня Убинка Восточно-Казахстанской области. Оттуда переехали в Кострому.

— Дубинка? — не расслышал я.

— Убинка! — терпеливо повторила она.

Ну, тоже убедительно.

— А вы хоть посоветовались с кем то, прежде чем в секцию записываться в 26 лет?

— В 27… Почти…- поправила она. Да, на семейном совете решили, — кивнула Надежда. — «Как смотришь, — говорю мужу, — что я…» ну и так далее. Но я не поняла, что это мое дело, пока первый бой на соревнованиях в Костроме не выиграла.

А потом она выиграла и сами эти соревнования. А ее соперницы боксом занимались действительно всю сознательную жизнь, но в конце концов оказывались наедине с деревенской девушкой из Убинки.

Тут ей некстати напомнили про серебро: сказали, что надо идти на церемонию. Она встала:

— Ну что, я пошла…

Пока мы подошли к выходу в зал, где уже стояли и американка, выигравшая у нее (Надежда не удостоила ее даже взглядом), и казахстанская спортсменка, я еще спросил ее, кем она работала до того, как стала заниматься боксом.

— Я воспитатель детского сада,- сказала она. — По образованию.

Больше она ничего сказать не успела. Ее поставили впереди американки, и она стояла, опустив свои мощные плечи и медленно переминаясь с ноги на ногу. Она опять вспомнила, что проиграла главный бой за те шесть лет, которые занимается боксом. И главный, без сомнения, бой в своей жизни.

Волонтер объясняла ей правила награждения.

— Да не понимаю я! — прямо в лицо ей сказала Торлопова. — Ай доунт андерстенд!

Волонтер приветливо кивнула и встала впереди нее, давая понять: фоллоу ми — я все покажу. А когда она снова зашла в тренировочный зал, я уже увидел слезы на ее лице. Это уж точно не были слезы радости. Но тут ей позвонили.

— Спасибо!.. — говорила она. — Им всем тоже привет… Сынуля там как?.. Что? А, ну да, выиграла все равно… Медаль? Да, тяжелая… Но не золотая!.. — вырвалось у нее. — Спасибо… Ну ладно… В 17:50 завтра должны уже прилететь… Я тебя тоже люблю…

— Муж позвонил, — сказала она.

Она не пошла к журналистам на пресс-конференцию (хотя это считается обязательным для спортсмена), потому что не хотела она, плохо ей было. И теперь рассказывала, какие она соревнования выигрывала до того, пока поехать на Олимпиаду, и как первый раз выехала за границу, на чемпионат Европы.

— Оно, знаете, как получается? — сказала мне Надежда Торлопова. — Ты приезжаешь и не видишь ничего. Только тренировки и выступления… А тебе потом говорят: «О, ты поездила…» Но я мечтаю поездить.

— Так, значит, поездите теперь! — попробовал обнадежить я. — Прямо сейчас можно на море. Тем более что денег теперь и вы заработали. И много!

— К маме хотим поехать, в Казахстан, — сказала она. — Она там одна. Просто папа не дождался даже первой моей победы, умер, и она оттуда, из деревни, не хотела уезжать от него. Но думаю, маму перевезем все же в Кострому.

Удои молока в ВКО


По словам Ольги Игнатьевны, мама Надежды — «в вечернее время, когда боксировала Надя, все в округе переставали доить коров и прилипали к телевизору»: «Переживали все, от мала до велика, наш домашний телефон раскалялся от звонков — из Шемонаихи, из Первомайки, — делилась впечатлениями со мной собеседница. — У меня, конечно, тоже все тряслось от волнения. Надя каждый день звонила мне из Лондона, успокаивала — „мамочка, не переживай, все будет нормально“. И я счастлива, что она завоевала серебряную медаль. Вся Убинка с нетерпением ждет ее приезда домой. Скоро обещала навестить нас вместе со всей семьей». Уж не знаю, упали ли удои молока на родине Надежды Торлоповой? Вряд ли. Скорее, наоборот.

Серебряные кулочки


В своем микро-блоге в Твиттере известный боксер Николай Валуев написал «Неплохой денек. Рад за серебряные кулачки Софьи и Надежды!». А вот, что сказала сама Надежда о финальном бое на турнире по боксу в Лондоне-2012.

— Почему проиграли?
— Наверное, дело в том, что соперница досталась молодая, была быстрее меня. Но проигрывать тоже надо уметь. Она достойный противник. Молодец!

— Но на вашей стороне был опыт…
— Да, но так получилось, что молодость победила опыт. Чего-то немножко не хватило.

Скорости, скорее всего.

— А в какой момент почувствовали, что уходит победа?
— После второго раунда, когда сказали, что я проигрываю два очка.

— В тот момент ещё можно было что-то сделать?
— В тот момент я собралась, показала всё, на что способна. Но что-то не получилось, в итоге серебро.

— О чём говорили с тренером между раундами?
— О том, как работать. Он советовал мне действовать левой и держать соперницу на дистанции.

— Вы до этого с ней уже встречались?
— Нет, это было впервые.

— Но на чемпионате мира в Китае она была?
— Да, но я с ней не встречалась. Она там проиграла.

— Это опасно, когда с соперником встречаешься впервые?
— Со всеми соперниками когда-то встречаешься в первый раз. А сказать, опасно или нет… Это зависит от соперника и от тебя самой — как ты будешь его воспринимать.

— Бои с ней смотрели?
— Да, просматривала. Настраивалась на работу, но что-то сегодня не получилось.

— А что в ней самое опасное? Какой главный козырь?
— Она очень подвижная, и её сложно предугадать. Если вы видели, то в четвёртом раунде она даже язык показала, когда я не смогла попасть. Это было смешно.

— А был момент, когда вы подумали: хорошо я ей вмазала?
— Было несколько моментов, но прямого точного удара мне так и не удалось ей нанести за весь бой. Того, который соперники боятся.

— Можно ли в современном женском боксе отыграть пять ударов за один раунд?
— Ничего невозможного не бывает.

— У вас такое было?
— Честно говоря, сейчас не могу вспомнить. Возможно, что и было.

— Для вас серебро — это успех или нет?
— Да, серебро — это успех. Конечно, хотелось выиграть золото. Главное, как я уже говорила, что меня поддерживают, я это знаю. Дома меня ждут сын и муж, которые будут встречать меня, которые рады моему серебру. Я знаю, что они болели за меня и хотели, чтобы я выиграла золото. Но не получилось. Всё равно они меня любят и гордятся мной.

— Какой-нибудь подарок сыну уже присмотрели в местных сувенирных магазинах?
— Ещё не думала об этом. Сейчас время появится и займусь этим.

— Что будете делать с перчатками, в которых боксировали вчера и сегодня? Позолотите и повесите на стенку?
— Нет. Это же не наши перчатки, мы их здесь берём.

— Вы уходите из бокса?
— Да, я ухожу.

— Что будете делать дальше?
— Займусь семьёй. Отдам своим дорогим мужчинам всю любовь и ласку, которую они недополучили за эти шесть лет.

Точку поставит дочка


На следующий день после финала она прилетит в Шереметьево, ее встретят муж и сын. Поздравят коллеги из Федеральной службы судебных исполнителей, где обеспечивает порядок пристав — призер лондонской Олимпиады. Устроят грандиозную встречу в Костроме. В своей телеграмме поздравит экс-президент России, ныне премьер-министр Д. А. Медведев: «Вы упорно сражались на боксёрском ринге и в трудных боях с сильными соперницами противопоставили им опыт, высокое мастерство и огромную волю к победе. Олимпийская медаль стала достойным украшением Вашей спортивной биографии». Словно, поставит точку в олимпийской истории уроженки Восточного Казахстана.

Для нас, ее земляков, она, несомненно, тоже оправдала олимпийские надежды.

А на вопрос — «Пройдёт Олимпиада, исполнится 34 года, а что потом?» Надежда ответила: «Потом идут в профессионалы. Я же хочу после Олимпиады родить дочку. А там посмотрим».

Так что точку ставить рано…

Наша справка: Торлопова Надежда Викторовна (в девичестве — БУХГОРН). Родилась 23 ноября 1978 г. в с. Убинка Шемонаихинского района Восточно-Казахстанской области.

Рост — 176 см, вес — 75 кг.

Образование — Усть-Каменогорский педагогический колледж (учитель начальных классов), Костромская государственная сельскохозяйственная академия (инженер-механик). Спортсмен-инструктор школы олимпийского резерва им. Александра Голубева и ДЮСШ № 4. Сотрудничает с международной компанией «Орифлейм», совмещая с работой судебным приставом.

Мастер спорта международного класса России по боксу (по другим данным — змс РФ). Член национальной сборной России. Победитель различных международных турниров («Ахмет Кормет»-2009, Турция Стамбул; «Кубок Николаева»-2009, Украина; «Гран При Усти над Лабем»-2011, Чехия; «Кубок мира нефтяных стран»-2011, Россия Сургут и др.). Трёхкратная чемпионка России (св. 81 кг — Нижний Тагил, 2009; Челябинск, 2010; 75 кг — Новосибирск, 2011), бронзовый призер чемпионата России (Одинцово, 2007), двукратная чемпионка Европы (св. 81 кг — Украина, Николаев 2009; 75 кг — Голландия, Роттердам 2011), чемпионка мира (св. 81 кг — Барбадос, Бриджтаун 2010), бронзовый призер ЧМ-2012 (75 кг — Китай, Циньхуандао). Серебряный призер ЛОИ-2012 (75 кг — Лондон).

Первый тренер — А. Н. Морозов.

Замужем (муж — Владимир 1976 г.р., сын — Станислав 1997 г.р.). В настоящее время проживает в г. Кострома (Россия).
Автор: Виктор Боженов sports.kz

Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram

t.me/allsportskz

Смотрите также

Комментарии

Сделать ставку
Комментировать могут только авторизованные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь
Больше новостей

Статистика


Опрос

Можно ли назвать позором выступление Казахстана на Олимпиаде в Токио?

Наверх