SPORTS.KZ
26 июля 2012 (01:14)

Николай Винокуров: «Санька был маленький, да удаленький»

Отец о сыне

«Вино, Вино, Вино!» — толпа хлынула к автобусу «Астаны», когда в его дверях показался Александр Винокуров — капитан казахстанской велодружины. В конце французского гранд-тура Саша выглядел немного усталым, но тем не менее никому не отказывал в автографе и мини-фотосессии. Винокуров всегда очень уважительно, тепло относился к болельщикам, а они в ответ его просто боготворили.

Ладно бы в Казахстане, спортивную славу которому принес многолетний лидер «Астаны», или, скажем, во Франции, где он раньше успешно выступал, а сейчас проживает со своей семьей. Но Вино готовы носить на руках в Швейцарии и Бельгии, Италии и Германии, Испании и Голландии. По крайней мере, персональных болельщиков знаменитого казахстанского велосипедиста из этих стран я не раз встречал на нынешней многодневке «Тур де Франс». А один раз ко мне подошел велофанат из Японии, который специально прикатил во Францию, чтобы увидеть прощальный тур казахстанского чемпиона. Откуда столько поклонников у нашего Вино? Чем он покоряет сердца прос­тых любителей велоспорта? На этот вопрос мне помог найти ответ отец Александра — Николай Винокуров, скромно стоявший рядом с командным авто «Астаны» и с неподдельной гордостью наблюдавший картину «Вино и его фанаты».

— Санька всегда был таким: добрым, внимательным, — говорит Николай Алексеевич.

— Если уехал далеко, всегда звонит, беспокоится, как у нас со здоровьем, все спрашивает, переспрашивает… Вообще он очень чуткий: и к друзьям, и к знакомым, и просто к окружающим его людям. Если гонок нет, то все, как правило, собираются у него дома, обсуждают всякие дела или просто общаются. Во время праздников, конечно, могут посидеть немножко. Организатор он хороший. А может, просто тянет людей к нему… Когда он в прошлом году на «Тур де Франс» упал и сломал бедро, все наши соседи и даже совсем незнакомые люди подходили к нам с женой: сочувствовали, поддерживали, переживали вместе с нами.

— Вы, наверное, в шоке были от того страшного падения, которое не раз потом крутили по всем каналам Европы?
— Да, мы как раз сидели дома вместе с родителями Светы — жены Саньки. Смотрели гонку по телевизору. Мы с друзьями собирались поехать во Францию, поболеть за нашу команду. И тут такое! Когда Саня сошел с дистанции, мы прилетели к нему домой. Хотели с ним остаться. А он нас отправил на «Тур», сказал: надо ребят поддержать. Но после гонки опять заехали к нему. Там было много друзей. Он был очень рад, что никто не бросил его. Ему как-то легче сразу стало. Вообще, хорошо, что так все обошлось. Могло быть и хуже. Ведь у него два друга на гонках разбились. В 1994 году в Шымкенте погиб Алексей Мартынович, а в 2003-м во Франции на «Париж — Ницца» — Андрей Кивилев.

— Смерть Киви сильно потрясла Сашу?
— Не то слово. Он ведь хотел вначале сойти с гонки. Но потом решил продолжить, чтобы выиграть ее для Андрея. И Санька сделал это, посвятив победу другу. Видимо, в этот момент в нем была сила двух человек.

— Первую победу сына помните?
— Конечно. Это случилось в 1987 году на «Школьнике Казахстана». Санька был самый маленький из всех участников соревнований. Даже тренер говорил: ешь морковку — вырастешь. На него никто не обращал внимания. А он взял и победил. Вот так: маленький, да удаленький. И после этого у него пошло-поехало…

— А кто его посадил на велосипед?
— У нас в Бишкуле секций много было: он то в одну ходил, то в другую. А потом пошел на велоспорт: там велосипеды спортивные давали, хоть и старенькие, но тем не менее. Ему понравилось. Он увлекся. Тренер был хороший — Сергей Иванович Кручина. Ходило много ребят, но не все выдержали. Все-таки в пять утра надо было вставать, пробежку делать и в дождь, и в снег — Санька все выполнял. Упрямый был: поставит цель — обязательно выполнит.

— А в кого он такой добрый, сильный, упертый, целеустремленный: в вас, в Раису Сергеевну или в деда?
— Не знаю. Наверное, получил от всех понемногу. Я лично спортом раньше не занимался. Ну, так просто играл в деревне в волейбол, футбол. А три года назад Саня меня заставил на велосипед сесть. У нас есть велоклуб в Петропавловске. Там собираются бывшие спортсмены и все желающие. Два раза в неделю выезжаем на 40-50-60 километров.

— И вы справляетесь?
— Свободно. Сейчас мне 61 год, а там гонщики по 45–50 лет, есть и моложе — но все равно отстают.

— Так вот откуда у Вино чемпионская жилка!
— Мне друг тоже говорит: Николай, Саня, видимо, в тебя пошел. Тоже стремится быть впереди всех.

— А вы бы хотели, чтобы ваши внуки Алекс и Николя стали профессиональными велосипедистами?

— Нет. Это опять сплошные переживания. Без травм ведь не обойдется. Хотя Саня говорит: захотят, пускай идут в велоспорт, но настаивать не буду. Они сейчас дзюдо занимаются. Выигрывают у всех в своем десятилетнем возрасте.

— Мальчишки-близнецы больше французы или русские?
— У себя во Франции они между собой общаются больше по-французски. А со мной — по-русски. Они разговаривают, все понимают, но все-таки думают на французском языке. Им так легче. Да и мне проще: есть во Франции свои переводчики. Я ведь по-французски только «здравствуйте» и «до свидания» знаю. Нам уже трудно в таком возрасте учить иностранный язык.

— А вы часто приезжаете во Францию?
— Каждый год начиная с 98-го. А когда в 2002-м двойняшки родились, нам с женой приходилось два раза в год по три месяца там жить. Помогали Свете. Ведь их дочке Иришке тоже было тогда всего два годика. Вначале одни родители дежурили, потом другие. Так и сменяли друг друга. Пять лет по полгода там жили, пока внуки не подрос­ли. Сейчас после «Тур де Франс» к нам на месяц приедут. Уже третий год подряд каникулы в Казахстане проводят. Им тут нравится: свободы больше…

— Александр сильно переживал, что ему не удалось взять этап на прощальной для него «Тур де Франс»?

— Конечно, он старался, говорил: «Батя, что в моих силах, я все сделаю». И ведь постоянно атаковал. Увы, возраст, травма: у него ведь еще и спицы не вытащили. Значит, судьба. Вон Кисерловски на этом «Туре» упал и ключицу сломал. На ровном месте. Хотя и не без посторонней «помощи».

— А что бы вы сделали с теми хулиганами, которые разбросали гвозди на трассе?
— Просто руки оторвать бы им. Когда мы видим, что кто-то упал даже из чужой
команды, все равно переживаем. Сразу думаешь о том, что у него есть мать, отец, близкие. Каково им сейчас? А эти сволочи просто головой не думали что делали. Их бы на эти гвозди самих посадить. Может, тогда до них дойдет. Но разве теперь их поймаешь…
Поделиться

Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram

t.me/allsportskz

Смотрите также

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь
    Больше новостей

    Опрос

    Нужна ли Казахстану велокоманда «Астана»?

    Наверх