SPORTS.KZ
15 октября 2015 (12:28)

Коллекционеры предлагали основателю первого в РК музея велоспорта выкупить самые редкие экспонаты

Коллекционеры предлагали основателю первого в РК музея велоспорта выкупить самые редкие экспонаты

Первый в нашей стране Музей велоспорта, расположенный в Алматы в РСШИКОР имени Каркена Ахметова, недавно отметил маленький юбилей — ему исполнилось пять лет. И история его создания очень интересна.

Работающий в этой спортивной школе в качестве тренера-механика Александр Гончаров — большой любитель коллекционировать старинную атрибутику велосипедистов. Однажды решил, что будет лучше, если он с друзьями соберет все экспонаты в одном месте. Посоветовался с директором учебного заведения. Он и комнату для будущего музея выделил, и клич соратникам бросил.

И каково же было удивление Александра Гончарова, когда велосипедисты, не только Казахстана, но и других республик бывшего Советского Союза, стали присылать в созданный музей не только спортивную атрибутику, но и фотографии, грамоты, медали, завоеванные ими на различных состязаниях. Даже технику, на которой они добивались побед. И за пять лет это место превратилось в настоящую святыню велоспорта. Каждый год в начале учебного года сюда приходят юные гонщики и знакомятся с историей не только казахстанского велоспорта, но и всего мира. Наш корреспондент также побывал в музее и попросил его основателя и хранителя рассказать о нем поподробнее.

— У каждого атлета после завершения спортивной карьеры наступает период, когда он с ностальгией начинает вспоминать о днях минувших, — начал свой рассказ Александр Гончаров. — Но они рассказывают и вспоминают свой доблестный путь в спорте только тогда, когда их спрашивают. Многие герои с течением времени уходят в забытье, а музейные экспонаты расскажут о них.

Да и не только о каком-то конкретном лице. Здесь собрана вся история велоспорта республики. Поэтому каждый, кто приходит сюда, проявляет неподдельный интерес к победам спортсменов СССР. Разве не интересно, на каких велосипедах выступали велосипедисты 40–50 лет тому назад? Да и самим ветеранам интересно прийти сюда и вспомнить былые годы, победы и разочарования.

Эта комната остается единственной отдушиной, связывающей их с прошлым. Сюда также приходят для того, чтобы вдохнуть победный дух. А это важно для нынешнего поколения, чей путь в большой спорт только начинается. И первые уроки с воспитанниками РСШИКОР мы проводим именно здесь.

— Давайте начнем с велосипедов, собранных в вашем музее.
— Их более двух десятков. Собирал по чердакам и подвалам. Некоторые подарили сами спортсмены. Вот, к примеру, французский «Бертин» 1954 года выпуска — один из лучших гоночных велосипедов своего времени. То же самое можно сказать и о «Рихспорте», выпущенном в Голландии. Кстати, именно на таком «железном коне» алма-атинец Николай Макаров выиграл в 1977 году в Амстердаме золотую медаль чемпионата мира в индивидуальной гонке преследования.

Помните двукратного чемпиона мира Сергея Шпака? Он ездил вот на этом агрегате, выпущенном в Харькове. Есть и штучная техника, исполненная специально для Александра Винокурова. Изготовлена она с казахской атрибутикой. Вот велосипед, выполненый по спецзаказу для выступления на Олимпийских играх — 2008 в Пекине. Но, как известно, Саша в столицу КНР не попал, а свою технику передал в дар нашему музею.

Рядом стоит велосипед Андрея Кивилева, на котором он в 1997 году выиграл тур Австралии. А этот «Кольнаго» принадлежал известному казахстанскому трековику, чемпиону мира, ныне главному тренеру сборной РК Вадиму Кравченко. На «Тахлоне» Андрей Кашечкин стал бронзовым призером «Вуэльты».

У каждого экспоната своя история. Можно рассказывать об этом часами. Когда ребята приходят в музей и знакомятся с экспонатами, они порой удивляются: как гонщики прошлых лет гоняли на такой тяжелой технике? Понятно, что современные велосипеды намного легче тех, которые хранятся в музее. Сейчас велосипедисты, можно сказать, вообще выступают на суперлегких экземплярах. Но хочу отметить, что даже на этой тяжелой технике наши спортсмены добивались высоких результатов, потому что брали характером, усердием. Они больше тренировались, я это по своему опыту знаю.

— После развала СССР где приобретали технику ведущие казахстанские гонщики?
— Это отдельная история. Помню, дело было в 1994 году. Японцы решили нам помочь, и спонсором нашей велокоманды стал один известный бренд, выпускающий электронику. Их спецы попросили чертежи на изготовление индивидуальных велосипедов для каждого члена сборной РК. Раньше всем этим занимались в штабе сборной Советского Союза. Владислав Павлович Кухарский — один из наших руководителей велоспорта — поручил мне это дело. Я собственноручно провел все расчеты и выдал необходимые параметры для каждого спортсмена. Вроде бы получилось.

По моим чертежам японцы изготавливали рамы. На тех велосипедах казахстанцы не раз побеждали не только на континенте, но и в мире. Вон желтый велосипед «Карима». Он создан по моим эскизам во Франции и принадлежал чемпиону Азии из Алматы Вадиму Кравченко. На нем он выступал на Олимпиаде в Атланте и на Азиатских играх.

— Вижу грамоту чемпиона мира в групповой гонке кызылординца Марата Сатыбалдиева. Расскажите, откуда она у вас?
— С Маратом мы большие друзья. Он сам отдал ее для музея. Хочу заметить, что любая вещь, особенно форма победителя тех или иных соревнований, очень дорога для любого спортсмена. Но многие жертвуют ею для того, чтобы люди знали историю.

Вот висит майка известного нашего трековика Николая Макарова, розовый комбинезон выдающегося казахстанского гонщика Александра Винокурова, форма чемпиона мира 1991 года Михаила Тетерюка, победителя Азиатских игр — 1994 в Херосиме Андрея Мизурова. Если помните, тогда он с партнерами Александром Винокуровым, Сергеем Лавриненко выиграли командную гонку.

А вот эта майка казахстанского участника престижной многодневной велогонки «Тур де Франс», неоднократного победителя различных многодневных велогонок в Восточной Европе Николая Головатенко. Подобный экземпляр вы вряд ли где еще найдете. В 1989 году в СССР впервые была организована профессиональная команда «Альфа Люм». В ней были собраны все звезды советского велоспорта. Попал в эту команду гонщиков и наш Головатенко. Потом, правда, этот коллектив распался. А майку Николай передал нам.

В углу висит майка чемпионки Олимпийских игр — 2004 в Афинах в гонке по очкам на треке, пятикратной победительницы первенств Европы россиянки Ольги Слюсаревой. Она сама ее подарила, когда узнала, что в Алматы есть такой музей. Уникален и вымпел с росписями участников велогонки мира 1983 года. В самом верху стоит автограф первого чемпиона Олимпийских игр — 1960 в Риме в групповой шоссейной велогонке москвича Виктора Капитонова. Далее идут подписи украинца Олега Чужды, эстонца Рихо Сууны, латвийца Петра Угрюмова и других. Его мне россияне подарили.

— А вот эти кубки, какова их предыстория?
— Они принадлежат Владимиру Шаповалову. Он их выигрывал на различных стартах. Был чемпионом Европы. Тут же его медали, дипломы, памятные значки. После смерти Владимира все это передал нашему музею его брат. Принес и сказал: «Путь лучше люди любуются этими кубами, медалями, чем их растащат родственники».

Как-то я был в Питере и встретился там с бывшим нашим талгарским гонщиком Евгением Корольковым. Он передал музею свою медаль победителя чемпионата СССР. «В Санк-Петребурге меня никто не знает, — сказал ветеран. — Пусть лучше на родине этой медалью любуются земляки».

— Здесь, смотрю, и обувь есть? А эта велотуфля действительно Александра Винокурова?
— Да, это его спортивная обувь. Саша в ней выиграл серебряную награду на Олимпиаде-2000 в Сиднее. Вон та туфля — женская. Она принадлежала шестикратной чемпионке мира Галине Царевой. Когда показываю ее нынешнему поколению, все смеются. «Разве можно было в такой неудобной обуви состязаться?» — спрашивают они. Да и по технике у них много вопросов.

— Вы сами-то, как пришли в велоспорт?
— Я в детстве отдавал предпочтение конькобежному спорту. Но однажды увидел, как из ворот завода Кирова выезжают велосипедисты. Потом узнал, что там базировался велоклуб «Волна». Сюда и пришел в 15-летнем возрасте. Тренера на меня посмотрели, поначалу не хотели принимать, мол, взрослый уже. Но потом узнали, что я серьезно коньками занимался и записали.

Первым моим тренером была Вера Михайловна Осинцева. Но больших успехов достичь в велоспорте я не сумел. После армии выполнил норматив мастера спорта СССР. Любовь к этому виду спорта осталась на всю жизнь и стала моей профессией. Я работал тренером в ДЮСШ, тренером-механиком в ФСО «Динамо». Даже в сборной Советского Союза успел в механиках походить. С 1990 года — в РСШИКОР имени Каркена Ахметова. Куем для страны спортивные кадры.

— Есть ли аналогичные музеи в республике?
— Чисто велосипедного нет. Он единственный в республике. Иногда руководители федерации предлагают перенести его в столицу. Но я боюсь, что экспонаты, среди которых много очень редких, могут попросту исчезнуть. Не скрою, мне не раз звонили коллекционеры и просили продать кое-какие экспонаты из музея за очень хорошие деньги. Но честь мундира и честь тех, кто ковал победы, писал историю велосипедного спорта в стране, мне дороже.

Коллекционеры предлагали основателю первого в РК музея велоспорта выкупить самые редкие экспонаты

Поделиться

Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram

t.me/allsportskz

Смотрите также

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь
    Больше новостей

    Опрос

    Нужна ли Казахстану велокоманда «Астана»?

    Наверх