SPORTS.KZ
Sports.kz
Дата от   до
18 мая 2007 (08:57)

Эх, покачу!

Если б еще месяц назад кто-то назвал такую цифру занимающихся в Алматы маунтинбайком, ничего кроме саркастической улыбки эти данные бы не вызвали. Да откуда? О горном велосипеде мы и услышали-то всего лет десять назад, а Федерации сноуборда и экстремальных видов спорта южного мегаполиса нет и двух. Но именно федерация без тени сомнений сообщает, что сейчас самым крупным в стране по числу увлекающихся байкингом людей является город Алматы — порядка пяти тысяч (!) энтузиастов.

С самыми отчаянными из них мы имели возможность познакомиться в спортивно-развлекательном комплексе «Табаган», где на днях прошел первый открытый чемпионат Казахстана по байкер-кроссу. Нелепо предположить, что в отчете о футбольном матче комментатор стал бы рассказывать о правилах игры, размерах поля и других общеизвестных вещах, но в маунтинбайке такие подробности пока не лишни. Итак...

Трасса протяженностью 1 200 метров готовилась две недели, зато получилась на загляденье. Как сказали специалисты, к началу соревнований она вполне соответствовала международным требованиям. Восемь трамплинов различной сложности, семь контруклонов, дропы, «гребенка»... Местами уклоны трассы достигали 40 градусов, а скорость спуска спортсменов составляла 60—70 километров в час.

И все это на специальном велосипеде. Очень демократичные правила: не умеешь или пока боишься прыгнуть с трамплина — осторожно спускайся с него, упал, сломал велосипед — бери его в руки и беги на финиш. Главное условие — скорость преодоления трассы. Перед началом чемпионата мы взяли эксклюзивное интервью у соучредителя Федерации сноуборда и экстремальных видов спорта города Алматы Владимира Семилетова, который существенно дополнил наши не слишком обширные познания в области маунтинбайка.

— Среди участников соревнований будет немало тех, кто зимой увлекается сноубордом, — сказал Владимир, — но в основном это профессионально занимающиеся именно маунтинбайком люди, которые сегодня имеют все шансы победить. На чемпионат приехали ребята из Астаны, Щучинска, Бишкека, но больше всех алматинцев. Предварительные соревнования пройдут по формуле одиночных заездов на время, затем 32 лучших участника будут разбиты на квартеты, и на трассе финальной стадии мы увидим очное соперничество претендентов на награды.

— Какую погоду любят байкеры?

— Сухую и солнечную, но вчера, после обильных дождей, мы работали на трассе в сильнейший туман и по колено в грязи. Спортсмены были готовы ко всему, но, как видите, и погода улучшилась, и трасса подсохла, хотя в некоторых местах ее пришлось застелить соломой.

— В чем особенности новой трассы?

— Во-первых, она одна из самых длинных, во-вторых, при ее создании было использовано много материалов и интересных идей, затрачено много труда.

— Владимир, в чем разница подготовки спортсменов на горных естественных трассах и таких искусственных, как в «Табагане»?

— Спортсмены, как вы понимаете, те же, и если у них хорошая горная подготовка, то это всегда большой плюс. Хотя один спортсмен-профессионал мне как-то сказал: «Главное у нас — сам дух бойца. Ты даже можешь не слишком усердно тренироваться, но выигрывать соревнования за счет воли и страстного желания».

— А в чем основные отличия велосипеда для маунтинбайка от аппаратов для шоссейных гонок или городских великов?

— В горных увеличена ширина шин, как правило, они шипованные и толстые, специальные прочные обода. А еще специальным образом сконструированы рамы, чтобы тоже выдерживали постоянные колоссальные нагрузки. Неподготовленные рамы у нас просто рассыпаются. Передних амортизационных вилок у городских велосипедов либо нет, либо они простые, а у нас и они поглощают мощные толчки. Плюс задний амортизатор.

— И кто же эти бесстрашные спортсмены, у которых, похоже, амортизаторов нет только в душе?

— Простые безбашенные ребята — студенты, рабочие... Живут и ходят среди нас, на улице и в аудитории вы их не узнаете. Но здесь они, облачаясь в полную экипировку, надевая шлемы и наколенники, прихватывая велосипеды и поднимаясь в горы, полностью преображаются. Не будем загадывать и делать прогнозы, но мне кажется, что сегодня шансов победить больше у наших гостей из Кыргызстана. Из Бишкека приехали очень подготовленные спортсмены, они здорово экипированы и появились в «Табагане» за несколько дней до соревнований. Значит, акклиматизировались и успели посмотреть трассу. Впрочем, и у нас есть достойные претенденты на победу, но они с трассой ознакомиться не успели. Это, конечно, минус.

...Около шестидесяти участников, в том числе восемь девушек, не убоялись крутизны спуска и смело ринулись вниз покорять верхнюю ступеньку пьедестала почета первых официальных соревнований. Помимо медалей открытого чемпионата страны на кону были вполне солидные призовые: за победу у мужчин главному смельчаку и «технарю» полагались 130 000 тенге, у женщин — 70 000. Чемпионами в тот день были провозглашены алматинцы Андрей Давыденко и Юлия Бакирова, в тройку призеров также вошли Диас Байсеитов, Виталий Герасимов, Ольга Бочкарева и Светлана Прилужникова.

— Как удалось победить — ума не приложу! — удивлялся после финиша Андрей Давыденко. — У меня постоянно ломалась то цепь, то еще что-то, ни в одном заезде не крутил педали нормально. Поднимаясь на канатке, я даже говорил своему велосипеду: «Ну дай мне хотя бы один раз нормально покрутить педали! Я тебя за это помою». Трасса классная, ее не стыдно показать и на международных соревнованиях. Она скоростная, очень техничная и, главное, безопасная. Серьезно велосипедом я занимаюсь не более двух лет, а к этим состязаниям готовился пять дней.

— Всего-то?

— Тогда я вам скажу вот что. Почти год я работаю в одной дизайнерской компании, и все время добираюсь туда и обратно на велосипеде. То на заднем колесе где-то прокачусь, то спрыгну с бордюра. Одним словом, тренировки каждый день, тем более в городе, где автомобильные «пробки» на дорогах — повсеместное явление. Велосипед в таких условиях — лучший транспорт. Ну а зимой — сноуборд, здесь же тренируюсь и выступаю в соревнованиях.

...Нам остается добавить, что эти старты в «Табагане» вызвали интерес даже в Национальном олимпийском комитете Республики Казахстан. Дело в том, что в 2011 году здесь планируется проведение соревнований по сноуборду в программе VII зимних Азиатских игр. Представители НОК РК Владислав Кухарский и Николай Гуцель увиденным остались довольны.

Юрий Лифинцев
"Казахстанская правда"

Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram

t.me/allsportskz

Смотрите также

Комментарии

Сделать ставку
Комментировать могут только авторизованные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь
    Больше новостей

    Опрос

    Нужна ли Казахстану велокоманда «Астана»?

    Наверх