Юсуп Шадиев: «Что имеем — не храним, потерявши плачем»
1 февраля 2009(00:14)
Юсуп Шадиев: «Что имеем — не храним, потерявши плачем»
Ветеран «Кайрата» 80-х не пропускал домашние матчи любимой команды даже в самые трудные времена. Патриотические чувства к клубу, в котором он играл и с которым его связывают теплые воспоминания, по словам Юсупа Шадиева, останутся в сердце навсегда.
Из-за финансовых проблем легенду казахстанского футбола перевели в первую лигу. Многие ветераны «Кайрата» и просто любители игры № 1 не могут поверить, что город, в котором проживает около 2 миллионов человек, останется без большого футбола. Интервью нашему изданию дал бывший защитник легендарного «Кайрата» Юсуп Алаудинович Шадиев, проведший в составе алматинского клуба 14 лет.
«У нас на первом месте был футбол!»
— Где вы начинали свою карьеру, и как попали в «Кайрат»? — Футболом я начал заниматься на стадионе «Аэропорт». Раньше в советское время футболом были заражены все, от мала до велика. После школы все мальчишки спешили на стадион погонять мяч, тогда, насколько помню, кроме игры № 1, нам больше ничего и не было нужно. Затем где-то лет в 14 перешел на стадион «Локомотив», к тренеру Юрию Борисовичу Ястребову. Примерно в то же время попал в юношескую сборную КазССР. Наверное, на каком-то турнире меня приметили тренеры «Кайрата», и в 1971 году я попал в дубль любимой команды, наставником которого был уважаемый товарищ Болотов. Когда учился в школе, я и не мог подумать, что окажусь в команде мастеров, да ещё и в «Кайрате». Раньше конкуренция была просто сумасшедшей, на место в составе претендовало сразу несколько равноценных игроков, те нагрузки, которые нам предлагали тренеры, не каждый игрок сегодняшнего дня выдержал бы. Это нынешнее поколение, попадая в клуб, начинает диктовать свои условия, а в наше время на первом месте были футбол и профессионализм!
— Кто из ребят, с кем вы занимались в детстве, впоследствии оказался в большом футболе? — У нас было много талантливых ребят. Виктор Заречный был очень одаренный парень, но по каким-то причинам ему так и не удалось закрепиться в «Кайрате». Вообще у нас было предостаточно прекрасных игроков, на Спартакиадах и различных всесоюзных турнирах мы часто занимали призовые места. В 1972 году дубль «Кайрата» занял второе место в чемпионате СССР. Представляете, второе место в союзного значения соревновании, где участвовало столько различных школ — грузинская, украинская, армянская, российская, узбекская, да что там говорить это был высокий уровень! В Казахстане всегда были таланты. В «Кайрате», например, играли ребята из Джамбула, Чимкента, Караганды, при этом не просто играли, а достойно представляли республику в союзных соревнованиях.
— Юсуп Алаудинович, футбольную карьеру вы провели в роли защитника, тогда как многие мальчишки мечтают стать нападающими и забивать голы… — Знаете, по фактуре я больше подходил для оборонца. Как говорили мне тренеры, я был резким и цепким, а такие качества для защитника необходимы в первую очередь. Полузашитник сам по себе прагматик, который должен связывать оборону и нападение, при том, что ещё и техника должна быть на уровне, не говоря уже про атакующих игроков. Знаете, если технически я и не был как Пехлеванидито брал свое за счет работоспособности.
О времени, проведенном в «Кайрате»
— За 14 сезонов в «Кайрате» вы повидали много тренеров, кто, по-вашему, был диктатором, а кто демократом? — У каждого тренера своя методика подготовки, и у каждого своя правда. Для меня каждый из них авторитет! Считаю, любой наставник должен быть диктатором. Например, Антон Григорьевич Фальян сильно любил молодежь, буквально с первого дня своей работы он показал, что видит будущее клуба за молодыми. При Севидове я играл за дубль, Волков год поработал, потом Каминский с Тимуром Сегизбаевым, они приняли команду в разобранном состоянии, было много возрастных игроков, нужна была «свежая кровь». Тимур Санжарович по натуре очень добрый, этого прекрасного человека я считаю вторым отцом. В 1979 году Тимура Санжаровича и Станислава Каминского сменил Волчок. С его приходом в команде появилось много молодых и интересных игроков, такие, как Стукашов, Салимов, Ледовских, Волгин, Масудов и другие не менее одаренные футболисты. Из опытных остались я, Саша Убыкин, Боря Евдокимов, Сеильда Байшаков, Куралбек Ордабаев, Владимир Никитенко, надо сказать, что те, кто пришел, полностью оправдали тренерские надежды. Позже к нам присоединились Курбан Бердыев, Валера Гладилин, очень много сделавшие для становления «Кайрата». Имея в составе дуэт нападающих в лице Стукашова и Пехлеваниди, мы представляли собой грозную силу. В советском футболе с нами считались, дома даже киевское «Динамо» с московским «Спартаком» побеждали, да и в гостях старались, цеплялись за каждое очко. Позже с приходом Остроушко в коллективе была жесткая дисциплина, он мог за нарушение дисциплины наказать денежным штрафом, но если ты уже в следующей игре проявлял себя, Леонид Константинович возвращал оштрафованные деньги.
— Раз вы сами упомянули два великих клуба, скажите, на чьей стороне в этом противостоянии были ваши симпатии? — Если честно, то мне ближе было, даже сам не знаю почему, «Динамо» тбилисское. Грузины демонстрировали привлекательный футбол. Если киевляне были машиной, без малейшего преувеличения, которой во главе угла стоял результат, которого, безусловно, они добивались. В «Спартаке» пытались играть в свой фирменный футбол, начиная от своих ворот, спартаковцы начинали плести кружева, а вот грузинское «Динамо» играло в свое удовольствие, для души! Они могли, кого хочешь обыграть и также неожиданно проиграть аутсайдеру, настолько романтично и авантюрно действовало в те времена тбилисское «Динамо».
— Какие чувства вы испытывали, когда «Кайрат» обыгрывал перечисленных вами соперников? — О, тогда нами гордились, представьте, полный стадион болеет за нас, а мы играем с «Динамо» Тбилиси, ведь никто и подумать не мог, что наша дружина выиграет у грузин 5:0! Да иногда мы, сами не осознавая, на что способны, могли обыграть любого соперника, тех же киевлян с их звездным составом, да любого!
— Известно, что один сезон вы провели в грозненском «Тереке», расскажите немного подробнее об этом периоде вашей карьеры. — В том году вылетели в первую лигу, отношения в коллективе стали какими-то прохладными, и тут поступило предложение из Грозного, поразмыслив, я принял его и ни о чем не жалею. Ведь уже через год вновь оказался в любимой команде.
— Вспомните какой-нибудь курьезный случай, ходит множество разных слухов, будто в ваше время футболисты баловались спиртным и могли себе позволить выяснять отношения прямо на футбольном поле. — Скажу за себя. В бытность игроком я не позволял себе подобного, ни капли алкоголя, а те, кто пил, я с ними не водился. Что скрывать, бывали всякие — и выпивали, и попадали. Возьмите Фанаса Салимова, парень очень любил пиво, зато на тренировках пахал за себя и за того парня. Тимофеев — «цыган», что, он плохо играл? Один из самых надежных защитников, тоже иногда позволял себе в меру расслабиться. У нас ведь как — выпил с девушкой бутылку шампанского, а тебя уже за алкоголика считали. Нет, у нас в команде 80-х не было алкашей, действительно не было! Во-первых, у нас начальником был Куралбек Ордабаев, любое дисциплинарное нарушение каралось рублем, знаете, как ощутимо!
В 70-х да, бывало разное, Ионкин-нападающий от бога, и хоккеист неплохой, но выпивал, при этом он пахал, там даже придраться не к чему. Толик был одним из лучших бомбардиров высшей лиги, 16 мячей забил! В первой лиге и вовсе под тридцать забивал. А сейчас посмотрите, вон, Остапенко три гола забил, а мы его уже на руках носим.
Нет у нас хороших нападающих! Квочкин, Ионкин, Пехлеваниди, Стукашов, Чеботарев — вот это мастера с большой буквы!
— «Кайрат» вашего времени славился командным духом, можно ли было вас назвать дружным коллективом? — Безусловно, были хорошие игроки, был неплохой микроклимат. Но назвать кого-то своим другом из плеяды 80-х я не могу. То поколение игроков, с которыми мне посчастливилось выступать в начале карьеры, было намного сплоченнее. Знаете, друзья познаются в беде. Один раз в жизни, это было не так давно, я попросил о помощи у тех, с кем играл в одной команде много лет и кого считал своими хорошими товарищами. Помощь даже не в финансовом плане… Они знают и наверняка прочитают, с этими людьми у меня даже нет желания просто здороваться, не говоря о каких-то общих делах.
— Довольны ли вы тем, как сложилась ваша футбольная карьера? — Годы, проведенные в «Кайрате», останутся в моем сердце навсегда. Ни о чем не жалею, хотя были отдельные предложения, но, как говорится, от добра не ищут. Я очень люблю наш прекрасный город, у меня здесь много друзей, товарищей. Могу назвать вам несколько имен, которые действительно сделали для меня многое, это Фальян, Сегизбаев, были у меня хорошие друзья и в других видах спорта.
Договаривались все, кроме «Спартака»
— Что вы можете сказать о «договорняках»? Приходилось слышать, что в ваше время такие матчи случались чуть не в каждом туре… — Не буду скрывать, бывало всякое. Одному нужны были очки, другому приходилось выручать, и клубы друг у друга в долгу не оставались. Все договаривались, кроме «Спартака», потому что там был Старостин. Его даже в тюрьму Сталин посадил за то, что он не сдал игру Тбилиси. Именно благодаря уважаемому Николаю Старостину поднялся футбол в Казахстане. Он имеет непосредственное отношение к становлению всеми нами любимого «Кайрата».
— Как вы прокомментируете прошлогоднюю ситуацию вокруг скандального матча в Усть-Каменогорске между «Востоком» и карагандинским «Шахтером»? — Вот я поражаюсь, чем руководствовались в ФФК, когда снимали с первенства «Восток»? Играли-то две команды, верно?! Почему одну снимают, а другую оставляют?! Вот я вам даю взятку, меня ловят, а что, посадят только меня? Вот именно, что обязаны-то, посадить обоих. Если принимать справедливые решения, то необходимо идти до конца, как в Италии! Там даже не посмотрели на такие имена, как, например, «Ювентус». А у нас бардак! Если взялись очистить наш футбол от грязи, пожалуйста, но зачем принимать смешные решения?
О положении дел в казахстанском футболе
— Многие специалисты отмечают, что чемпионат-2008 стал самым чистым за всю историю проведения первенств республики, ваше мнение? — Безусловно, положительные сдвиги есть. То же судейство стало намного объективнее, стали на совесть судить матчи национального чемпионата. Ошибки от предвзятости можно отличить легко, поэтому в этом плане хотелось бы, чтобы и дальше работа продолжалась в том же ключе. Новое руководство федерации со своей стороны должно очищать и искоренять все то, от чего наш футбол страдает в последнее время. Задайтесь вопросом, почему в российскую премьер-лигу не приглашают наших игроков? Все просто — там смотрят на показатели выступлений, как национальной, так и молодежных команд, а что у нас сильная сборная? В Казахстане давно уже не наблюдается хороших игроков, их по пальцам одной руки можно пересчитать, возьмите наших легионеров, получится такая же картина.
— Впервые за много лет казахстанский клуб на Кубке чемпионов Содружества добрался до финала, импонирует ли вам дружина Владимира Муханова? — Второе место актобинцев заслуживает уважения. По ходу турнира наши футболисты выиграли такие команды, как «Рубин», «Арарат», азербайджанский «Интер», белорусский МТЗ-Рипо. А в финале уступили лишь в серии пенальти молдавскому «Шерифу», конечно, потеря такого ключевого игрока, какСмаков, сказалась на действиях нашего чемпиона. В решающем матче мне понравился Асанбаев, именно после его навеса Логвиненко забил шикарный гол. Несмотря на проигрыш по пенальти, «Актобе» сделал большое депо!
— Логично ли было со стороны Владимира Васильевича за две минуты до «лотереи» менять врата¬ря Бойченко на Сидельникова? — Квалификация Муханова не подлежит сомнению. Тренер посчитал, что более опытный Сидельников сможет проявить себя в послематчевых пенальти, но молдаване пробили с одиннадцатиметровой отметки безупречно. «Шериф», который имеет суперсовременную базу, заслуженно победил нашего чемпиона. Вот когда у нас появится нечто подобное, как в Молдове, тогда и мы будем выигрывать различные турниры. Помнится, раньше в Москве проходил турнир «Неделя», куда съезжались представители разных республик, так вот, «Кайрат» неоднократно становился призером тех соревнований, а однажды мы и вовсе турнир выиграли, одолев в финале московское «Динамо».
— Кто является лучшим футболистом Казахстана последних лет? — Из отечественных — Самат Смаков, сразу видно, что человек серьезно относится к работе. Улугбек Асанбаев — трудяга, ещё мне нравится наш голкипер Лория. Давид уже на протяжении нескольких лет демонстрирует стабильную игру. Мне не очень понятно, почему его не пригласили на матч с англичанами, ведь в некоторых моментах Давид действительно мог бы выручить.
Из легионеров мне импонирует Струков, старательный парень, ещё был узбекский нападающий из Костаная Бакаев, тоже неплохой игрок. В основной своей массе к нам едут третьесортные легионеры, которые у себя на родине не могут найти работу, а у нас в стране зарабатывают хорошие деньги. Очень грустно, что пропал такой футбольный клуб, как «Алма-Ата». В этой команде играло много местных воспитанников, и дружина довольно прилично смотрелась на фоне других.
— Положение в регламенте гласит об обязательном наличии в составе каждого клуба двух молодых игроков, на ваш взгляд, поднимет ли такой метод казахстанский футбол? — По-моему, это правило, наоборот, тормозит развитие наших молодых игроков. Ведь, зная, что он все равно попадет в состав, игрок не будет полностью выкладываться. В наше время, чтобы пробиться в основной состав, нужно было пахать на тренировках так, что потом еле ноги передвигали. Но мы старались, доказывали, что заслуживаем свое место в составе. А что видим сейчас? Не успел игрок толком проявить себя, как его начинают раскручивать. Нет системы. Вот когда у нас действительно начнут на деле, а не на словах поднимать детский футбол, тогда и увидим плоды. В настоящее время радуемся, что наша «молодежка» выигрывает один-два матча, но чем мы хуже тех же середняков? С нашими возможностями национальный чемпионат должен находиться в тройке лучших на постсоветском пространстве.
— Юсуп Алаудинович, нашей национальной сборной 1 апреля предстоит отборочный матч чемпионата мира с командой Беларуси, а «националка» до сих пор без главного тренера, кто, на ваш взгляд, смог бы занять эту должность? — Здесь, я думаю, велосипед изобретать не нужно. Берндт Шторк показал, что способен работать с национальной дружиной. Когда он только возглавил «Алма-Ату», она сразу начала показывать приличный футбол. С «молодежкой» у него тоже кое-что получалось. Из отечественных специалистов особо отмечать никого не буду, потому что у нас достаточно хороших наставников. Примеров много — Огай, Садуов, Волгин, Никитенко, Талгаев, список можно продолжить, тот же Владимир Муханов; команды, с которыми он работал, все показывали результат. А вот кого я не считаю квалифицированным тренером, так это Пайперса — приехал, заработал, уехал. Хотя при нем команда и одержала свою первую победу и очков набрала немножко, я думаю, что он слабый специалист.
— В этом году в отечественный футбол вернулся Войт Талгаев, который возглавил талдыкорганский «Жетысу», что скажете по этому поводу? — Талгаев в футбольном мире — имя. Нужно отдать должное этому специалисту, не каждому удастся с командой первой лиги завоевать Кубок России. В Казахстане, с какими бы командами ни работал Талгаев, везде ему удавалось создавать боеспособные коллективы, которые всегда вели борьбу за самые высокие места. Так что возвращение Войта — большой плюс для всего нашего футбола. А как сложится его работа в «Жетысу», даже не знаю.
— Не возникало ли у вас желание заняться тренерской деятельностью? — Нет, такого желания никогда не испытывал, когда завершил карьеру игрока, были тяжелые времена, детские тренеры зарабатывали копейки, глядя на них, у меня не было никакого желания заниматься неблагодарным делом.
О трагедии «Кайрата»
— Давайте перейдем к не очень приятной для вас теме. Перевод «Кайрата» в первую лигу… — Я просто в шоке! «Кайрат», бренд нашего футбола, не может найти необходимые деньги для участия в премьер-лиге. Это чья-то целенаправленная работа. Посудите сами, город, где столько бизнесменов, столько различных компаний, да даже городскому бюджету вполне по силам содержать клуб. Я не представляю, если московский «Спартак» окажется в схожем положении, да там народ никогда не до пустит такого произвола! Взять подмосковные «Химки», так там сразу после вмешательства простых болельщиков и президента РФС и их обращения к мэрии нашли все необходимые финансы и клуб сохранили. А мы загубили наш легендарный «Кайрат»!
— Представляю, как вам обидно. Скажите, казахстанский футбол много потеряет от того, что в нем не будет «Кайрата»? — «Кайрат» — это целая эпоха всего нашего футбола, это имя известно далеко за пределами Казахстана. Я не представляю подобную ситуацию в Грузии или Украине, там местное «Динамо» — гордость нации, на них равняются все остальные, такого произвола в этих странах просто не допустят.
— Как вы можете охарактеризовать тот факт, что два алматинских клуба «Мегаспорт» и «Алма-Ата» объединились и теперь будут базироваться в Астане под новым названием «Локомотив», тогда как столичная «Астана», имея долги перед игроками за прошлый год, объявлена банкротом. — Это нонсенс! Здесь, наверное, следует задать вопрос руководителям нашей федерации. Посмотрите, «Астана» и «Кайрат» имеют на двоих 5 титулов чемпиона Казахстана! Ещё эти команды больше всех выигрывали Кубок страны. В Семее «Елимай» тоже развалили, а какая была команда! Обидно, хотя я понимаю, кризис, но он ведь не только у нас, верно? На спорте такие вещи сказываться не должны. Недаром существует поговорка «что имеем — не храним, потерявши — плачем». К примеру, в Костанае аким любит футбол, и его почитают болельщики, надо всем брать пример с руководителей Костанайской области! У нас получается, любит местный аким футбол, значит, футбол там будет развиваться, нет, значит, извините.
— Спасибо за беседу.
Автор: Ерзат Сергазин Источник: «PROСПОРТ» Казахстан Фото: Владимир Зайцев