SPORTS.KZ
Sports.kz
Дата от   до
21 апреля 2018 (00:46)

Юрий Петухов: «Не должен конюх сразу становиться председателем колхоза»

Юрий Петухов: «Не должен конюх сразу становиться председателем колхоза»

Подводя неоднозначные итоги казахстанского хоккейного сезона-2017/2018, который близок к своему логическому завершению, можно констатировать, что из года в год наши проблемы в этом виде спорта никуда не исчезают. Ко всему прочему добавилась и не поддающаяся никакому разумному объяснению политика руководства столичного «Барыса», направленная то ли на кардинальное сокращение расходов клуба, то ли на что-то вообще с точки зрения логики непонятное. 

Республиканский интернет-портал Sports.kz не оставляет надежд объективно разобраться во всей тяжелой ситуации, сложившейся в казахстанском хоккее. Со своим вопросами по данному поводу мы обратились к бывшему вице-президенту ХК «Торпедо» (Усть-Каменогорск) Юрию Петухову.

— Юрий Владимирович, что думаете по ситуации с Найджелом Доусом, которого в итоге мы не увидим ни в «Барысе», ни в сборной Казахстана?
— Вы знаете, со своей стороны я могу лишь сказать, что эта потеря — невосполнимая. Я думаю, что и «Барыс» больше такого игрока не найдет, исходя из их приобретений последних лет, — наверное, Вы со мной согласитесь, что такого хоккеиста найти крайне сложно, и любой российский клуб будет просто счастлив иметь в своем составе этого игрока. Кроме того, исходя из того принципа, что, не имея контракта с «Барысом», не играешь и в сборной Казахстана, я думаю: тогда вообще какой был смысл иностранцам давать второе гражданство?!.. Ведь всем же изначально было понятно, что эти люди остались американцами и канадцами, и, в случае чего, они сразу же развернутся и уедут, не выступая ни за какую сборную. Имело ли смысл лишать на многие годы казахстанских хоккеистов выступлений за сборную — вот этот вопрос самый главный. Просто дело в том, что я вижу все со стороны, потому что наблюдаю уже не первый год, — как Вы сами знаете, я восемь лет трудился в «Торпедо» и работал при той Федерации, которая была раньше, и при нынешней Федерации тоже. Я вижу, что сделала Федерация, — она обогатила чемпионат Казахстана клубами, обогатилась сама как Федерация финансово, потому что прекрасные офисы, большой штат — это очень хорошо, но развития хоккея как такового пока не вижу в Казахстане. Насколько я в курсе, усть-каменогорская школа сегодня практически пуста, потому что такие же российские «полуграждане» играют уже сегодня и за фарм-клуб команды, а в самом «Торпедо» всего четыре усть-каменогорских игрока выступало этом сезоне. Это разве не показатель того, что никакого развития хоккея в Казахстане нет, на самом деле?! Просто в угоду, хоть и не хочется его так называть, показушному результату, — которого тоже так и не удалось добиться, — собирается какая-то странная сборная из игроков непонятно какой страны, принадлежности, и достигаются соответствующие результаты. Так что, мне кажется, что просто тот путь, которым Федерация идет сегодня, — это не совсем путь развития.

— В сложившейся ситуации на что надеется тренерский штаб национальной сборной Казахстана, публично отказываясь от услуг лидеров команды Найджела Доуса и Дастина Бойда, не говоря уже о том, что наверняка помочь команде на турнире в Венгрии мог бы и тот же Мартен Сен-Пьер?
— Я не знаю. Мне кажется, они могут надеяться только на авось. С той сборной, которую мы имеем сегодня, выйти в элиту будет катастрофически сложно. Я, честно говоря, не верю, что они выйдут, — и смысл какой с этой командой куда-либо выходить? Чтобы снова вылететь, проиграв всем?!.. Ведь ни для кого не секрет, что в последние годы, сколько раз выступала в элите сборная Казахстана, даже первое звено, состоящее из иностранцев, которое в КХЛ всегда на лидирующих ролях, — оно проигрывало практически всем первым звеньям других сборных. А что говорить тогда обо всех остальных?.. То есть, уровень казахстанского хоккея на сегодня вовсе не должен претендовать на то, чтобы находиться в элите. Нужно выращивать крепких своих игроков, которые наедятся уже в группе А первого дивизиона и смогут представить солидно свою страну в высшем дивизионе мирового хоккея. Мне кажется, это не сборная, а просто непонятно для чего собранный коллектив. Кроме того, я не верю, что тренер уровня нынешнего наставника сборной Казахстана когда-либо сумеет добиться чего-либо на столь высоком уровне. Не бывает сказок, нужно просто вспомнить о том, что первое требование к человеку — это всегда его профессионализм. Профессионализм на уровне Континентальной хоккейной лиги и на уровне казахстанского первенства — конечно, совершенно разный. По-моему, очень большая ошибка в том, что все сегодня ориентировано на хороших финансистов, на тех, кто хорошо что-либо организует, — но я не думаю, что хороший финансист может организовать хороший хоккейный коллектив. Он может обеспечить необходимыми финансами, но кто-то должен следить именно за игрой, за состоянием хоккеистов, полностью за коллективом. Главный тренер не может за всем следить, его задача — наигрывать команду и внедрять свои идеи, если они у него есть. А над ним должен стоять руководитель, который решает не только финансовые вопросы, а абсолютно все, — включая помощь наставнику в подборе игроков, договоренности с игроками и обеспеченность контрактов. То есть, я хочу сказать о том, что работать в КХЛ могут и смогут только люди, имеющие имя, — имя в хоккейном бомонде именно этого уровня, не кто-то там из деревни, — это очень легко прослеживается.

— Один из лидеров сборной Казахстана Роман Савченко не примет участия в играх за национальную сборную на турнире в Будапеште...
— Если честно признаться Вам, я к Роману прекрасно отношусь. Он играл при мне и во второй команде, и в первой, и в мою бытность он перешел в «Барыс», в котором тогда была несколько другая, чем сейчас, обстановка, и, по моему мнению, последние два-три сезона он просто деградировал как защитник. Голы, которые Савченко забивает, он забивал всегда. У него есть «чуйка», хоккеист может бросить с кистей издалека, но давным-давно тренеры ему не доверяют. Роман болтается где-то в крайних звеньях в паре с Александром Липиным, — то есть, от него не ждут никаких перспектив, поэтому у него их и нет. Думаю, его уход из «Барыса» будет крайне важен именно для него самого. По какой причине этого игрока не берут в сборную Казахстана? Ну, видимо, остальные лучше — по мнению главного тренера, что очень удивительно. Я не могу сказать, что среди казахстанских хоккеистов есть защитник такого уровня. Леонид Метальников имеет примерно те же кондиции, но его по какой-то причине «Барыс» к себе не берет. Вообще, если честно признаться, то, с момента появления «Барыса» на таком высоком уровне, через него прошло очень много казахстанских игроков, и если пронаблюдать, куда они все девались, — большинство с травмированной психикой остается в первенстве Казахстана. Некоторые, увидев большие деньги, предъявляют потом настолько несуразные требования, что их просто никуда не берут. То есть, большинство игроков, прошедших «Барыс», уходят на уровень ниже. А уровнем выше — ну, кто?.. Вадим Краснослободцев — куда он ушел... Так никуда и не ушел. Такая ситуация, весьма настораживающая, — то есть, что-то такое все-таки имеется, что мешает хоккеистам развиваться. И оно было всегда — даже в ту бытность, когда президентом «Барыса» был, действительно, тот человек, который понимал в хоккее, ну, и неважно какими методами, но все-таки его продвигал — я имею в виду Нурлана Оразбаева. Не хочу говорить о его человеческих качествах, о каких-то там финансовых распрях, — это не интересно в данной ситуации. Просто президентом клуба был человек, который в хоккее понимал, — то есть, ему не могли подсунуть, как сегодня я вижу, таких «пеньков», от которых просто и ждать-то нечего. А мы сидим и ждем, когда они заиграют и где.

— Между какими сборными, по Вашему мнению, пойдет основная борьба за две путевки в элиту на турнире в Будапеште?
— Я думаю, что, как говорят, венгры крайне сильны, но и Словению вовсе не стоит со счетов списывать, так как там есть игроки очень хорошего уровня, — может быть, каких и у нас нет сегодня. Поэтому думаю, что это Венгрия и Словения. А перспективы Казахстана — примерно 30 процентов в сравнении с этими же двумя командами. То, есть я бы не стал выделять явного лидера, но шансы у наших примерно такие, как у венгров и словенцев, — не выше. Тем более, что пока я не уверен в том, кого на самом деле повезут на этот турнир в составе Казахстана — кого-то еще отцепят, кого-то прицепят.

— Когда при Вашей работе в «Торпедо» усть-каменогорских хоккеистов забирали в «Барыс», Вы были довольны таким положением дел?
— Нет, частенько я не был доволен. Были ситуации, конечно, когда уходил, например, Роман Старченко, — но он действительно вырос из Высшей лиги в тот момент, и ушел. Например, Талгат Жайлауов — он был только в стадии развития. Я никогда не был сторонником того, чтобы игрок сразу из второй команды выскочил в КХЛ, — эти ребята были морально, физически, во всех отношениях не совсем готовы, поэтому я пытался бороться с переходом некоторых хоккеистов, в том числе, кстати, и Романа Савченко. Но Вы сами понимаете, что в ситуации, в которой мы находились, я не мог конкурировать с Астаной ни в каких отношениях. Мы старались держать того же Дмитрия Гренца, — его, может быть, уже бы и раньше забрали. Вот сами посмотрите, что сегодня происходит с игроками «Барыса». Я не знаю в связи с чем, может, регламент чемпионатов настолько странен, но один игрок умудряется поиграть в сезоне за четыре клуба — за пару из чемпионата Казахстана, за «Барыс» и за «Торпедо». Вот я сейчас вижу: некоторые играли и в финале плей-офф первенства Казахстана. Так чего можно ждать от этих людей, если они в трех клубах за сезон находятся?! Их кидают куда-то, там они сидят, там их не выпускают. От них нечего ждать — это не система, это, по-моему, антисистема. Игрок должен спокойно пройти путь от школы до первой команды. Его не должны никуда дергать. А тут мальчишка приходит в 20 лет — и его швыряют играть за три клуба в сезоне: там одни требования, здесь другие, кондиции разные... Короче, это невыносимо и невозможно, я думаю.

— Почему, на Ваш взгляд, система подготовки некогда знаменитой на весь Советский Союз усть-каменогорской хоккейной школы в настоящее время практически развалилась и теперь не в состоянии даже поставлять игроков для сборной Казахстана?

— Дело в том, что, для многих это не секрет: у большинства, если ли не у всех, клубов в Казахстане всегда была некая ревность к «Торпедо». Потому что Федерация была рядом, в сборную возили в основном торпедовских игроков. Естественно, у всех была, не скажу — зависть, но некая ревность, что Федерация уделяет нам больше внимания. Ну, и, естественно, первое, что захотели сделать, когда Федерация оказалась в Астане, — все перевести все в столицу, как везде это делается. Где взять? Кроме «Торпедо» — негде. Другие школы были гораздо слабее, хотя они есть и были, и их нужно сохранять и развивать. А тут всех без разбора начали деньгами и прочими посулами переманивать. И вот на сегодняшний день перетянули ну просто всех, кого можно приглашать, — даже тех, кого, может быть, и в «Торпедо» бы не взяли. Конечно, никто ни с кем никогда не советовался. Людей, допустим, увольняют из клуба, — прежде чем брать их на работу, я полагаю, нужно позвонить руководителю и спросить, за что они уволены, ведь никто же не напишет правды, никто человеку портить карьеру не станет. Нет, туда забрали всех, — ну, значит, сегодня все проблемы, которые были в Усть-Каменогорске, перейдут в Астану, все дети, на что-либо способные, все тренеры, на что-либо способные. Ну, если уже дошло до того, что директора хоккейной школы, который всегда был директором хоккейной школы, назначают организовывать команду где-то в Алматы... Ну, как может директор школы организовывать взрослую команду?!.. То есть, происходят какие-то движения, не основанные на профессиональных человеческих качествах. Я ничего о каждом из людей, о которых мы говорили, плохого сказать не могу, но у каждого есть свой уровень, на котором он сегодня должен работать. Не должен конюх сразу становиться председателем колхоза — сегодня-завтра. Он должен пройти большой и серьезный путь, чтобы выучиться и понять многое, осмыслить, — а тут происходят какие-то странные вещи.

— Что можете сказать о нынешнем президенте «Барыса» Аскаре Шопобаеве — как о специалисте и руководителе? Ведь Вы давно с ним знакомы?

— Вы знаете, я с ним знаком довольно шапочно, — мы всего несколько раз встречались, но, насколько я это все видел, его постоянно Аскар Узакпаевич хвалил за то, что он именно материально поддерживает алматинскую команду, которой очень трудно. Скорее всего, Аскар Шопобаев, действительно, помогал им собственными связями и средствами. А как специалист в хоккее... Ну, простите, — вот Вы сегодня у меня берете интервью, я бы постеснялся сначала того, что Вы ко мне обращаетесь как к специалисту, но понимаю, что я за восемь лет прошел все курсы кхловские, какие только были, и Высшей лиги. Прошел с тренерами семинары, на которых именно тренеров кхловских учил и обучал Владимир Юрзинов, — я на все это получил дипломы, все это выучил и изучил. За восемь лет это выучить можно, если ты только этим и занимаешься, но если человек занимается нефтью и финансами, — откуда у него понимание того, что происходит внутри команды? Поэтому я отсюда, из Израиля, по телевизору вижу, когда в команде непорядок, когда тренера, например, сливают, — а они спокойно ждут еще три месяца, пока не произойдет необратимый процесс. Это значит, что главный руководитель не держит ситуацию в своих руках, что он не видит того, что происходит внутри и не понимает, что кому-то многое не нравится, и ему не докладывают об этом. То есть, верхний человек, все-равно обязан следить за тем, что происходит в самом зарождении, он должен владеть абсолютно всей ситуацией сам, — не опираясь на чей-то доклад, видеть все своими глазами и участвовать в этом. Человеку, который занят серьезными, глобальными проблемами и огромными деньгами, явно на это времени не хватит. То есть, говорить о «Барысе» сегодня или о сборной Казахстана отдельно, согласитесь, просто нельзя. Это одна команда, она действует по одним и тем же принципам, стремясь к каким-то там им известным достижениям, — потому что я этих достижений не вижу вообще. Они есть в сфере благосостояния, но их нет в сфере развития игры. Я вижу, как все, наверное, что наши хоккеисты на чемпионате Мира хуже всех катаются, что они очень медленные, что они не подготовлены. Почему-то на это, при любом минимальном результате, сразу закрываются глаза: «О, у нас все нормально, мы там третьи в России, двадцать пятые в Европе — и все хорошо». А что хорошего? Хорошо, когда пацаны нормальные выходят на лед, когда они отлично катаются, борются у бортов, когда они не прокатываются, когда у них хорошие руки, когда они умны и не действуют прямолинейно, просто тупо втыкаясь. Я не вижу пока ничего, что просто бы порадовало как болельщика. Вы же видите, что сейчас основное стремление — просто попасть в элиту любыми путями. И тогда простят все и скажут: «Как хорошо у нас развивается хоккей!». Но это вполне реально — споткнется венгр или ошибется вратарь, случаи бывают разные. Но снова быть худшими среди лучших, — причем настолько худшими, что там зацепиться где-то случайно за очки в первом матче, а потом просто даже не создать никому конкуренции... Ну, к чему это? Что хорошего выносят из этого? Причем привозят-то взрослых игроков, — ладно бы, как американцы, везли мальчишек, чтобы те почувствовали, что там происходит, как там бьют и играют. Нет, привозят тех, кто это видел уже сто раз, и кому, возможно, это уже и не надо. Каждый год разговор идет о молодежи, которая будет введена, но где хоть один-то? Гренц, которого мы три года назад в «Торпедо» холили и лелеяли, — он появился. А где еще игроки? Из России привозят кого-то, кого никто не знает, и, на самом деле, они не лучше наших, — такого же уровня игроки, может, не такого роста только и веса. А они забьют столько же — свои три очка за сезон наберут. Так что, я думаю, главное — обернуться назад к себе, сделать так, чтобы школы находились там, где они всегда были. Зачем было перевозить с востока школу куда-то на север? Есть места, в которых традиционно занимаются хоккеем, близкие к Уралу, к Челябинску — Усть-Каменогорск, Павлодар, где всегда были хорошие игроки и школы. Появлялись игроки и в Астане, и в Караганде. Ситуация с набором в сборную тоже странная. Я вижу, туда одного человека берут из «Торпедо» — якобы, из уважения к руководителю команды, другого — из Караганды. Более того, при каждом назначении нового тренера игроки-то остаются те же, — то есть, костяк, довольно странный причем, уровня далеко не кхловского, и каждый тренер с этими же людьми работает. Значит, кто-то сверху тренера все-таки вынуждает же работать с тем, что есть, а не набирать команду под какие-то задачи. Вот с этого все начинается. Очень много мелочей, которые нервируют... Но будет все хорошо, как все мы ждем. 

  • (7) Оцените статью
sports.kz

Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram

t.me/allsportskz

Смотрите также

Комментарии

Сделать ставку
Комментировать могут только авторизованные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь

Статистика


Опрос

Кого вы хотите видеть главным тренером «Барыса»?

Наверх