SPORTS.KZ
Sports.kz
Дата от   до
4 сентября 2012 (01:37)

Вячеслав Руснак: «От Казахстана у меня остались самые хорошие впечатления»

Вячеслав Руснак: «От Казахстана у меня остались самые хорошие впечатления»

Насколько его любили в свое время карагандинские болельщики, настолько буквально ненавидели фанаты других казахстанских команд. За то, что никогда не выключался из борьбы, не раз лишая в последний момент возможности игроков соперника забить стопроцентный, казалось, гол, оставлял всего себя на поле, а при случае и штрафной без вариантов для чужого голкипера исполнить мог. И в хорошие, и в не самые лучшие времена для карагандинцев он всегда бился до последнего, заряжая своей энергетикой и харизмой партнеров по собственной команде.

Речь, как многие уже догадались, о Вячеславе Руснаке. В свое время молдавский латераль педантично и дотошно исполнял указания наставников команд, в составах которых выступал, не забывая при случае эффективно импровизировать, теперь требует того же от своих подопечных. В настоящее время он вполне успешный молодой главный тренер молдавской команды сильнейшего дивизиона местного чемпионата «Академия».

— Вы не один год в качестве футболиста выступали в чемпионате Казахстана. Какие впечатления остались от тех времен?
— От Казахстана у меня остались самые хорошие впечатления. Очень приятная страна, хорошие люди. Я до сих пор созваниваюсь с ребятами, с которыми я играл, мы дружим семьями. В то время я даже планировал с семьей остаться там жить надолго. Моей семье очень нравилось в Казахстане.

— А почему не получилось остаться?
— Все-таки мои близкие живут в Молдове. Сын ходил здесь в школу. В основном, это были бытовые проблемы.

— Кто из тренеров, работавших в те годы с карагандинским «Шахтером», оказал на Вас наибольшее влияние? И был ли вообще такой специалист?
— Их было даже двое. Первый — Вахид Масудов, который раньше был сильным футболистом, а потом стал очень хорошим тренером. Он мне очень помог, особенно в психологическом плане. Также очень хорошие впечатления у меня остались от работы с финским специалистом Юхой Малиненом. Кстати, некоторые методы его работы и некоторые упражнения я перенял и сейчас использую, тренируя свою команду. Я вижу, что они приносят результат, да и ребятам нравятся. Малинен — очень позитивный, хороший человек. Много интересного у него подерпнул.

— Как футболист Вы выступали только в трех клубах: молдавских «Олимпии» и «Зимбру», а также в казахстанском «Шахтере». В какой из команд чувствовали себя наиболее комфортно?
— Сложно сказать, потому что в каждой из команд я играл в разном возрасте, в разные периоды времени. Поэтому свои плюсы и минусы были везде. В «Олимпии» я был с детства, играл там совсем молодым. Тогда, естественно, у меня был другой менталитет. Я там рос, мне нравилось, но в то время там всегда были большие финансовые проблемы. Поэтому пришлось уехать в «Зимбру». Тут был другой плюс — я поучаствовал в еврокубках, вышел на новый уровень как футболист. А в Казахстане это все вместе скомпоновалось: был очень хороший коллектив, интересный чемпионат, те же еврокубки и хорошая финансовая ситуация.

— А почему Вы решили закончить карьеру футболиста? Все-таки возраст еще позволял поиграть…
— Я вернулся в Молдову, когда у меня был подписан еще один контракт с «Шахтером». Вернулся ради сына, так как не смог бы ему уделять столько внимания: ему тогда было 13 лет, переходный возраст. Поэтому хотелось быть поближе к семье. Также на решение завершить карьеру игрока повлияли и травмы.

— Переход из футболистов в тренеры случился для Вас плавно, или были какие-то сложности?
— Честно говоря, я думал, что будет сложнее. Когда ты футболист, то за тебя все решают: во сколько вставать, во сколько ложиться и так далее. Свобода, которая появляется, когда ты становишься тренером, немного пугала. К тому же я никогда не думал, что буду кого-то тренировать… Но так получилось, и я рад этому. Опять же — во многом благодаря сыну. Я ходил на его тренировки в школе футбола «Буюкань», наблюдал. И тогда руководство школы мне предложило и самому попробовать тренировать детей. Я попробовал, мне очень понравилось. Также огромное влияние на меня оказали тренерские курсы, которые мы проходили при Федерации футбола Молдовы (недавно Вячеслав Руснак стал обладателем высшей тренерской лицензии Pro — прим.). Очень благодарен Федерации, ее техническому директору Геннадию Скуртулу за ту помощь, которую нам оказали для получения всех этих лицензий.

— Вы начинали тренерскую работу как детский тренер. Насколько вообще развит детский футбол в Молдове?

— Всегда хочется лучшего, конечно. Но у нас есть очень хорошие школы — это «Буюкань», «Зимбру», «Шериф», сейчас, пожалуй, и «Олимпия». Там проводится очень большая работа, много внимания уделяется детям. И сейчас на подходе есть перспективные ребята 1996–1997 годов рождения и младше. Уже видны результаты, видно, что это будущее нашего футбола. Я надеюсь, что в дальнейшем детскому футболу будет уделяться еще больше внимания.

— То есть Вы уверены, что перспектива есть?

— Абсолютно уверен. Работа ведется, сейчас это все систематизируют, и уже нет такого, что каждый тренер работает, как захочет. Есть план подготовки, есть специально разработанные методики и так далее.

— А в плане финансовой стороны? Какие зарплаты получают детские тренеры?

— К сожалению, недостаточные для того, чтобы 24 часа в сутки посвящать себя этой работе. Приходится заниматься и чем-то другим, еще о чем-то думать.

— В Казахстане, думаете, с этим дела обстоят получше?

— Насколько я владею информацией, ситуация с детским футболом там улучшилась намного. Создаются детские академии, ведется работа с тренерами, а учитывая финансовое положение Казахстана, можно не сомневаться, что результат придет. По моему мнению, именно в этом и заключалась проблема казахстанского футбола: работа с юношами была даже не то, что плохая — ее просто вообще не было.

— Одно время вы совмещали работу в юношеской сборной Молдовы U-17 и в «Академии». Тогда основу сборной составляли игроки «Академии»?
— Нет. Тогда в сборной не было ни одного игрока «Академии».

— А насколько оправданным было такое совмещение должностей?
— Сейчас, по прошествии времени, я понимаю, что это было ошибкой. Получалось, что я распылялся, хотел достичь максимального результата и там, и там. И абсолютная самоотдача с моей стороны была, но не получалось. Поэтому, я считаю, что Федерация футбола правильно решила отказаться от моих услуг. Мне кажется, совмещать посты и в сборной, и в клубе практически невозможно.

— Казахстанские болельщики помнят Вас цепким игроком, который был очень полезен в разрушении. Какой стиль игры стараетесь привить «Академии»?

— Так всегда бывает: когда человек все время делает что-то одно, ему хочется потом попробовать абсолютно противоположного. Сейчас я сторонник более комбинационного футбола, этого мы требуем от ребят и подбираем именно тех игроков, которые умеют работать с мячом, быстрых и креативных.

— Как построена работа в «Академии»? Насколько развита инфраструктура клуба?
— С инфраструктурой у нас пока проблема (чуть менее полугода длится конфликт «Академии» с руководством спорткомплекса Политехнического университета, который клуб арендовал для тренировок и игр. Несмотря на 30-летнее соглашение об аренде, команду не пускают на стадион из-за якобы ведущихся ремонтных работ — прим.). Но руководство клуба делает все возможное, чтобы ее решить. По моей информации, в течение недели-двух этот вопрос кардинально изменится в лучшую сторону. Потому что пока нам приходится тренироваться на стадионе «Динамо» в Кишиневе, где поле находится в весьма плохом состоянии, а для игр арендовать поле у «Рапида» в Гидигиче. А если мы стремимся к комбинационному футболу, то это большая проблема. Но это временно. И у нас в скором времени будет что-то лучшее. Тем более, что мы сейчас возрождаем дубль команды, который в новом сезоне будет играть в Дивизии Б. А для воспитания молодежи, в первую очередь, нужно хорошее поле.

Что касается устройства «Академии», то у нас, как в любом профессиональном клубе, каждый занимается своим делом. У нас есть президент, вице-президент, менеджер, доктор, я являюсь главным тренером, но со мной работают два помощника и тренер вратарей. Конечно, по сравнению с большими клубами, у нас не хватает еще нескольких должностей, но мы к этому постепенно идем. Мы, тренеры, успеваем уделять всем футболистам, в том числе и молодым, достаточно внимания. Мы тренируемся все вместе, и даже иногда бывает немного неудобно из-за того, что у нас много футболистов на поле. Но стараемся так строить работу, чтобы все равномерно участвовали в тренировочном процессе. Молодежь должна обязательно тренироваться с первой командой, чтобы прогрессировать.

— То есть, формального разделения на первую и вторую команды нет?
— Да, мы — одна команда. И мальчик, который сегодня хорошо себя проявил в дубле, уже завтра может выйти на поле в составе первой команды.

— «Академия» создавалась как клуб, который будет воспитывать молодых молдавских игроков на перспективу. В этом сезоне за «Кайсар» играл воспитанник Вашего клуба Адриан Кашкавал и, мягко скажем, не впечатлил. Что помешало игроку, вернувшемуся в «Академию», проявить в нашей стране свои лучшие качества, как Вы думаете?
— Я, честно говоря, тоже удивился, что Адриан не смог заиграть в «Кайсаре», учитывая его данные. В Казахстане, в отличие от Молдовы, играют в более силовой, скоростной футбол, в котором много борьбы. Поэтому я думал, что он себя там проявит. Скорее, тут сказался в большей степени психологический фактор — человек никогда не уезжал из дома, а в Казахстане жизнь все-таки сильно отличается от Молдовы. Тут он был все время под нашей опекой. Но ничего страшного, он в любом случае получил опыт, понял, как надо действовать. Думаю, он зимой найдет себе хорошую команду.

— Какие задачи ставятся перед «Академией» в чемпионате Молдовы?
— Всегда хочется многого. Но наша главная задача — это воспитание молодых ребят, мы стараемся дать им путевку в жизнь, стараемся, чтобы у нас они проходили и обучение, и получали опыт, а в дальнейшем могли попасть в большой клуб.

— То есть, Вас не смущает, что за счет этого вы рискуете занять место в нижней части турнирной таблицы?
— Мы сделаем все, чтобы такого не случилось. Конечно, нам тяжеловато конкурировать с командами из верхней части турнирной таблицы в плане комплектации состава. У нас другие цели. И задачи кровь из носу занять место в призовой тройке у нас не стоит. Но если удастся — отлично. Мы ребят всегда настраиваем только на победу. А получается, или нет — другой вопрос. Есть объективные и субъективные причины.

— Довольны ли Вы теми игроками, которыми укомплектована ваша команда? Этим летом всех, кого хотели, удалось привлечь в состав?
— Мы даем шанс всем, просматриваем всех, вне зависимости от того, пришел ли этот игрок из «Зимбру» или приехал из небольшого села. Бывало такое, что на тренировке на просмотре одновременно находилось 12–14 человек. Сейчас многие хотят попасть в наш клуб. Другой вопрос — нужны ли они нам. Например, опытному игроку, который может нам помочь сегодня решить турнирные задачи, но у которого мы не видим перспективы роста, мы предпочтем молодого игрока, который будет прогрессировать. Такова наша политика. Также очень важны человеческие качества. У нас не бывает на тренировках ссор, драк, так называемой «пиханины». То есть, не важно, 15 лет тебе или 25, разницы в отношении друг к другу нет. Все одинаковы.

— Не так давно «Актобе» в Лиге Европы прошел «Милсами». Как Вы считаете, какой чемпионат в настоящее время сильнее — Казахстана или Молдовы?

— Тяжело их сравнивать. Это разные футболы, разное все. Я считаю, что в последнее время казахстанский футбол сильно поднялся. Раньше молдавские клубы без особых проблем проходили казахстанские в еврокубках. Сейчас уровень подровнялся. Но опять же надо делить: верхняя часть турнирной таблицы Молдовы и Казахстана, думаю, примерно равны. Что касается середины и нижней части, то, думаю, в Казахстане она посильнее.

— Каковы, на Ваш взгляд, футбольные перспективы Вашего сына Андрея? Карагандинские болельщики и детские тренеры до сих пор вспоминают его. Он помнит о Караганде и Казахстане?
— У Андрея есть все данные, чтобы играть в футбол, а дальше — все зависит от него. У него есть большое желание, и это главное. Сейчас он является игроком «Академии». Что касается Казахстана, то, конечно, он помнит о времени, проведенном там. Часто смотрит фотографии, сделанные тогда. У него остались там друзья, с которыми он постоянно созванивается по Skype, играет в какие-то игры.

— Вы родом из маленького села Реуцел. Есть ли еще футболисты, которые являются выходцами из этого населенного пункта? Как Вам удалось там начать заниматься футболом?

— Да, село небольшое, но оно расположено буквально в нескольких километрах от города Бельцы. Там я и начал заниматься футболом в местной детско-юношеской школе в 7–8 лет. Поэтому никаких проблем с тем, чтобы добираться на тренировки, у меня не было. Начал заниматься благодаря отцу, который очень любит футбол, но в детстве у него не было возможности им заниматься. Он меня направил в этот вид спорта. Таким образом, в Бельцах прошла вся моя юность — сначала спортинтернат, потом уже «Олимпия»…

— Если бы Вас сейчас пригласил на работу какой-то из казахстанских клубов, что ответили бы?
— Наверное, согласился бы. Но когда поступит конкретное предложение, тогда и отвечу.

— Но Вы бы хотели вернуться в Казахстан?
— Там очень интересный чемпионат — разные команды, разные стили. Очень сильно разнится стиль игры юга и севера страны. Южные футболисты — быстрые, техничные, темпераментные, северные — совсем другие. Даже болельщики разные. Существует существенные отличия между выездными и домашними играми, для каждых надо разрабатывать свою стратегию. В этом отношении чемпионат очень интересен для меня лично в плане развития как тренера. Конечно, наверное, я бы задумался над предложением поработать в Казахстане.

Александр Стрельников
Записала Ирина Корякина Moldfootball.com, специально для «Sports.kz».
sports.kz

Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram

t.me/allsportskz

Смотрите также

Комментарии

Сделать ставку
Комментировать могут только авторизованные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь
    Больше новостей

    Статистика


    Опрос

    Стоит ли урезать бюджеты казахстанским футбольным клубам?

    Наверх