SPORTS.KZ
Sports.kz
Дата от   до
3 апреля 2008 (11:13)

Волгин вытекает из «Иртыша»

Волгин вытекает из «Иртыша»

Экс-наставник «Иртыша» Сергей Волгин в интервью «Капитал.kz» рассказывает о причинах перехода в «Атырау», удивляется строгости футбольных законов и прогнозирует стрессовый сезон своей команде.

Куда теперь Дехканову?

- Вы тоже шокированы скандалом с вратарем молодежной сборной Жасуланом Дехкановым?
- Мне сложно это комментировать. Однозначно могу сказать одно – я еще в прошлом году знал, что он «заряжен» на три года. И я не один такой – многие были в курсе.

- А откуда у Вас такая информация?
- Об этом говорят. Вот почему для меня это не было откровением. Знаете, я долго думал о судьбе Дехканова. Что с ним будет? Куда он теперь поедет, где сможет играть? Но в любом случае, я считаю, что федерация делает правильные шаги. Игроков с ненастоящими паспортами надо выводить на чистую воду.

- А о ком еще говорят – кто играет не под своим возрастом?
- Честно говоря, больше никого назвать не могу. Тренер, в основном, соприкасается со своими футболистами. В Павлодаре у меня играли местные воспитанники, причем они были еще младше, чем требуется по лимиту. А чужими игроками я не интересуюсь. Просто слышал про Дехканова от человека, которому могу доверять.

- Сейчас в «Атырау» у Вас много молодых?
- В основном составе заявлено пять человек, которые соответствуют требованиям регламента. Самый младший – 1990 года рождения. Плюс у нас еще целый дубль в резерве.

- Трудно было найти игроков 1987 года?
- Конечно, ведь перепрыгнули через год. Два года играли с теми, кто родился в 1985-м, а теперь сразу – 1987-й. Трудно. Получается, что те, кто родился в 1986-м, остаются не у дел. То есть в команды мастеров их берут, но в состав им пробиться гораздо тяжелей. Если бы мы действовали пошагово, то клуб точно знал бы, какие группы подготовки надо подтягивать поближе к основе. Каким будет следующий лимитный год – 1990-м? Вот у меня сейчас в «Атырау» два игрока 1986 года, оба – кандидаты в молодежную сборную, но в основе не играют. Жаль, конечно.

Опять судьи…

- В первом туре возглавляемый вами «Атырау» попал в судейский скандал – боковой арбитр отменил гол в ворота «Ордабасы», по сути, лишив Вас победы и трех очков. Правда, позже этого судью дисквалифицировали. Как Вы оцениваете этот эпизод?
- Во-первых, гол мы забили еще в первом тайме и неизвестно, как бы все повернулось. Конечно, обидно и досадно, что гол отменили именно нашей команде. Но раз арбитра наказали – значит, федерация пытается разобраться с проблемами в судействе.

- Вам лично, кстати, почему-то не везет с судейством чаще, чем другим. Многие до сих пор помнят, как ваш «Иртыш» остановили в полуфинале Кубка с помощью многочисленных пенальти.
- Вы ждете, что я начну вспоминать ту игру и расстроюсь? «Алма-Ата» - «Иртыш» уже в прошлом. Проехали.

- А как Вы восприняли информацию о том, что сразу четверых судей по итогам прошлого сезона дисквалифицировали пожизненно, а еще одного перевели в первую лигу?
- Если брать каждого из наказанных арбитров, то я не могу ни одного из них обвинить в предвзятом ко мне отношении. Бывало, что при Тукмачеве или Хуснутдинове мы проигрывали. Бывало, побеждали. Поэтому я лично воспринял решение об их дисквалификации неоднозначно. Например, судью Тюлюбаева я вообще с плохой стороны не знаю – не слышал ни про один скандал с его участием. Действительно, работу судей стали оценивать по-другому. Например, еще в прошлом году если бы нам отменили гол и мы бы выразили протест, ничего бы не произошло. Ни-че-го. А в этом сезоне у нас попросили кассету с видеозаписью матча, просмотрели эпизод несколько раз и наказали арбитра, который допустил ошибку. Раньше такое было невозможно. Поэтому и никто не обращал внимания на реакцию клубов. Даже говорили, что многие специально ругают судейство, пытаясь оправдать свои поражения. Но в любом случае, я считаю, что решение по поводу пожизненной дисквалификации четверых арбитров слишком жесткое. Надо было дать им еще один шанс. Посмотреть, как они будут работать под руководством нового директора департамента Николая Левникова и только потом принимать какие-то решения. Это мое мнение – никому его навязывать не буду.

- С судьей Тукмачевым связан один из самых громких матчей последних лет. В игре «Иртыша» и «Тобола» он своими действиями спровоцировал главного тренера и игроков костанайского клуба – его даже попытались избить после матча. А Вы, насколько я знаю, довольно трезво оценили ту встречу.
- Каждый смотрит со своей стороны. Действительно, судью пытались избить после финального свистка. Но я ничего криминального в его действиях не заметил. Тукмачев назначил пенальти в ворота «Тобола», но комиссия признала его обоснованным. Все желтые карточки, которые получили игроки «Тобола», были по делу – за грубую игру. Я после полуфинального матча с «Алма-Атой» мог затеять мордобой, выйти за рамки дозволенного. Но не сделал этого. Пережили все это. Это просто не выход из ситуации. Осадок остался, конечно. Но я надеюсь, что теперь в казахстанском футболе все изменится.

В поисках стресса

-Вы довольны четвертым местом, которое занял «Иртыш» в 2007 году?
- Если отталкиваться от результата чемпионата – то да. Мы действительно выступили неплохо. Но вот качество игры оставляло желать лучшего. Трудно быть тренером павлодарской команды. В этом городе пять раз добивались чемпионства, и болельщик хорошо разбирается в футболе. Поскольку посещаемость наших матчей постоянно снижалась, значит, играли неважно. Побеждать, конечно, приятно. Но делать это при пустых трибунах – не очень.

- Вы из-за этого решили поменять команду?
- Не только.

- Назовите тогда несколько причин, из-за которых Вы перебрались в «Атырау».
- Наверное, больше трех лет нельзя на одном месте засиживаться. Притупляются чувства. Необходимы новые ощущения, хочется прогрессировать. В «Атырау» все абсолютно по-другому! В Павлодаре у меня уже была сыгранная команда, которую можно было усилить за счет приглашения нескольких опытных исполнителей, а в «Атырау» команду надо было создавать заново. Плюс на подготовку к сезону в этом году нам дали на месяц меньше. Цена ошибки слишком высока. Где-то не доберем очков – ситуация сразу же ухудшится. Можно сказать, ощущения, близкие к стрессовым.

- Вы специально на это пошли? Вам стало скучно жить?
- В принципе, да. Когда я объявил об уходе из «Иртыша», мне поступило несколько предложений о работе из России. Но все – на уровне второй лиги. Но после казахстанской суперлиги туда не очень хочется ехать. Все-таки уровень здесь повыше, и растет он постоянно. Плюс Казахстан – это моя родина. Не горю желанием уезжать отсюда.

- Известный павлодарский болельщик Ержан Уахитов передает Вам привет следующей фразой: «Сергей Васильевич! Те, кто вставлял Вам палки в колеса, когда Вы были главным в «Иртыше», теперь об этом жалеют!». Чтобы это могло значить?
- Спросите у него – улыбается Волгин, - на самом деле работать в Павлодаре очень тяжело. Планка задрана высоко. «Иртыш» - пятикратный чемпион, мой предшественник за три года завоевал два золота и серебро, а у меня в активе – пятое, шестое и четвертое места. Конечно, болельщику трудно было перестроиться. По большому счету, фанатам не важно, какой у тебя бюджет, кого ты можешь пригласить из новичков, а кто тебе не по карману. Болельщику важно только место, которое ты займешь. А павлодарскому болельщику – место не ниже третьего. Поэтому я каждый год ставил задачу – завоевать медали. Да, нам где-то не хватало везения, мастерства. Но мы старались. Я могу сказать – все три года я пытался сделать Павлодар фаворитом чемпионата. По крайней мере, с лидерами мы играли всегда на равных.

- Подождите. Кто вставлял Вам палки в колеса – болельщики, что ли?
- Нет, конечно. Были люди, которые не хотели видеть меня в «Иртыше». Которым нужны были местные игроки, местный тренер. А Ержану и его ребятам надо сказать большое спасибо – нас они поддерживали в любой ситуации. Ни разу не слышал от них плохого слова.

- Вы заговорили о бюджетах команд. У «Атырау» он больше, чем у «Иртыша»?
- Я могу сказать только одно – он вырос по сравнению с прошлым годом хотя бы потому, что теперь надо содержать дубль – возить его на все матчи, обеспечивать всем необходимым. Все-таки фарм-клубы жили отдельной жизнью. Часто у них даже спонсоры были другие. А сейчас расходов прибавилось. По цифрам я плохо ориентируюсь, да и бюджеты соперников знаю плохо. Слышал, например, что у «Актобе» 12 миллионов долларов. Не знаю, правда это или нет. У «Шахтера» вроде большой, у «Тобола»… А у «Атырау» по деньгам примерно так же, как у «Иртыша».

- И с такими деньгами можно бороться за…
- Каждый будет решать свои задачи. Думаете, если денег примерно одинаково, команды будут равны? «Атырау» пришлось искать новых игроков. А с каждым годом все труднее комплектоваться игроками с казахстанскими паспортами. Квалифицированных футболистов-казахстанцев не так много – пусть они не обижаются. Игроков национальной сборной разбирают топ-команды. Да и они не особо хотят менять обстановку, предпочитают играть у «своих» тренеров. А по деньгам у нас не все так хорошо, как говорят. Например, футболист из российской премьер-лиги к нам не поедет – маловато платим. Поэтому приходится искать варианты. Просматривать десятки игроков, выискивать наиболее мастеровитых. Это трудный процесс.

- За три года в Павлодаре Вы ничего не выиграли – даже не попали в финал Кубка. Что конкретно помешало попасть на пьедестал почета или взять какой-нибудь трофей?
- Согласен – ничего не выиграл. Конечно, можно найти много причин. Например, поле в Павлодаре все годы было отвратительного качества – а сейчас оно лучшее. В прошлом году мы были в шаге от третьего места, но не хватило какого-то везения. Мы в каждой игре создавали огромное количество голевых моментов, но забивали крайне мало. В 2006 году мы финишировали шестыми – но тогда мы решились на серьезные обновления состава, когда я отчислил Мурата Тлешева, Серика Жейлитбаева и Юрия Новикова. На этих людях строилась игра, но я пошел на такой шаг. Закладывал фундамент для будущей команды… а в 2005-м у нас был очень неплохой коллектив. Но, к сожалению, в те годы победитель чемпионата был известен заранее, как и призеры и обладатели Кубка. Мы попытались вмешаться в борьбу. Не получилось. И, честно говоря, не хочется говорить о многих вещах, с которыми пришлось столкнуться.

- Вы не жалеете, что в 2006 году пошли на столь радикальный шаг, убрав из команды троих лидеров?
- Сейчас что об этом жалеть? Время все расставило по своим местам. Новиков, Тлешев и Жейлитбаев. Куда они пришли? Никуда. Все трое меняли команды каждый год. Мурат вернулся в «Иртыш», а до этого успел поиграть в «Астане» и «Ордабасы». Серик после Караганды перебрался в Талдыкорган, сейчас играет в «Кайрате». Юра вообще закончил карьеру. Я понимаю, если бы я убрал футболиста, который в другой команде стал явным лидером или попал на ведущие роли. Но ведь этого не произошло.

- Кстати, Новиков закончил карьеру после того, как его объявили продажным футболистом…
- Кто обвинил – Волгин? Я никогда ничего подобного не говорил.

- Больше ста футболистов и тренеров выступили в его защиту с открытым письмом – Вы его не подписывали?
- Но я и не обвинял Юру в продаже матчей. Доказать «сдачу» невозможно. Практически невозможно. Крайне редко кого-то ловят за руку. А все остальное – на уровне разговоров.

- А разве Ваш конфликт с Тлешевым, Новиковым и Жейлитбаевым строился не на этом?
- Он не строился на «сдачах» и продажах. Я никогда ни разу не говорил о том, что трое этих игроков кому-то отдали или продали матч. Никогда я такого не говорил. Мои претензии к Серику, Мурату и Юре были другого характера. Я требовал, чтобы они играли лучше. Потому что лидеры должны отдавать все силы на поле, чтобы команда побеждала, обязаны заводить своих партнеров, вести их вперед. Я этого не видел. Вот из-за чего мы расстались.

- Сергей Васильевич, а вот я неоднократно слышал от разных людей, что Вы всех вокруг подозреваете в сдачах матчей. Если хотите – в снижении требований к себе. Особое подозрение у Вас вызывают почему-то матчи с «Екибастузцем».
- Просто я знаю возможности своих футболистов. И если они играют хуже, чем могут, я не буду молчать. Когда человек не старается, он перестает расти. А с «Екибастузцем» мы действительно играли из рук вон плохо. А насчет моей подозрительности – это чушь. Если нет доверия к футболистам, работать невозможно. Не стоит думать, что в каждом поражении я ищу виновных среди игроков. Это не так.

- А много матчей «Иртыш» проиграл по Вашей вине?
- Однозначно такие игры были. Не скажу, сколько точно. Даже пример привести не могу. В 2005-м у меня часто бывало, что я выпускал футболиста на замену, и он забивал победный мяч. А в 2006-м и 2007-м скамейка запасных стала меньше, поэтому стало труднее вносить коррективы в игру. Да, я ошибался и с тактикой, и с подбором игроков. Отрицать это глупо.

- Скамейка запасных была короче, а место в 2007-м – выше. Интересно.
- Да, мы могли финишировать и третьими. Дома обыграли «Актобе» и «Шахтер», вничью свели матч с «Тоболом». А одна из ключевых игр – с «Астаной» на своем поле. Закончили вничью, потеряли очки. А до этого шли с «Шахтером» вровень, который финишировал в итоге третьим…

Струков в сборной Казахстана? Вряд ли…

- Сезон 2008 года открылся двумя голами Сергея Струкова – бывшего форварда «Иртыша», который перебрался в «Актобе» и сразу же помог своему новому клубу завоевать Суперкубок Казахстана. У Вас, насколько я знаю, он такой результативностью не отличался.
- Да, Сергей забил всего восемь мячей в сезоне. И я ему сразу сказал – это не его уровень. Для чемпионата Казахстана Струков – великолепный форвард. Его, кстати, Муханов пригласил в «Актобе», как только увидел. Еще в Павлодаре подошел и предложил ему переехать в Западный Казахстан.

- А почему Струков в итоге оказался в Актобе, а не в Атырау?
- По вполне понятной причине – финансовой. Действующий чемпион может платить игроку больше, чем клуб, который еще в прошлом году боролся за выживание. Я это прекрасно понимаю. И желаю Сереже удачи.

- Струкова сейчас даже сватают в национальную сборную Казахстана – всего-то надо – поменять гражданство.
- Мне кажется, он на это не пойдет. У Сергея есть конкретная цель – найти хорошую команду в России, а до этого заработать себе имя в Казахстане. Мы обсуждали этот вопрос. И я, кстати, пытался его трудоустроить в российском футболе.

- У Вас есть «свои» футболисты?
- Я практически никого не взял из «Иртыша» в «Атырау», о чем-то ведь это говорит? Только Большакова взял – он Павлодару оказался не нужен.

- Никто не просился с Вами?
- Я не стал никого переманивать. Такой ответ вас устроит? Кого-то я приглашал в «Иртыш» сам и, наверное, имел моральное право увести их с собой. Но я так не поступил.

- Вы сами выиграли от смены работы? Скажем, зарплата у Вас выросла?
- Нет, осталась прежней. Я не задираю планку. Зачем? Мне хватает тех денег, которые платят. Для меня это не главное. Главное – чтобы было интересно работать.

- Вам интересно в «Атырау»?
- Да. Все начинается заново.

- «Иртыш» теперь для вас принципиальный соперник?
Я к этому очень спокойно отношусь. Для меня все соперники принципиальные. Обыграть «Иртыш» я хочу столь же одинаково, как «Жетысу» или «Кайрат».

Сергей Васильевич Волгин – воспитанник казахстанского футбола, мастер спорта международного класса. Играл в основных составах «Кайрата», московского «Спартака», участника Кубка УЕФА камышинского «Текстильщика» (Волгоградская область). Карьеру наставника начал в России в тренерских штабах ряда команд («Уралан», «Сокол») первой и премьер-лиг. В Казахстан вернулся в 2005 году в роли главного тренера самого титулованного клуба РК - павлодарского «Иртыша». Ныне - тренер команды «Атырау»

фото Sport.Gazeta.KZ
gazetakapital.kz

Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram

t.me/allsportskz

Смотрите также

Комментарии

Сделать ставку
Комментировать могут только авторизованные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь

    Статистика


    Опрос

    Стоит ли урезать бюджеты казахстанским футбольным клубам?

    Наверх