SPORTS.KZ
Sports.kz
Дата от   до
18 июля 2010 (00:41)

Тренерский корпус: иностранный легион

Тренерский корпус: иностранный легион

По состоянию на начало нынешнего сезона из двенадцати команд премьер-лиги семь, или более половины, были доверены иностранным специалистам. Возможно, таковы предпочтения нынешних руководителей наших футбольных клубов. А, возможно, прав Дмитрий Огай, который в интервью нашему изданию сказал: «У меня ощущение, что процесс миграции тренеров в Казахстане регулируется».

Также в числе причин такого количественного соотношения не в пользу отечественных специалистов называется отсутствие у многих из них категории Pro (впрочем, система отбора и аттестации на эту категорию тоже может служить регулирующим фактором). Наша позиция в вопросе привлечения иностранцев абсолютно нейтральная — мы полагаем, что тут должен действовать принцип «неважно, какого цвета кошка, лишь бы она ловила мышей». Поэтому, решив проанализировать деятельность тренеров-«легионеров» в Казахстане за последние десять лет, мы постарались быть максимально объективными и основываться только на фактах и цифрах.

Вспомним всех поименно…

Почему за десять лет? Да потому, что наплыв иностранных специалистов в наш чемпионат начался на заре нового столетия, а если быть более точным, в 2001-м. До этого они тоже привлекались казахстанскими клубами, но в единичном порядке. Например, в 1997-м их было двое (причем оба из центральноазиатских республик — Кыргызстана и Туркменистана), в 1998-м — столько же, в 1999-м — один, в 2000-м — двое (но в одной команде — кокшетауской «Акмоле», где на смену россиянину Анатолию Духанову пришел его соотечественник Виктор Кумыков).

И вот, в 2001-м случился прорыв — если, конечно, это слово в данном случае применимо. Сразу четыре россиянина возглавили команды премьер-лиги (один из них, Владимир Дергач, привел столичный «Женис» к чемпионству), а в середине сезона к ним добавился первый представитель дальнего зарубежья — серб Златко Крмпотич, приглашенный в «Кайрат». В 2002-м иностранцев в тренерском цехе нашего чемпионата было трое (тогда, как и сейчас, первенство проводилось в два этапа, и в нем участвовали лишь12 команд) — те же Дергач, Крмпотич и Кумыков.

В последующие два сезона мода на тренеров со стороны достигла своего пика. В 2003-м к оставшимся с предыдущего года, хотя и поменявшим команды россиянам Кумыкову («Елимай») и Дергачу («Есиль», Кокшетау) присоединились их соотечественники Владимир Муханов («Тобол»), Александр Ирхин («Женис», Астана) и Борис Журавлев («Батыс», Уральск, с июля), украинцы Александр Голоколосов («Атырау»), Владимир Стрижевский («Есиль», Петропавловск) и Александр Ищенко («Актобе», с июня), а также считающийся представителем узбекского футбола Вячеслав Солохо («Тараз»). 9 иностранных тренеров на 17 команд — это уже что-то.

В том 2003-м чемпионом стал «Иртыш» Дмитрия Огая, а за ним расположились четыре команды, ведомые иностранцами. Поэтому немудрено, что в следующем, 2004-м, уже 10 коллективов вступили в сезон под началом тренеров-«легионеров». К оставшимся в нашей стране Муханову, Голоколосову, Ищенко, Кумыкову (последний возглавил «Кайсар») и Журавлеву присоединились россияне Леонид Пахомов (чуть позже его в «Кайрате» сменил Александр Петрушин), Александр Пискарев («Восток») и Алексей Беленков («Шахтер»), а также два немца — Клаус Гюнтер Штерк («Женис») и Эдгар Гесс («Алма-Ата»). Последний, впрочем, является воспитанником советского футбола — играл за душанбинский «Памир», московский «Спартак» и сборную СССР. Петрушин привел «Кайрат» к чемпионству, «Тобол» с Мухановым стал бронзовым призером, а Голоколосов с «Атырау» занял пятое место. Но остальные специалисты серьезно подпортили реноме «иностранного легиона». В частности, это касается немцев: амбициозный «Женис» со Штерком (летом его сменил знаменитый в прошлом полузащитник киевского «Динамо» и сборной СССР Александр Заваров из Украины) рухнул на 10-е место, а «Алма-Ата», ведомая Гессом, заняла лишь18-е, предпоследнее, место. Пахомов, Журавлев, Ищенко и Пискарев потеряли свои должности еще до начала лета, Беленков — в июле, а Кумыков и вовсе закончил свою казахстанскую карьеру со скандалом — но об этом чуть позже.

Не знаем, насколько все это повлияло на отношение к иностранным тренерам, но в начале следующего, 2005-го, их в казахстанских командах насчитывалось лишь четверо — те же Петрушин, Муханов (перешел в «Женис») и Голоколосов, а также кыргызский специалист Борис Подкорытов («Жетысу»), которого, правда, трудно назвать иностранцем, настолько давно он связан с Казахстаном. Плюс в июне пришел голландец Антониус Йоор (в «Алма-Ату»). Никто из них ничем особым не отметился, а Петрушину, Голоколосову и Подкорытову даже пришлось уйти, не дожидаясь окончания сезона.

Зато в 2006-м именно команды, возглавляемые тренерами-«легионерами», вели борьбу за «золото». Удачливее оказались «Астана» и голландец Арно Пайперс, а «Актобе», куда перешел Муханов, стал серебряным призером. 4-е место занял «Шахтер», который завершал сезон под руководством швейцарца Андре Гуссета, 5-е — «Алма-Ата» с Йоором. В том же 2006-м в казахстанском чемпионате дебютировали белорусский тренер Сергей Герасимец («Окжетпес») и россиянин Александр Аверьянов («Атырау»), который был уволен уже через десять туров. Также можно вспомнить туркмена Тачмурада Агамурадова и украинца Вячеслава Еремеева (играющий тренер), принявших по ходу чемпионата «Кайрат» и «Атырау» соответственно. В общем, начинали чемпионат пять иностранных специалистов, а заканчивали семеро.

В 2007-м сезон также начинали пятеро — кроме Муханова (он выиграл с «Актобе» титул чемпиона), Йоора и Еремеева, это были финн Юха Малинен, принявший «Шахтер», и еще один голландец, Марко Брагонья, возглавивший «Ордабасы». По ходу чемпионата Малинена сменил грузин Реваз Дзодзуашвили (карагандинцы завоевали «бронзу»), Йоора — его соотечественник Пайперс. В июле покинул свой пост Еремеев. В том же месяце в нашем первенстве снова объявились Голоколосов и Ирхин, которые приняли соответственно «Восток» и «Астану». То есть на конец чемпионата иностранных тренеров насчитывалось шесть.

Очень интернациональным получился тренерский корпус в сезоне-2008. Начинали его те же россияне Муханов и Ирхин, украинец Голоколосов, грузин Дзодзуашвили и голландец Брагонья (перешел в «Алма-Ату»), в мае появились серб Ивица Николич («Ордабасы») и россиянин Сергей Андреев («Атырау»), в июле — немец Бернд Шторк (сменил Брагонью в «Алма-Ате») и молдаванин Илие Карп («Жетысу»). В общей сложности девять наставников в восьми командах (из 16). Но по ходу чемпионата свои должности, помимо Брагоньи, оставили Дзодзуашвили, Ирхин, Андреев и Голоколосов. В основном по той простой причине, что они не оправдали возложенных на них надежд. Исключение составил Голоколосов, уход которого был связан с памятным скандалом вокруг матча «Шахтер» — «Восток». В целом же можно сказать, что только Муханов, снова приведший «Актобе» к чемпионству, подтвердил свою репутацию. Да, еще следует назвать Шторка, который, добившись прогресса в игре «Алма-Аты» и нашей «молодежки», вскоре пошел на повышение и принял национальную сборную Казахстана.

В 2009-м подавляющее большинство клубов премьер-лиги решило обратиться к услугам отечественных специалистов. Исключение составили «Актобе», оставивший Муханова, «Локомотив», который пригласил россиянина Сергея Юрана, а также «Кайсар» и «Казахмыс», куда пришли россиянин Хазрет Дышеков и украинец Виктор Догадайло. Двое последних пробыли в нашей стране недолго, и их заменили казахстанцы, Юран покинул «Локо» незадолго до завершения чемпионата. И остался бы Муханов в гордом одиночестве, если бы руководство «Иртыша» в ходе чемпионата не вспомнило о его соотечественнике Леониде Назаренко, который тренировал команду Павлодара еще в 2001-м.

А в нынешнем году многие клубы опять сделали ставку на иностранных тренеров. На начало сезона их было семеро — россияне Муханов («Актобе»), Равиль Сабитов («Тобол») и Андрей Чернышов («Акжайык»), имеющие немецкое гражданство Хольгер Фах («Локомотив») и Виктор Пасулько («Атырау»), белорусы Герасимец («Окжетпес») и Анатолий Юревич («Ордабасы»). Вместо последнего можно назвать Владимира Белявского, номинального главного тренера команды, но суть от этого не изменится — они являются соотечественниками. После отставки Герасимца в соотношении между иностранными и отечественными специалистами, возглавляющими команды премьер-лиги, возник паритет, но просуществовал он недолго — в «Тараз» был приглашен молдаванин Игорь Урсаки.

Триумфаторы и «лузеры»


Возможно, называя тренеров-«легионеров», приезжавших на работу в нашу страну, мы кого-то упустили из виду, что немудрено в силу их большого количества. Но придется оперировать теми данными, которыми мы располагаем.

Итак, в течение последних десяти сезонов (2001–2010) в чемпионате Казахстана работали, с учетом ныне действующих, 43 главных тренера из-за границы. Представительство в разрезе стран следующее: Россия — 17, Украина — 6, Германия — 5, Голландия — 3, Сербия, Беларусь и Молдова — по 2, Финляндия, Швейцария, Грузия, Узбекистан, Кыргызстан и Туркменистан — по 1.

Из них относительными «долгожителями» можно назвать лишь троих — Муханова (семь полных сезонов в нашем первенстве), Кумыкова (пять сезонов, с учетом 2000-го, в том числе три полных) и Голоколосова (пять сезонов, в том числе два полных). Еще трое, Дергач, Йоор и Ирхин, провели в Казахстане по три сезона, причем у первого два полных чемпионата, у второго — один, а у третьего — ни одного. 10 специалистов — Назаренко, Герасимец (оба — с перерывом), Крмпотич, Ищенко, Журавлев, Петрушин, Пайперс, Дзодзуашвили, Брагонья и Еремеев проработали здесь больше одного сезона, но при этом пятеро из них не прошли от начала до конца ни один чемпионат. А еще 20 тренеров ограничились одним сезоном каждый, причем 12 из них, приняв команды в межсезонье, были вынуждены покинуть их, не дожидаясь конца первенства. Причины были разные, но все же большинство получило отставку вследствие неудовлетворительных результатов.

Приведенные цифры показывают, насколько велика текучка иностранных специалистов. Причем высока вероятность того, что уже в нынешнем году количество «калифов на час» возрастет — из шести «забугорных» дебютантов нашей премьер-лиги (Сабитов, Фах, Пасулько, Чернышов, Юревич и Урсаки), пожалуй, лишь двое имеют на сегодня достаточно прочные позиции.

В девяти предыдущих чемпионатах (2001–2009) тренеры-«легионеры» шесть раз приводили свои команды к золотым медалям. Из 27 призовых мест, разыгранных за эти годы, 13, или почти половина, достались клубам, в которых работали иностранные наставники. Вроде бы высокий КПД. Но, во-первых, как известно, тренеры из-за границы и приглашаются под максимальные задачи, а значит, под соответствующее финансирование (что до последнего времени предполагало и более широкие возможности в плане использования так называемого административного ресурса, работы с судьями). Во-вторых, половина этих титулов и призовых мест приходится на долю одного специалиста — Муханова (3 «золота», 2 «серебра» и 1 «бронза»). И он же, безусловно, является лучшим иностранным тренером за всю историю проведения чемпионатов Казахстана. На второе место мы бы рискнули поставить Пайперса. Не столько даже за чемпионское звание, завоеванное с «Астаной» в 2006-м, сколько за то, что сделал он это с вроде бы не самым громким по именам составом, в котором было много молодежи (тогда мы впервые услышали имена совсем еще юных Эмиля Кенжисариева, Жамбыла Кукеева и других). Затем многие из игроков той «Астаны», надев форму сборной Казахстана, под руководством голландца выдали самый успешный отборочный цикл в ее истории.

Что же касается третьего места, то достойных претендентов, можно сказать, нет. Петрушин? Но с тем составом «Кайрата»-2004 (Самат Смаков, Андрей Карпович, Евгений Ловчев, Олег Мусин, Арсен Тлехугов, Жафар Ирисметов и другие), с тем бюджетом и с той «административной поддержкой» выиграть чемпионский титул было немудрено. То же самое касается Дергача и «Жениса» образца 2001-го.

А вот разочарований было гораздо больше. В этой печальной номинации мы бы отдали первенство Аверьянову. Опытнейший российский специалист, который на протяжении 1990-х работал с командами высшего российского дивизиона («Океан», «Крылья Советов», «Шинник»), принял «Атырау» в январе 2006-го. У клуба был неплохой бюджет на тот сезон, перед новым наставником поставили задачу попасть в первую пятерку, а при благоприятном раскладе — в тройку призеров. Однако Аверьянов, которому дали карт-бланш с точки зрения подбора игроков, можно сказать, провалил селекцию, и это сказалось на результатах. В первых девяти турах команда набрала лишь пять очков, причем в семи матчах уходила с поля без забитого мяча. Чашей, переполнившей терпение руководства клуба, стала домашняя ничья с другим аутсайдером — павлодарским «Энергетиком» (эта команда и станет затем главным соперником «Атырау» в борьбе за выживание).

На второе место можно поставить Ирхина, имевшего примерно такой же послужной список в российской высшей лиге, что и Аверьянов. В 2003-м «Женис», который он возглавил, считался главным претендентом на «золото», но пропустил вперед себя «Иртыш» и «Тобол». Ирхин ушел, не дожидаясь конца чемпионата. Спустя четыре года российский тренер вернулся в Астану. Вернулся в разгар сезона -2007, после неудачного старта действующего чемпиона страны в первенстве Казахстана и накануне старта в квалификации главного европейского клубного турнира. Но особо не преуспел. В чемпионате Казахстана «Астана» заняла итоговое 8-е место, а в Лиге чемпионов, пройдя в первом раунде грузинский «Олимпи», во втором была разгромлена норвежским «Русенборгом» — 1:3 и 1:7. Тем не менее, с ним подписали контракт и на сезон-2008, но уже после шести туров (пять ничьих, из них четыре со счетом 0:0, и одно поражение) отправили в отставку. Кстати, многие казахстанские футболисты не очень хорошего мнения о чисто человеческих качествах Ирхина.

Третий в нашем списке неудачников — Андреев. Замечательный в прошлом бомбардир ростовского СКА и сборной СССР удачно начал и как тренер, приведя в 1998-м «Ростсельмаш» к 6-му месту в чемпионате России. Но затем дела у него не заладились. В мае 2008-го его призвали спасать терпевший бедствие «Атырау». Однако проработал он всего четыре месяца и после двух сокрушительных поражений 1:7 и 0:5 сам подал в отставку. Впрочем, то, что произошло с Андреевым, можно назвать скорее несчастным случаем, чем разочарованием — тот «Атырау» вряд ли бы «вытащил» даже Моуриньо. Помимо всего прочего, у тренера не сложились отношения с руководством клуба.

Как они уходили?


Еще один интересный аспект — обстоятельства, при которых уходили тренеры-«легионеры».

По степени скандальности ухода на первое место мы бы поставили Кумыкова. Перед началом сезона-2004 он возглавил «Кайсар», и кызылординская команда, имея не очень сильный состав, удачно стартовала — после пяти туров она даже возглавляла турнирную таблицу. Но затем «Кайсар» стал опускаться все ниже и ниже. Во втором круге в клубе возникли серьезные финансовые проблемы. Закончилось же все тем, что в матче 29-го тура (а туров в том чемпионате было 38) Кумыков увел команду с поля. Произошло это в гостевой встрече с петропавловским «Есилем-Богатырем». По «свежим следам» он мотивировал свое решение тем, что арбитр ни за что назначил пенальти в ворота его команды, но позже заявил, что хотел таким демаршем привлечь внимание местных властей к бедственному положению «Кайсара». В итоге команду дисквалифицировали, и она отправилась в первую лигу. Кстати, ей было достаточно набрать в оставшихся семи матчах четыре-пять очков, чтобы остаться в высшем дивизионе. К тому же даже с учетом поражений, засчитанных ей в несостоявшихся играх, она заняла 16-е место, что согласно регламенту давало ей возможность провести стыковой матч с представителем первой лиги. Но дисквалификация лишила «Кайсар» и такого права. А что Кумыков? Он был отлучен от казахстанского футбола на пять лет и вскоре объявился в соседнем Узбекистане, на который наши санкции, понятное дело, не распространяются. По сей день он работает там и сейчас возглавляет каршинский «Насаф», идущий третьим в чемпионате (после «Бунедкора» и «Пахтакора»).

Скандальным был и уход Голоколосова. Осенью 2008-го экспертная комиссия ФФК оценила матч «Шахтера» и «Востока» как прошедший «без должной спортивной борьбы», и решением КДК руководители и тренеры этих клубов, в том числе и украинский специалист, возглавлявший устькаменогорскую команду, были дисквалифицированы. В прошлом году со стороны «Востока» предпринимались попытки добиться реабилитации Голоколосова и его возвращения в тренерский штаб, но успехом они не увенчались.

Были тренеры-«легионеры», которые вроде бы спокойно уезжали из нашей страны, но затем предъявляли серьезные финансовые претензии, и это становилось известным далеко за пределами Казахстана, что, разумеется, отнюдь не повышало репутацию нашего чемпионата. Последний яркий пример — Сергей Юран. В отличие от многих отечественных специалистов, которые обычно стараются не выносить сор из избы и готовы идти на компромиссы даже с финансовыми потерями для себя (им еще здесь работать, и лишние скандалы ни к чему), иностранцы чуть что апеллируют и к общественному мнению, и даже к высшим футбольным инстанциям (вспомните случай с Пайперсом, хотя там дело больше касалось национальной сборной).

Можно вспомнить немало случаев, когда тренеры-«легионеры» оставляли свои посты без видимых на то причин. Самые «свежие» примеры такого рода — Дышеков и Догадайло. Официальная мотивировка звучала так — «по семейным обстоятельствам», хотя, как говорят сведущие люди, эти специалисты ушли потому, что клубы, пригласившие их, оказались не в состоянии обеспечить обещанное финансирование. И в это же самое время в «Кызылжаре», угодившем в гораздо более серьезный финансовый кризис, продолжал работать главным тренером казахстанский специалист Булат Есмагамбетов. Ему, в отличие от иностранцев, уезжать некуда, у него здесь дом, семья, и потому он должен, невзирая на безденежье в клубе, доказывать свою профессиональную состоятельность на родине. И в этом тоже заключается отличие отечественных специалистов от «забугорных».

Правильно говорят, что если уж приглашать игроков-«легионеров», то таких, кто по уровню мастерства на голову выше местных. К тренерам это относится даже в еще большей степени, поскольку в современном футболе роль отдельных «звезд» на поле нивелируется, тогда как организация учебно-тренировочного процесса, умение «поставить» игру команде, правильно «подвести» ее функционально, психологически приобретают решающее значение. И клубам, стремящимся к решению высоких задач, в том числе на международном уровне, есть смысл потратиться на действительно квалифицированных иностранных тренеров (причем, желательно из дальнего зарубежья), уже заработавших себе имя. А какой смысл приглашать специалистов, которые доселе ничем себя не проявили — эдаких «котов в мешке»? Лучше уж тогда дать шанс своим, доморощенным…
Автор: Женис Байхожа Фото: Павел Лаптев Республиканская газета «Sport&KS»

Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram

t.me/allsportskz

Смотрите также

Комментарии

Сделать ставку
Комментировать могут только авторизованные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь
Больше новостей

Статистика


Опрос

Стоит ли урезать бюджеты казахстанским футбольным клубам?

Наверх