SPORTS.KZ
Sports.kz
Дата от   до
2 июня 2009 (00:59)

Шторк негодует и заявляет, что больше не может молчать

Шторк негодует и заявляет, что больше не может молчать

Уже замечено: когда Бернд Шторк хочет сказать что-то очень для него важное, он предпочитает говорить на родном немецком (хотя обычно на пресс-конференциях использует английский).

Так было и в воскресенье, когда группу спортивных журналистов пригласили в санаторий «Каргалинка», где в эти дни остановилась национальная сборная Казахстана.

Бойкот от «Актобе», «Тобола» и «Локомотива»


Представители СМИ терялись в догадках, что за заявление собирается сделать Шторк, тем более что несколькими днями раньше прошла его пресс-конференция (её подробности читайте на 2-й странице сегодняшнего номера газеты). Вначале он довольно подробно рассказал о том, с какой целью его пригласили в Казахстан, после чего перешел к сути дела:

— Когда мне доверили возглавить национальную сборную на матч с командой Англии в гостях, я организовал тестирование всех кандидатов — и тех, кто играл при Арно Пайперсе, и тех, кого я привлек из «молодежки». И уже тогда обратил внимание на недостаточное функциональное состояние многих игроков, хотя это является основой современного футбола. Ведь чем выше функциональная готовность, тем дольше футболист сохраняет концентрацию на поле, тем меньше ошибок — технических и тактических — он совершает. А функциональная готовность зависит от работы в клубах.

В начале февраля, после того, как меня официально утвердили на должности главного тренера национальной сборной, мы снова провели тестирование. Результаты оказались хуже, чем перед игрой с англичанами. Поэтому во время встречи с руководством федерации я сказал: надо что-то менять, а если мы оставим все как есть, то ни сборная, ни казахстанский футбол в целом не будут прогрессировать.

Я с самого начала пытался найти общий язык с клубными тренерами. Сразу скажу: были те, которые нормально меня воспринимали, но были и те, кто встречал мои попытки наладить контакт в штыки. После матча с белорусами, когда наша команда во втором тайме «встала», мы решили снова провести тестирование, результаты которого оказались ещё хуже, чем в феврале. И мы пришли к выводу, что в клубах футболисты после тренировок и игр недовосстанавливаются. Есть такое понятие — «суперкомпенсация», это когда в результате определенных восстановительных упражнений спортсмен выходит на более высокий уровень функционального состояния. В казахстанском футболе, как я убедился, это вообще не практикуется.

Мы предложили следующий выход из положения. Купили наручные пульсомеры, которые выдали каждому игроку сборной. Также футболисты получили специальную программу для индивидуальной работы с использованием этого прибора, причем такая программа совсем не мешает тренировочному процессу в клубе. Она подразумевает только восстановительный бег (например, 20 минут после игры и 30 минут на следующий день), а прибор подсказывает, сколько, когда и на каком пульсе бегать. А до этого по результатам тестирования мы определили тот уровень пульса, на котором должен работать каждый футболист, чтобы улучшить свои показатели. Затем, когда он приедет на сборы, компьютер проверит, кто и как работал, как изменилось состояние игрока. Такие восстановительные тренировки на пользу не только сборной, но и клубам, потому что футболисты начинают лучше чувствовать себя в играх за свои команды.

Это наше предложение обсуждалось на заседании тренерского совета и не встретило возражений. На этом заседании присутствовали главные тренеры всех команд, кроме «Актобе», «Тобола» и «Локомотива». Кстати, они не участвовали и в других подобных встречах, присылая своих помощников, из чего я могу сделать вывод, что они не проявляют интереса к сборной. И вот, когда игроки приехали на нынешний сбор (он начался после моей недавней пресс-конференции), выяснилось, что футболисты трех названных команд эту «домашнюю работу» не выполнили, поскольку их тренеры, можно сказать, объявили бойкот нашей инициативе. Было оказано давление на игроков: мол, если вы будете бегать с пульсомерами, то перейдете в «дубль». В итоге 11 футболистов сборной, из которых 6–7 должны выйти в основном составе, не выполнили программу. И эти же тренеры потом в своих интервью говорят, что ждут от сборной хорошей игры.

Специалисты, которые работают здесь, на казахской земле, получают за это деньги, но при этом не думают о сборной, являющейся лицом страны, нации, — такого я не могу понять. Поступая подобным образом, они действуют не против меня, а против Казахстана.

Кроме того, я хотел посетить тренировки названных команд, но в одной из них (имеется в виду «Локомотив» — Ж.Б.) меня не пустили, мотивировав это тем, что занятия проходят в закрытом режиме.

Такого отношения к национальной сборной, которую ни во что не ставят, я не видел ни в одной другой стране.

Я долго молчал, но сейчас настало время прямо и открыто сказать о том, что происходит. Казахстан с 2002 года находится в УЕФА, нам надо приближаться к европейскому уровню, и именно в этом я вижу свою задачу. Но если нынешняя ситуация сохранится, то мы отстанем от футбольной Европы уже не на 20 лет, как сейчас, а ещё больше.

Никто не должен запрещать игрокам работать индивидуально. В других странах уже давно так тренируются. Я привез DVD-диск о подготовке сборной Германии к чемпионату мира 2006 года. Если вы посмотрите и сравните с тем, как готовятся команды здесь, то это небо и земля. У казахстанских футболистов есть желание совершенствоваться, но нет знаний — они никогда так не тренировались. Это надо закладывать с юного возраста.

Ни один тренер в Казахстане не знает точно состояние своих футболистов, потому что в клубах тестирование не проводится. А, например, в немецких командах его проводят, как минимум, четыре раза в год. Кроме того, в серьезных клубах раз в неделю у футболистов берут кровь, чтобы определить состояние организма.

Если казахстанские тренеры поедут в Европу и посмотрят своими глазами, то поймут, что все это не я придумал — так делается везде. Причем, это не так дорого — проверить состояние своих игроков, но польза большая.
Пусть это прозвучит нескромно, но я знаю, как улучшить функциональную готовность наших футболистов. И если мы пойдем по этому пути, то казахстанские игроки будут бегать не меньше, чем, например, украинцы или англичане, А не так, как сейчас: они пробегают за матч по 12 километров каждый, а мы — по 7 и при этом устаем быстрее, чем они.

Надо в корне менять систему учебно-тренировочного и восстановительного процесса, только в этом случае казахстанский футбол сможет выйти на новый уровень. В других странах тренеры встречаются, обсуждают вопросы, касающиеся подготовки команд. Я тоже хочу посмотреть, как работают клубные наставники, поделиться с ними опытом работы. Но здесь у некоторых специалистов такой настрой: я побеждал в чемпионате, я стал бронзовым призером, я взял Кубок, а что он (имеют в виду меня) выиграл, чему он может научить? То есть они фокусируются на каких-то успехах тут, в Казахстане, а то, как работают в других странах, их вообще не интересует.

Акцент на контратаки


Возможно, кто-то скажет, что Шторк своим заявлением решил перестраховаться на случай неудачи. Но как бы то ни было, при таких отношениях между наставником сборной и главными тренерами ведущих клубных команд мы вряд ли сподобимся на какие-то серьезные достижения на международной арене.
Однако вернемся к встрече. После столь страстного монолога (видимо, действительно накипело) журналисты поинтересовались у главного тренера ситуацией в команде, а заодно обсудили темы, которые они не успели затронуть во время пресс-конференции.

— Расскажите о программе сборов и плане подготовки к предстоящим матчам.
— Первые дни ушли в том числе на то, что 11 футболистам не дали выполнить в их клубах. Вчера (в субботу — Ж.Б.) была двусторонняя игра. Большинство ребят выглядели в целом неплохо. Со вторника начнется «подводка» игроков непосредственно к матчу. Сейчас мы в основном сосредоточились на организации оборонительных действий, поскольку именно в этом компоненте игры у нас были главные проблемы в матче с белорусами. Разумеется, не забываем и про атаку. Ничего сверхъестественного обещать не могу, но уверен: все, кто выйдет на поле, выложатся до конца. У футболистов серьезная мотивация: когда им ещё выпадет шанс помериться силами с такими «звездами»? Весь мир будет следить за этим матчем, и ребята полны желания проявить себя по максимуму.

— Раз, как вы говорите, эта сборная создается на перспективу, не было ли у вас мысли отказаться от всех «стариков» и сделать ставку сугубо на молодых футболистов?
— В нашей команде стариков, как вы говорите, осталось совсем мало. Недавно меня спрашивали, кого я считаю молодым, и сейчас я отвечу так: для меня молодым является тот, кто может ещё 5–6 лет играть на высоком уровне. То есть 25–27 лет — это хороший возраст для футболиста, а если ему 30–31 год, то он, скорее, уже старый. В то же время очень важно соблюдать баланс между опытом и молодостью. Например, Фархадбек Ирисметов уже достаточно опытен, но по — прежнему выкладывается на тренировках, а во время матчей всегда бьется на поле.

— А сколько единоборств он выиграл в поединке с белорусами?

— 90 процентов. В то же время среди 10 процентов проигранных им были моменты, после которых нам забили два гола. Но у нас я вижу только двух футболистов, способных на хорошем уровне играть слева в защите. Кроме Ирисметова, это Киров из «Актобе», но он в последних матчах выступает за «дубль». Ирисметов может сыграть и справа. Да, у Фархада есть проблемы с функциональной подготовкой, но это касается далеко не только его. И вообще результаты проведенного тестирования показывают, что в матче с англичанами мы будем физически не в состоянии играть в открытый футбол. Поэтому, скорее всего, будем пытаться действовать на контратаках.

— Показалось, что по сравнению с концом прошлого года несколько сдал Танат Нусербаев…
— У него хроническая проблема — ангина, и обычно анализ крови дает неважные результаты. Сейчас он выглядит вроде бы неплохо, набирает форму, но боюсь, что это до следующей ангины. Поэтому после матча со сборной Украины он, скорее всего, поедет в Германию, пройдет там полное медицинское обследование — надо точно выяснить, в чем причина. Абсолютно такая же проблема у Сергея Ларина. Только наберет форму — ангина.

Капитаном будет Карпович

— В прошлогоднем матче с англичанами не играли многие ветераны сборной. Но на игру с белорусами вы пригласили их снова. Теперь опять решили отказаться от услуг «стариков». С чем связаны такие метания, и абсолютно ли вы самостоятельны в вопросе комплектования? Не испытываете ли вы давления со стороны, например, федерации?
— Все решения по составу принимаю только я, и никто больше. Если бы было иначе, то я бы собрал вещи и уехал. Когда меня назначили главным тренером сборной, я сказал, что предоставлю шанс всем. Самата Смакова я вызывал ещё на прошлогодний матч с англичанами, но он не поехал из-за травмы. У Нурбола Жумаскалиева были неплохие результаты тестирования, и я решил просмотреть его. О Мурате Тлешеве вся страна говорила: «это лучший бомбардир Казахстана, его обязательно надо брать в сборную». С Давидом Лория аналогичная ситуация — мол, сильнейший вратарь страны. Поэтому я хотел понаблюдать за ними на сборах, проверить в деле. Лория хорошо провел товарищеский матч с эстонцами. Но сейчас он играет лишь за «дубль» нальчикского «Спартака», да и то непостоянно. А если у футболиста нет игровой практики… Да, вы можете сказать, что Сергей Остапенко тоже играет очень мало. Но в предстоящем поединке с англичанами нам нужен на этой позиции игрок, который хорошо действует на «втором этаже» и при этом много двигается, выполняет большой объем работы. Более сильного футболиста такого плана в Казахстане сейчас нет. Что касается Тлешева, то сейчас в нем 99 килограммов, из которых 10 — лишние. Он не сможет выдержать те скорости, которые предложат англичане. Мурат — игрок штрафной площади, и если бы мы играли, например, со сборной Андорры, то он был бы полезен. То есть Тлешев может проявить свои лучшие качества тогда, когда команда, за которую он играет, оказывает постоянное давление на соперника. Кстати, Владимир Муханов, насколько мне известно, сказал, что если бы Тлешев сбросил вес, то играл бы на высоком уровне. Кто ещё? Жумаскалиев был травмирован, сейчас снова играет. Но на его позиции есть футболисты, которые не слабее. В центре обороны на «Уэмбли» играл Александр Кучма, теперь его заменил Ринат Абдуллин — он, возможно, не самый техничный игрок, но очень боевитый. В центре полузащиты тогда действовали Сергей Скорых и Руслан Балтиев. На месте Балтиева, который из-за травмы пропустит предстоящие матчи, скорее всего, будет играть Андрей Карпович. Думаю, хуже не станет, хотя Балтиев — очень важный игрок для команды. На фланги полузащиты могут выйти Сабырхан Ибраев и Жамбыл Кукеев, которые также играли в Англии, а кроме них, есть, например, Евгений Аверченко. Мне очень нравится Улан Конысбаев, он чем-то напоминает молодого Себастьяна Дайслера. Быстрый, обладает неплохим дриблингом. В нападении, как и на «Уэмбли», могут сыграть Нусербаев и Остапенко. И если вы посчитаете, то убедитесь, что больших изменений по сравнению с октябрем прошлого года, когда мы ездили в Англию, не произошло.

При этом нужно иметь в виду и вторую игру — со сборной Украины. После матча с англичанами мы все проанализируем и при необходимости внесем изменения в состав.

— Вы, наверное, уже устали отвечать на вопросы о Смакове. И все-таки, почему, раз он неудачно сыграл на предложенной вами позиции, не перевести его на ту, где он действует в «Актобе»?
— Смаков — индивидуально сильный футболист, но не совсем командный. В центре обороны сборной должен быть человек, который плотно действует по игроку, а Смаков не такой. В «Актобе» это проходит, потому что против актюбинцев многие команды играют с одним нападающим, и Смакову остается только «подчищать». Я предлагаю вам посмотреть любой матч сборной, и вы убедитесь, что Смаков не агрессивен в единоборствах. Так было и в игре с белорусами. Можно долго спорить о том, на какую позицию его лучше поставить, но самое главное — футболист должен выполнять установку тренера.

— Какова атмосфера в команде?

— Очень хорошая. Претензий ни к кому нет, все работают дисциплинированно и ответственно.

— Кто сейчас, когда сборная заметно омолодилась, является её лидером вне поля?
— Можно назвать Балтиева, который пользуется авторитетом, положительно влияет на команду. И хотя сейчас у него травма, он остается в расположении сборной. Капитаном на ближайшие матчи назначен Андрей Карпович.
Автор: Женис Байхожа Республиканская газета «Sport&KS»

Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram

t.me/allsportskz

Смотрите также

Комментарии

Сделать ставку
Комментировать могут только авторизованные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь

Статистика


Опрос

Стоит ли урезать бюджеты казахстанским футбольным клубам?

Наверх