Павел Коннов: «На авиаторов у нас смотрят как на последних из могикан»

Казахстанский планерный спорт находится на грани вымирания. Единственная в республике команда планеристов в этом году не сделала ни одного вылета. Для того чтобы возобновить тренировки, необходима сумма минимум в 100 тысяч долларов. Таких денег в Западно-Казахстанской области, где базируется школа, пока не нашлось. Хотя в этом регионе разрабатывают едва ли не крупнейшее в мире Карачаганакское газоконденсатное месторождение.
Команда планеристов тренируется на уральском аэродроме Кордон. Правильнее будет сказать — тренировалась. Дело в том, что оба самолета, которые заводят планеры на круг, исчерпали свой межремонтный ресурс.
— Планер ведь сам в небо не поднимается, у него нет двигателя, — объясняет тонкости тренер ДЮСШ по авиационным видам спорта Павел Коннов. — С земли его поднимает самолет. Он затаскивает планер на определенную высоту — это называется на круг — и там отцепляет трос. Дальше — дело мастерства планериста. Так вот оба самолета «Вильга» у нас весь сезон стоят на приколе. Мы не можем их эксплуатировать без капремонта. Каждый из них обойдется сейчас в 100 тысяч долларов.
Общий ресурс самолета «Вильга» — 3 тысячи часов. За десять лет уральские планеристы налетали третью часть от этого количества. По правилам теперь обоим бортам требуется капремонт. Столь серьезные финансовые затраты объясняются тем, что в нашей стране самолеты такого класса не может ремонтировать никто. Ближайший вариант — город Шахты, расположенный на границе России и Украины. Туда нужно везти самолет целиком.
— Наш облспорт нас поддерживает, — говорит директор ДЮСШ по авиационным видам спорта Александр Чернов. — Но одной дружбы с облспортом мало. Нужно, чтобы нас поддержал маслихат, но бюджет не дает облспорту средств на развитие. Только на текущие нужды. Соответственно, нам денег тоже дают только на содержание штата и на текущие расходы. У нас же еще есть парашютисты и авиамоделисты. Они работают нормально. А вот ремонт хотя бы одного самолета для планеристов стоит почти всего годового бюджета нашей школы.
Полеты на коммерческой основе слишком дороги, да и ресурсы своего самолета в клубе тратить не намерены.
— У них есть свой самолет, — говорит руководитель летной службы ДЮСШ Вячеслав Барсуков. — Но арендовать его дорого. Ну вот представьте, мы один раз в ремонт вложились бы и лет 10 потом спокойно летали. А так придется платить за каждый час. Это еще дороже выйдет. Да и кроме того аэроклубу это тоже невыгодно: никто не хочет выбивать свой ресурс. Ведь если они будут давать самолет в аренду, у них вскоре возникнет точно такая же проблема. Зачем она им нужна раньше срока?
В областном управлении туризма и спорта в ответ на вопрос о финансировании ремонта пока лишь разводят руками.
— Мы и сами прекрасно понимаем, что самолеты необходимо ремонтировать, — говорит начальник управления Азамат Бекет. — Уже три года мы подаем заявки о выделении необходимой суммы. Сейчас вот будет сентябрьская сессия областного маслихата, мы снова попросим средства. Возможно, люди, которые не имеют отношения к спорту, ведь не факт, что в маслихате заседают спортсмены, просто не понимают, насколько это важно. Если бы я сам не был спортсменом, наверное, тоже думал так: «Ну ездят наши сборные на соревнования, привозят хорошие результаты. И без планерис-тов обходятся, и все нормально». Ведь планерный спорт — не самый массовый.
Сами планеристы также говорят, что для нормального развития этого вида спорта необходимо полностью изменить взгляды на него, по-другому посмотреть на вопрос.
— Во всем мире планеризм активно развивается, — говорит Павел Коннов. — Приведу самый яркий пример — Германию. — В некоторых городах по выходным летает чуть ли не все население. Потому что там так поставлен вопрос. У нас же на авиаторов смотрят как на последних из могикан. Многие даже не знают, что у нас вообще такой вид спорта остался в стране.
Между тем, по словам специалистов, планерный спорт во многом мог бы решить проблему подготовки кадров для летных училищ и высших учебных заведений.
— Когда работал ДОСААФ, мы готовили ребят к летной карьере, — продолжает тренер. — Они приходили в училища не просто так, а уже подготовленные, знали и матчасть, и в небе бывали. А вы знаете, насколько профессиональнее себя ведет в небе не просто летчик, а летчик-планерист?! Он ведь знает, как летит самолет, умеет его чувствовать. Возьмите любой случай, когда пилот удачно сажает машину в экстренной ситуации, например, когда отказал двигатель, и в 99% случаев это будет летчик с планерным прошлым, и помогли ему в этом именно планерные навыки. Получается, что мы лишаем своих летчиков возможности быть готовыми к экстренным ситуациям.
Вот и выходит, что ремонт самолетов «Вильга» — краеугольный камень всего отечественного планеризма. Авиаклубы, в которых за деньги летают любители, не в счет. Коммерческие полеты имеют очень мало общего с настоящим профессиональным спортом.
— Республиканский бюджет не может финансировать команду областного значения, — говорит начальник западноказахстанского облспорта Азамат Бекет. — У нас похожая ситуация складывалась с командами по шорт-треку и хоккею с мячом. Практически все спортсмены этих сборных занимаются в нашей области. У них должен быть совсем другой уровень тренировок, подготовки. Областному бюджету не под силу содержать сборные. Однако рес-публиканский бюджет средства тоже выделять на это не может. Да, получается замкнутый круг. С хоккеистами и шорт-трековцами мы немного разобрались: республика финансирует хотя бы их поездки республиканского и международного значения. Но это массовые виды спорта. С планерами все сложнее.
В общем, пока чиновники разного масштаба решают вопрос о выделении 200 тысяч долларов, казахстанский планерный спорт уверенно пикирует вниз. В самом лучшем случае, даже если средства решат выделить в следующем году, ремонт самолетов потребует определенного времени. И не факт, что к следующему сезону «Вильги» смогут встать на крыло. А еще через год тренеры могут просто не собрать команду — ребята разъедутся по другим городам, а может быть, и странам.
В лучшем случае все нужно будет начинать с нуля. В худшем — планеры с казахстанским флагом на борту больше не покажут класс ни на одном соревновании.
Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram
Смотрите также
Казахстанец привлек внимание Неймара, или Кто такой новая звезда киберспорта Данил «molodoy» Голубенко1
1xBet признан «Лучшим оператором казино 2025»
Прогноз на Austin Major от экспертов 1XBET
1XBET проведет пабстомп финала Starladder Major в Алматы
- 20 декабря, 2025
- 22:01ДругиеКазахстан завоевал «золото» чемпионата мира по брейкингу
- 19 декабря, 2025
- 20:16Фигурное катание
В Госдуме России выступили с призывом к Камиле Валиевой - 19:37Лыжный спортСборная Казахстана выступит на этапе Кубка мира по фристайл-акробатике
- 16:09ДругиеКазахстанский бадминтонист сыграет за выход в полуфинал турнира в Астане
- 14:00БиатлонНазван состав сборной Казахстана по биатлону в мужском спринте на этапе Кубка мира
- 12:01ДругиеЛидер сборной Казахстана вышел в 1/8 финала международного турнира по бадминтону в Астане
- 10:22БиатлонКазахстанские биатлонистки выступили в спринте на этапе Кубка мира
- 01:01Фигурное катаниеЛучший фигурист Казахстана заявил о проблемах после Гран-При
- 18 декабря, 2025
- 19:04Лыжный спортКазахстанские спортсмены выступили на этапе Кубка Европы по фристайл-акробатике
- 16:20БиатлонТри казахстанских биатлонистки выступят в спринте на этапе Кубка мира
- 14:33Фигурное катаниеОпределились победители и призеры чемпионата Казахстана-2025 по фигурному катанию
- 17 декабря, 2025
- 20:52Фигурное катание
Озвучена дата возвращения Камилы Валиевой - 11:45ДругиеВ Казахстане стартовал международный турнир по бадминтону
- 11:45Фигурное катание
Новый вундеркинд из России вынесла вердикт Камиле Валиевой - 16 декабря, 2025
- 03:01Шахматы
В России наказали сменившего гражданство спортсмена







