22 августа 2008 (12:04)
Парили над птицами Дельта и Пара
В предгорьях Алматы, в Уш Коныре, начался открытый чемпионат Казахстана по парапланерному спорту. В соревнованиях участвуют около 90 спортсменов из Узбекистана, России, Казахстана и Швейцарии.
На верхушке горы, открытой ветру, парапланы раскинули свои разноцветные крылья, словно птицы в ожидании полета. В большом небе должен быть порядок, а потому спортсмены обязаны запросить разрешения у руководителя полетов и ждать команду на старт. Долгих три минуты — и вот один за другим взмывают ввысь парапланеристы и парят, парят в небесном просторе.
В первый день чемпионата сила ветра составляет ориентировочно два-три метра в секунду. Это нормально, если учесть, что и десять — не помеха. Высота горы, с которой стартуют пилоты, — 1 960 метров над уровнем моря. Общая протяженность маршрута 60 км. Задача: финишировать с преимуществом по времени и существенной разницей в набранных очках.
В подобных соревнованиях не бывает новичков — каждый спортсмен должен иметь второй разряд, лицензию международной организации ФАИ и налетать не менее 20 часов. Инструкторы, как правило, приезжают с учлетами и летают в более спокойную погоду. Те пилоты, у которых недостаточно опыта, не соревнуются, а обучаются.
— Разрешение на полеты запрашиваем у военных, — рассказывает один из организаторов чемпионата Михаил Крапивин, — только после этого мы можем стартовать. Нельзя просто так купить параплан и летать. Воздушное пространство контролируется государством и нам разрешается держать высоту до 3 600 метров. Мы эту базу не превышаем, лишь в случае, если вдруг «высосет» куда-нибудь«...
Самое сложное в этом виде спорта — понимать природу потоков, понимать параплан, — продолжает Михаил, — нужно хорошо разбираться в смене ветров, все интуитивно чувствовать, знать, чтобы быть настоящим спортсменом. Уровень спортсменов определяется высоким рейтингом: десять процентов пилотов — участников нынешнего форума выступают на чемпионатах мира. Существует Международная федерация аэронавтики, к которой мы принадлежим и которая ведет рейтинг каждого пилота. От Казахстана можно назвать имена двух таких пилотов, чей рейтинг выше 500. Это Женя Орешкин (224-е место среди пилотов планеты), он один из организаторов нынешних соревнований, и Валерий Черкашин (475-е место).
Рейтинг страны складывается из рейтинга пилотов. В настоящее время Казахстан занимает 40-е место (первое — Словения). Это связано с тем, что в некоторых странах пилоты летают при поддержке государства, у нас — каждый пилот за свой счет, поэтому не всегда есть возможность участвовать в соревнованиях, нужно еще и работать. А для того чтобы заработать рейтинг, нужно летать в разных странах на различных престижных соревнованиях. Возраст значения не имеет; как правило, чем старше пилот, тем он опытней. Самому старшему участнику, насколько я знаю, около 60, самому младшему — 16.
К слову, Казахстанская федерация парапланерного спорта была образована в 90-х годах: собрала пилотов Дельта и Пара (так сокращенно называют дельтапланеристов и парапланеристов), и стали они с тех пор летать вместе. Чем же разнятся братья-планеры? У дельтаплана, к примеру, жесткая треугольная конструкция, а у параплана — мягкая, надувная. Кроме того, отличаются техническими характеристиками и манерой пилотирования. Ощущения совершенно разные, скорости. Современные соревновательные парапланы развивают скорость в среднем 60 км, прибавьте к этому скорость попутного ветра, например 30 км, и получится 90. Дельта развивают скорость более 110 км.
Но вернемся к соревнованиям. Чтобы выявить победителя, используют специальную программу, которая отслеживает результаты. Все спортсмены летают с GPS-системой навигации, в которую заложено задание, а дальше программа сама обрабатывает трюк пилота с учетом высот, его скорости, времени полета и дает ему определенные баллы. Эти формулы выставляет FAI и по ней задание строго регулируется главным судьей. На нынешнем чемпионате роль судьи принадлежит Владимиру Ильичу Задорожному, человеку в кругах пилотов известному.
Все снаряжение пилота весит 20 кг. Даже хрупкие девушки ходят с ним в гору. Само крыло весит от 4,3 до 7 кг. Все зависит от материала, из которого аппарат сделан. Скайтекс и гельвинор — самые ходовые. Гельвинор более плотный, тяжелый, износоустойчивый. Скайтекс — нежный, легкий, но его легче повредить о камни.
Итак, старт. Пилот уходит по маршруту, который продумал: находит поток, выкручивает под максимум, идет на переход, ищет другой поток, берет ППМ — поворотный пункт маршрута (их может быть несколько) и летит на финиш.
Наталья Валуйская
На верхушке горы, открытой ветру, парапланы раскинули свои разноцветные крылья, словно птицы в ожидании полета. В большом небе должен быть порядок, а потому спортсмены обязаны запросить разрешения у руководителя полетов и ждать команду на старт. Долгих три минуты — и вот один за другим взмывают ввысь парапланеристы и парят, парят в небесном просторе.
В первый день чемпионата сила ветра составляет ориентировочно два-три метра в секунду. Это нормально, если учесть, что и десять — не помеха. Высота горы, с которой стартуют пилоты, — 1 960 метров над уровнем моря. Общая протяженность маршрута 60 км. Задача: финишировать с преимуществом по времени и существенной разницей в набранных очках.
В подобных соревнованиях не бывает новичков — каждый спортсмен должен иметь второй разряд, лицензию международной организации ФАИ и налетать не менее 20 часов. Инструкторы, как правило, приезжают с учлетами и летают в более спокойную погоду. Те пилоты, у которых недостаточно опыта, не соревнуются, а обучаются.
— Разрешение на полеты запрашиваем у военных, — рассказывает один из организаторов чемпионата Михаил Крапивин, — только после этого мы можем стартовать. Нельзя просто так купить параплан и летать. Воздушное пространство контролируется государством и нам разрешается держать высоту до 3 600 метров. Мы эту базу не превышаем, лишь в случае, если вдруг «высосет» куда-нибудь«...
Самое сложное в этом виде спорта — понимать природу потоков, понимать параплан, — продолжает Михаил, — нужно хорошо разбираться в смене ветров, все интуитивно чувствовать, знать, чтобы быть настоящим спортсменом. Уровень спортсменов определяется высоким рейтингом: десять процентов пилотов — участников нынешнего форума выступают на чемпионатах мира. Существует Международная федерация аэронавтики, к которой мы принадлежим и которая ведет рейтинг каждого пилота. От Казахстана можно назвать имена двух таких пилотов, чей рейтинг выше 500. Это Женя Орешкин (224-е место среди пилотов планеты), он один из организаторов нынешних соревнований, и Валерий Черкашин (475-е место).
Рейтинг страны складывается из рейтинга пилотов. В настоящее время Казахстан занимает 40-е место (первое — Словения). Это связано с тем, что в некоторых странах пилоты летают при поддержке государства, у нас — каждый пилот за свой счет, поэтому не всегда есть возможность участвовать в соревнованиях, нужно еще и работать. А для того чтобы заработать рейтинг, нужно летать в разных странах на различных престижных соревнованиях. Возраст значения не имеет; как правило, чем старше пилот, тем он опытней. Самому старшему участнику, насколько я знаю, около 60, самому младшему — 16.
К слову, Казахстанская федерация парапланерного спорта была образована в 90-х годах: собрала пилотов Дельта и Пара (так сокращенно называют дельтапланеристов и парапланеристов), и стали они с тех пор летать вместе. Чем же разнятся братья-планеры? У дельтаплана, к примеру, жесткая треугольная конструкция, а у параплана — мягкая, надувная. Кроме того, отличаются техническими характеристиками и манерой пилотирования. Ощущения совершенно разные, скорости. Современные соревновательные парапланы развивают скорость в среднем 60 км, прибавьте к этому скорость попутного ветра, например 30 км, и получится 90. Дельта развивают скорость более 110 км.
Но вернемся к соревнованиям. Чтобы выявить победителя, используют специальную программу, которая отслеживает результаты. Все спортсмены летают с GPS-системой навигации, в которую заложено задание, а дальше программа сама обрабатывает трюк пилота с учетом высот, его скорости, времени полета и дает ему определенные баллы. Эти формулы выставляет FAI и по ней задание строго регулируется главным судьей. На нынешнем чемпионате роль судьи принадлежит Владимиру Ильичу Задорожному, человеку в кругах пилотов известному.
Все снаряжение пилота весит 20 кг. Даже хрупкие девушки ходят с ним в гору. Само крыло весит от 4,3 до 7 кг. Все зависит от материала, из которого аппарат сделан. Скайтекс и гельвинор — самые ходовые. Гельвинор более плотный, тяжелый, износоустойчивый. Скайтекс — нежный, легкий, но его легче повредить о камни.
Итак, старт. Пилот уходит по маршруту, который продумал: находит поток, выкручивает под максимум, идет на переход, ищет другой поток, берет ППМ — поворотный пункт маршрута (их может быть несколько) и летит на финиш.
Наталья Валуйская
Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram
Смотрите также
1XBET проведет пабстомп финала Starladder Major в Алматы
Казахстанец привлек внимание Неймара, или Кто такой новая звезда киберспорта Данил «molodoy» Голубенко1
1xBet признан «Лучшим оператором казино 2025»
Прогноз на Austin Major от экспертов 1XBET
Комментировать могут только авторизованные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь
- 19 декабря, 2025
- 16:09ДругиеКазахстанский бадминтонист сыграет за выход в полуфинал турнира в Астане
- 14:00БиатлонНазван состав сборной Казахстана по биатлону в мужском спринте на этапе Кубка мира
- 12:01ДругиеЛидер сборной Казахстана вышел в 1/8 финала международного турнира по бадминтону в Астане
- 10:22БиатлонКазахстанские биатлонистки выступили в спринте на этапе Кубка мира
- 01:01Фигурное катаниеЛучший фигурист Казахстана заявил о проблемах после Гран-При
- 18 декабря, 2025
- 19:04Лыжный спортКазахстанские спортсмены выступили на этапе Кубка Европы по фристайл-акробатике
- 16:20БиатлонТри казахстанских биатлонистки выступят в спринте на этапе Кубка мира
- 14:33Фигурное катаниеОпределились победители и призеры чемпионата Казахстана-2025 по фигурному катанию
- 17 декабря, 2025
- 20:52Фигурное катание
Озвучена дата возвращения Камилы Валиевой - 11:45ДругиеВ Казахстане стартовал международный турнир по бадминтону




