SPORTS.KZ
17 января 2008 (10:45)

Ольга Шишигина: "К этой победе я шла всю жизнь"

...

Всем казахстанцам памятен август 2000 года, когда в один из дней Сиднейской Олимпиады казахстанские спортсмены завоевали сразу две олимпийские награды – сереб-ряную и золотую. Сначала «выстрелил» велогонщик Александр Винокуров, завоевавший медаль серебряного достоинства.

Стань он в тот день единственным триумфатором, у нас в стране о нем бы только и говорили, но безусловный успех нашего велопрофи отошел на второй план. Следом «золото» примерила легкоатлетка Ольга Шишигина на дистанции 100 метров с барьерами, и сразу же все спортивные агентства мира взахлеб стали обсуждать эту победу казахстанского спорта. А что творилось на родине новоявленной чемпионки – и не передать. Мы долго ждали. Но сама Ольга ждала еще больше – всю жизнь. После долгих неурядиц, которые подкидывала Шишигиной судьба и околоспортивный люд, наконец-то осуществилась мечта – навечно вписать свое имя в анналы истории и стать вечным чемпионом, звание, которое уже никто не отберет.

О. Ш.: Все начиналось банально. Родители мои – Василий Николаевич и Людмила Михайловна – преподаватели труда. И как люди старой закалки старались, чтобы и дочь с детства приучалась к труду, а не болталась, как они говорили, без дела по улице. Вот и отправили меня в девятилетнем возрасте в школьную секцию легкой атлетики, где преподавали замечательные подвижники этого спорта – Валерий Штарк и Клавдия Панкратова.
Кроме меня, в секции занимались 60 мальчишек и девчонок. Сейчас вряд ли найдется учебное учреждение, где бы так рьяно пропагандировался здоровый образ жизни. А жаль. Нашему подрастающему поколению ох как необходимо заниматься спортом, пусть и на любительском уровне. А там, глядишь, и откроется прямая дорога в профессионалы. Поначалу для меня это было просто забавой. Но затем втянулась, появились результаты, и я задалась вопросом, а смогу ли я достичь большего. Все-таки благодаря родителям я с детства максималистка и привыкла доводить начатое до конца. В пятнадцать лет меня приняли в алматинскую школу-интернат, где я проучилась два года, и с тех пор на протяжении почти двадцати лет выступала на союзных, республиканских и международных соревнованиях. А первая серьезная победа пришла ко мне в 1985 году на юниорском первенстве СССР.

ЛИТЕР-Неделя: Помните свой знаменитый бег?
О.Ш.: Все было как в тумане. Лишь на финише, увидев победные секунды, я осознала, что стала чемпионкой. Еще в полуфинале сошла одна из фавориток на дистанции 100 метров с барьерами – американка Гейл Диверс. Оставались трое, кто мог реально претендовать на награды, – нигерийка Глория Алози, американка Мелисса Морис и я. У нас были примерно одинаковые результаты, и от того, кто лучше спуртует, зависело очень много. Самое трудное – психологически выдержать первый барьер, не проиграть старт. Если потеряешь уверенность вначале, наверстать упущенное на такой короткой дистанции практически невозможно.
В финальном забеге нервы оказались крепче у меня, и через несколько секунд я уже держала казахстанский стяг над головой. Это был незабываемый момент в моей жизни. Понимала, что наверняка не приму больше участия в Олимпиадах. Ведь она для меня первая и оказалась единственной. Так что удача мне улыбнулась с первой попытки. Я уже не хочу вспоминать, как меня «прокинули» с Атлантой – дело прошлое, а в Сиднее я всем доказала, что по праву заслужила олимпийскую награду. К этой побе-де я шла всю жизнь.

ЛИТЕР-Неделя: Наверняка семья с ума сходила от радости?
О.Ш.: Не то слово. Особенно радовался сын, по-детски, искренне. Это мне муж рассказывал. Когда они наблюдали за перипетиями Олимпиады, то изнервничались до невозможности, даже в весе потеряли за несколько дней, ну а когда пришло время финального забега, то те 12 с небольшим секунд для них оказались вечностью. Я представляю, что с ними творилось.
И, конечно, рада была мама, для которой окончательно стало ясно, что тот путь, выбранный для меня в детстве, они с папой выбрали правильный.
Я уверена, что и весь народ Казахстана также искренне радовался нашей общей победе. Мне приятно такое отношение ко мне. Сразу после триумфа президент страны Нурсултан Назарбаев прислал на мое имя поздравительную телеграмму, я получила призовые от государства, меня наградили орденом «Барыс» 1-й степени. Очень приятно побеждать.

ЛИТЕР-Неделя: Как сложилась жизнь после окончания спортивной карьеры?
О.Ш.: Я выиграла все, что только можно, за исключением летнего чемпионата мира. Когда пришла пора задуматься о том, что будет дальше, решила – пора уходить и заняться земными делами. Все время в разъездах. А ведь у нас с мужем подрастал сын. На момент Олимпиады Виталию было двенадцать лет, и сами понимаете, что переходный возраст – самый важный в становлении человека. Поэтому на завершение спортивной карьеры повлияло не только отсутствие мотивации, но и семья.
Конечно, я буду с ностальгией вспоминать годы, проведенные в большом спорте. Вспоминать сборы, когда мы не только успевали тренироваться, но и по-детски хохмить друг над другом. Мы сейчас часто созваниваемся с моей постоянной соседкой по гостиничному номеру Натальей Торшиной, теперь Алимжановой (подруга по сборной Казахстана. – Авт.), и друг у друга спрашиваем, неужели мы могли такое вытворять, и хохочем. Но теперь это только приятные воспоминания, не больше.
Жизнь после спорта? Искания. Ко мне поступило предложение стать ведущей спортивной программы на телеканале «Хабар». Вместе с известным боксером Болатом Жумадиловым прошли соответствующие курсы, сделали «пилотник», целый месяц выходили в эфир, но затем программа «благополучно умерла». Затем была попытка на радиостанции «Европа плюс Казахстан». Но и там не получилось, хотя было интересно попробовать себя на этом поприще. Но все же чувствовала – не мое.
И тогда, вспомнив о своем тренерском образовании, ушла в Казахскую академию туризма и спорта на знакомую мне кафедру легкой атлетики, где делилась своим опытом с начинающими спортсменами. А теперь работаю инструктором по спорту в одной из пограничных войсковых частей. Какой? Военная тайна.

ЛИТЕР-Неделя: Трудно было перестраивать ставший уже привычным жизненный уклад?
О.Ш.: Не то слово. У меня муж, сын. Их надо накормить, обстирать, еще и на работу успеть. Поначалу пришлось несладко, но ведь я женщина, и потихоньку втянулась. Они-то были рады, что мама наконец-то ведет оседлый образ жизни, а я заматывалась. И все же семейная жизнь – ни с чем не сравнимое удовольствие. Мы вместе проводим вечера, ездим на уик-энд в горы, строим планы на будущее.

ЛИТЕР-Неделя: После победы в Сиднее вы стали еще более знаменитой. Не лукавьте – поступали предложения из других стран с тем, чтобы сменить гражданство и выступать под другим флагом?
О.Ш.: Были. Не скажу откуда, но такие предложения поступали. У людей нашего поколения патриотизм в крови. Я родилась в Казахстане, получила спортивное образование здесь, больше одиннадцати лет выступала под флагом Казахстана, нередко поднимая его над головой в честь побед, и что же теперь, добровольно отречься? Это не для меня.

ЛИТЕР-Неделя: Что бы вы пожелали участникам будущей Олимпиады в Пекине и всем казахстанцам?
О.Ш.: Побольше медалей в нашу копилку, и желательно золотых. А то с каждой Олимпиадой у нас их все меньше и меньше. Это ведь не просто «кругляшка». Это собственный престиж на мировой арене и личная лепта в упрочении позиций суверенного Казахстана на планете. Пример молодому поколению того, чего можно достичь, занимаясь спортом.
Ну а если не получится стать профессионалом, то физическое развитие все равно не помешает. Я понимаю, что в условиях рыночной экономики родителям трудно определить своих чад в спортивную секцию, но тридцатиминутная пробежка и физзарядка каждому по силам. Была бы сила воли. А всем казахстанцам я желаю простых человеческих благ. Чтобы в нашей стране люди жили в мире и согласии. Нам не хватает доброты.
Поделиться

Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram

t.me/allsportskz

Смотрите также

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь
    Больше новостей

    Опрос

    Лучший спортсмен Казахстана в 2024 году?

    Наверх