SPORTS.KZ
Sports.kz
Дата от   до
9 января 2012 (16:53)

Time for Africa

Time for Africa

Африканские футболисты появились в чемпионате Казахстана сравнительно недавно, однако некоторые из них стали довольно заметными персонажами в нашем футболе. Кто-то сумел быстро влиться в наш соккер, другие, приехав за тридевять земель, так и не стали своими, некоторым же это удалось, и они даже обосновались и живут в Казахстане.

Сила в черном

Впервые футболисты с Черного континента в заявке казахстанских клубов появились в 2001 году. Тогдашний тренер «Востока» Анатолий Чернов в ходе сезона прибег к услугам аж шести африканцев — в каждой линии были футболисты из Африки. Исключение составила лишь позиция голкипера, где играли казахстанские стражи ворот. Марокканец Юсеф Мескини (18 матчей и 5 забитых мячей в том чемпионате РК), нигерийцы Черчил Обаси (25-6), Абдуллахи Насиру (23-6), Уче Эквечха (13), Кизито Околи и гвинеец Мохаммед Кейта (оба — по 5 матчей) стали первыми африканцами в чемпионате Казахстана.

Из той огромной черной массы игроков более-менее заметный след в нашем футболе оставили лишь трое: Юсеф (или Иосиф) Мескини из Марокко и два нигерийца — Абдуллахи Насиру и Черчил Обаси. Бывший игрок олимпийской сборной своей страны несколько лет играл за «Восток», а затем завершал карьеру в «Асбесте» из Житикары. После того, как Мескини повесил бутсы на гвоздь, он уверенно обосновался в Усть-Каменогорске, где встретил свою любовь, плодом которой стал сын Филип. В хоккейной столице прописку обрел и Черчил Обаси.

А Абдуллахи Насиру после «Востока» успел поиграть в «Ордабасы», «Жетысу» и «Шахтере». С приходом в карагандинский клуб больших денег от нигерийца быстренько избавились. Он мог еще перейти в «Булат», однако трансфер не состоялся, хотя стороны вроде как уже ударили по рукам. Сейчас Насиру живет в Алматы, где некоторое время играл в любительской команде. Поговаривают, что у нигерийца не совсем обычная профессия. Экзотическая внешность сделала его фаворитом дам пред-, после- и собственно бальзаковского возраста.

— Я — black man — это черный человек, поэтому сильный. Это все Бог, не я, — о своих футбольных качествах Насиру был довольно высокого мнения.

Обрусевший и король


В том же 2001 году сразу в двух клубах успел отметиться и камерунец Нджехан Фомен. Защитник говорил на ломаном русском. Начав с «Есиля», в середине 2001 года он уехал в столицу — в ставший чемпионом «Женис», а затем через несколько лет объявился в «Атырау» — уже будучи гражданином России. Отбегав полсезона в футболке самого западного клуба, Фомен уехал в Подмосковье, где защищал цвета старейшего российского клуба — «Знамя Труда» из Орехо-Зуево. В одном из матчей за этот клуб он даже успел сыграть на позиции голкипера.

В составе «Кайрата» в начале века один матч провел камерунец Винсент Нгоганга. Неудивительно, что в середине сезона камерунцу указали на дверь. Спустя 10 лет в «Кайрат» приедет его соотечественник Стивен Кинг Мпондо, которого по ошибке называют первым темнокожим игроком в истории алматинского клуба.

Злой рок «Шахтера»


В 2007 году в «Шахтер» прибыл Рафаэль Эдерехо — обладатель паспорта Нигерии. Африканский форвард еще раз доказал, что умом нам Черный континент пока не понять — Эдерехо просто-напросто сбежал из расположения клуба. В перерыве между кругами нигериец отпросился на Родину, откуда прислал в клуб письмо, что его призвали в армию. Однако вместо казармы Рафаэль вновь объявился в Финляндии, где и играл еще до «Шахтера». Поговаривают, что истинной причиной побега Эдерехо стала намечавшаяся экскурсия в шахту. Нигериец испугался и ушел по-английски.

Не довелось попасть в шахту и соотечественнику Эдерехо — легенде «Карпат» Самсону Годвину. Хавбек пробыл в «Шахтере» всего полсезона, а затем обратно уехал на Украину, где потом в составе львовской команды сотворил сенсацию в еврокубках. А вот единственный африканец, все-таки спустившийся-таки в шахту, — Джимми Мулиса, — в Караганде за полгода так и не сумел разжиться хоть одним забитым мячом. Командировка в «Восток» еще более укрепила эпитет «деревянный» по отношению к Мулисе, который когда давал интервью, просил не спрашивать про дискотеки.

Вообще, какой-то злой рок у «Шахтера». Без намека на расизм, но в карагандинском клубе ни у одного темнокожего игрока дела не заладились.

«Шутинг Старз» и украинизация по-африкански


В 2009 году новообразованный столичный «Локомотив» (сейчас этот клуб называется «Астана») помимо звезд стран СНГ пополнил и нигериец Патрик Овие. Командировка в столичный клуб стала последней в карьере Овие, который до «Локомотива» поиграл в не самых слабых клубах Российской Премьер-Лиги. Чем сейчас занимается нигериец — неизвестно. «Википедия» наивно полагает, что он до сих пор играет в футбол. Однако официальный сайт команды со смешным названием «Шутинг Старз» указывает, что игрока по фамилии Овие в ее составе больше нет.

Между двумя командировками в Казахстан гвинеец Мамади Сангаре успел стать обладателем украинского паспорта. Уроженец Конакри в юном возрасте оказался в Киеве в команде ЦСКА, затем поиграл в Молдавии, а позже выиграл Кубок Казахстана в составе «Атырау» и вернулся на Украину, где во «Львове» успел поработать с Альгиминтасом Любинскасом и поиграть с героем мемов костанайских болельщиков Олегом Шептицким. Летом 2011 года Владимир Чебурин позвал Сангаре в «Окжтепес», с которым украинский гвинеец вышел в Премьер-Лигу.

Тогда же, в 2009 году, в Казахстан прибыл еще один африканец с Украины. Тауфик Салхи быстро заиграл в «Востоке» и повышел на повышение в «Ордабасы», однако там по каким-то причинам дела не заладились, как и у его соотечественника — тунисца Мохаммеда Арури. Оба игрока, кстати, владеют русским, а Салхи даже женат на украинке.

Везучий «Акжайык» и африканский почет «Актобе»


Пока Салхи блистал в «Востоке», на юге страны, в «Таразе», зажигалась казахстанская звезда Тити Эссомба. Камерунец, прибывший из Финляндии, быстро адаптировался в Казахстане, а затем новый сезон начал в «Актобе», однако стабильно отыграл только один сезон. В прошлом году Эссомба чаще был травмирован, и летом Владимир Муханов отправил его в фарм-клуб, а зимой и вовсе отказался от его услуг. Одно время в «Таразе» вместе с Эссомбой находился ганец Давид Давидсон, который провел всего шесть матчей и голов не забил.

Вообще, в «Актобе» в почете легионеры из Африки. В последние годы цвета команды защищали сенегалец Халифа Ба (тот самый, который набедокурил в матче с «Хапоэлем»), камерунец с рокерской именем и фамилией Элвис Боно и еще один сенегалец — капризный Малик Мане. Первые двое больше принесли вреда, чем пользы, а вот Мане на полную играл лишь от случая к случаю, хотя отрицать, что потенциал у парня есть, мы не будем.

Вернувшийся в Премьер-Лигу «Акжайык» с африканскими легионерами вообще не ошибается. Защитник Гок Хабиб Меканг стал оплотом обороны и уже полтора года радует уральских болельщиков, а ганец Мозес Саки однажды за сезон забил 14 мячей и чуть было не спас «Акжайык» от вылета в 1 лигу. Кстати, Гок Хабиб также живет в столице Украины Киеве и женат на украинке, у Хабиба растет сын.

Парижанин


Выходец из большой, по нашим меркам, семьи, в которой, помимо него, было еще 7 детей, Мамуту Кулибали в 14 лет уехал в Италию, а затем осел во Франции, где и началась его футбольная карьера. Так и не сумев пробиться в «Осер» (всего одна игра в составе главной команды клуба), Кулибали отправился искать счастья в Болгарию, где защищал цвета «Черно Море». Но там, играя довольно неплохо, Мамуту столкнулся с противоречиями религиозного характера: тренеры болгарской команды не понимали, почему Кулибали целыми днями ничего не кушает и не пьет. Проще говоря, будущий защитник «Иртыша» пострадал из-за своей религиозности и соблюдения священного месяца Рамадан. В Павлодаре с этим проблем не было, и житель Парижа стал любимцем местных болельщиков, которых он постоянно одаривает своими игровыми майками. Кстати, отец Мамуту — имам, а его сестры и братья живут в Италии и США.

Продолжит радовать таразских болельщиков сенегалец Абдуллайе Диакате. Сенегалец быстро стал своим в команде и играет довольно-таки неплохо. То же самое касается и Эндрю Мвесигвы. Капитан сборной Уганды освоился в Шымкенте, в составе «Ордабасы» выиграл Кубок Казахстана, как и его одноклубник Бабаджиде Коллинс Бабатунде. Нигериец вполне может стать одной из звезд следующего чемпионата. Правда, пока неизвестно, останется ли он «Ордабасы». Будущее Мвесигвы также под вопросом.

Как, впрочем, и Филиппа Эдейпо. Самый быстрый игрок чемпионата-2011 прошлый сезон провел в «Кайсаре», однако вполне возможно, что скоро он будет играть за другой клуб.

Трагедия Зито


Самая трагическая судьба из африканских легионеров — у нигерийца Огбонна Зито, который мучается с коленями. В свое время в Израиле Зито был одним из лучших (если не верите, можете спросить у Марка Гурмана), но две тяжелые травмы подорвали карьеру нигерийца. Зито даже обращался к шаманам, но и это не помогло. В общем, карьера в Казахстане не задалась — за полсезона нигерийцу удалось лишь сделать дубль в ворота «Востока».

В общем, африканские легионеры в чемпионате Казахстана бывали разные. Однако Черный континент остается для нас по-прежнему загадкой, а футболисты с Африки — экзотикой. Что ж, тем и интереснее болельщикам. Футболисты в Казахстане почему-то часто забывают, что играют они в первую очередь именно для них.
Автор: Константин Гольц sports.kz

Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram

t.me/allsportskz

Смотрите также

Комментарии

Сделать ставку
Комментировать могут только авторизованные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь
Больше новостей

Статистика


Опрос

Стоит ли урезать бюджеты казахстанским футбольным клубам?

Наверх