25 апреля 2010 (00:04)
Жажда скорости
Нашей газете представилась уникальная возможность поговорить с единственным казахстанским экипажем — участником всемирно известных гонок Rally Raid Андреем Чередниковым (водитель) и Евгением Кузнецовым (штурман). Они рассказали о своих скоростных раллийных кубковых перипетиях, особенностях гонок неизвестных рядовому казахстанскому читателю, своем отношении к трудностям.
— Что сейчас представляет Rally Raid?
— В ралли-рейд есть два класса автомобилей: первый — это мощный Super production, его называют еще Т1, автомобили, подпадающие под этот класс, строятся по свободной схеме, т. е. никаких технических и геометрических ограничений (нет кузова — пространственный каркас в основном из хроманселевых труб, центрально-моторная компоновка и т. п.). Это серьезная техника, она стоит астрономических денег, бюджет такой машины несколько миллионов евро, это прерогатива, конечно, заводских команд. А мы гоняем на классе Production, он же Т2. В нем ограничения очень строгие: серийные экземпляры подвергаются изменениям только в нюансах; элементы подвески, амортизаторы, усиление рамы и т. д., соответственно бюджет совсем другой — наша машина стоит около 100 000 евро, тогда как цена базовой версии 25 000. В свою очередь, каждый класс делится по типу двигателя на бензин и дизель, мы выступаем в последней категории. По большому счету Super production — это борьба денег, и поэтому перспектива призового места не реальна.
Только в случае сразу нескольких сходов головных машин может появиться теоретическая возможность побороться, но, учитывая эти обстоятельства, заводские лидеры, такие как Volkswagen, Subaru и др., выставляют сразу по три экипажа. А водители имеют в среднем только месяц отдыха в году, все остальное время это тренировки, настройки машин. И даже эти феномены, которые, как говорят, имеют отличную от большинства людей реакцию, немного иное восприятие реальности, должны как следует вкатиться в данный конкретный автомобиль с данными конкретными настройками подвески. Это высший пилотаж, он требует колоссального финансового, административного и интеллектуального ресурса. Учитывая все это, мы не строим планов относительно Т1. Поэтому дисциплина Т2 из-за жесткого технического регламента и ограничений FIA (объем цилиндра, ход, диаметр поршня, стандарт дифференциала и т. д.) выглядит намного перспективней: в ней все зависит от мастерства пилота, его умения держать машину на трассе и мастерства штурмана, его картографического ориентирования, ну и, конечно, она намного доступнее с финансовой стороны.
— А какие требования кспортсменам для участия в ралли-рейде?
— Все очень просто. Для начала гонщик должен иметь спортивную лицензию. Ты должен пройти все горнила национальных соревнований, получить национальную лицензию, а потом уже и международную. С ней ты обращаешься к организаторам соревнований, которые для всех открыты, они проверяют все технические особенности твоего автомобиля, даже все необходимые элементы безопасности, сейчас этому уделяют много внимания, и уже потом амологируют твою заявку.
— Расскажите теперь непосредственно о вашей подкатегории первенства Rally Raid и о своих выступлениях.
— Помимо Кубка мира FIA, мы участвуем в международном Кубке мира по «Бахам» (World Cup of Baja). Именно на последний мы и возлагаем большие надежды на успех. Первый этап этого Кубка достаточно своеобразен — его проводят в Саудовской Аравии. Но, как вы понимаете, специфичность вовсе не в месте проведения, а во времени. Дело в том, что саудовский этап проводится с 16 по 19 февраля, а 25 февраля, т. е. уже через 6 дней, стартует второй этап Кубка мира, который проходит в России, в Ленинградской области, он называется «Северный лес». Понятно, что перестроить машину с песка на снег и лед, перевезти ее и поменять все необходимые для успеха настройки за неделю крайне проблематично, поэтому все пилоты, участники «Бахи», окончательно поделились на два лагеря — на тех, кто едут и зарабатывают очки на первом этапе в песках, это, как правило, арабы и их команды, и европейцы, они учуствуют в России, зарабатывая кубковые очки там. В подтверждение своих слов приведу статистику: на этапе в Саудовской Аравии не было ни одного европейца, также как и в списке гонщиков в «Северном лесу» не значился ни один арабский экипаж.
На этап «Северный лес», мы выехали на сырой машине со стандартными «мозгами» (настройки двигателя), но снежная, ледяная гонка нивелировала небольшую разницу в мощности, и мы заняли второе место. В России было около сорока участников, первым был «хозяин тайги» Виктор Воликов на «Тойоте Ленд-Крузер Прадо», он очень опытный мастер — выступал и финишировал на знаменитом «Париж-Дакар», а финишировать на «Дакаре» это уже большое дело, таким образом, мы проиграли только ему — расцениваем это, безусловно, как хороший результат. Третьими стали португальцы. После, в Италии, на третьем этапе «Бахи» они вновь пришли третьими. У нас в Италии, к сожалению, случилась поломка (сорвало верхний кронштейн крепления правого переднего амортизатора уже на первом круге), и мы вынуждены были с этой технической накладкой заканчивать гонку.
Приехали шестыми, плюс получили еще пенализацию (временной штраф. — Прим. авт.) за то, что не вовремя сдали документы, в итоге стали седьмыми. У лидеров общего зачета португальцев после трех этапов12 очков, у нас 10, как у еще сразу нескольких команд. Т.е если на следующем этапе в Испании, который пройдет с 23 по 26 июля, мы опередим португальцев даже на одну позицию, придя, естественно, в очковой зоне, то сразу же сравняемся с ними. Останутся последние два этапа: в Венгрии с 26 по 30 августа и заключительный в Португалии, стартующий 14 октября этого года, на них и развернется борьба за золото, и мы не будем довольствоваться банальным подиумом, думаем, что все шансы побороться за главный приз у нас имеются.
— Как и где будете готовить машину к предстоящим стартам?
— Скоро будет гонка в рамках чемпионата России в Астрахане, мы будем в нем участвовать, но спортивная составляющая нас, естественно, не интересует, мы поедем в режиме тестирования машины, тренировки, потому что если не садишься за руль даже в течение двух недель, уже начинаешь терять форму. Здесь, например, я тренируюсь в окрестностях капчагайского Сары-Озека, есть там закрытая зона у друзей, там, так сказать, вздымаю почву и ношусь, словно одинокий пустынный черт.
— Один из вас штурман, другой — пилот, думается, вы должны вести машину как единый организм?
— Безусловно, пока пилот на головокружительной скорости мчится по разнообразным дорожным покрытиям, штурман в это время читает по карте и различным навигационным приборам сложность и количество поворотов, при этом рассчитывая расстояние до них и предупреждая водителя в нужное время. Водитель всецело в его руках. В это время штурман ощущает своими рецепторами всю чудовищную скорость и периферическим зрением наблюдает, как, к примеру, проносятся деревья в «Северном лесу», которые стоят вдоль дорожной ленты на расстоянии полуметра, и все это на скорости 140 километров в час. Оба понимают, что малейшая ошибка одного из них приведет к тому, что автомобиль стоимостью 100 000 евро может превратиться в груду искореженного металла, пробороздившего и намотавшего себя на чащу леса. Это страшная мясорубка, мы видели последствия таких сценариев. Слова «доверие» и «слаженность» приобретают самую дорогую цену в подобных гонках. На «Бахах», т. е. на коротких пробегах, штурман — информатор о состоянии дорожного покрытия и сложности поворота, «Бахи» они более скоростные. А в марафонах, таких как «Шелковый путь», организаторы на отрезках длиной порядка пятисот километров придумывают хитрости, связанные с ориентированием на местности. В таких случаях штурман больше уже навигатор, использующий все преимущества системы GPS. Были случаи, когда экипажи, штурманы которых разобрались на трассе, приезжали на два часа раньше аналогичных машин штурмана запутавшегося — при этом обыкновенная картина двигающихся навстречу друг другу автомобилей; один из штурманов, естественно, перепутал поворот.
— Сорились на трассе?
— Бывало. (Улыбается). Мы вместе с 2006 года. В марафонских условиях, когда ты в течение двенадцати часов на пределе сил, иногда просто случаются некие надломы. Штурман не может две цифры сложить или от страха засыпал, что-то в этом роде. Нам известны случаи, когда штурман разворачивался и уходил, а пилот доезжал до финиша в одиночестве (но это сход, конечно). Потеря контроля и понимания реальности адекватности — обычное дело. Но это как прививка вируса — переболев, ты уже можешь с болезнью бороться. И теперь мы сроднились и знаем, что можем решать сложнейшие задачи, мы знаем цену друг другу.
— В вашей команде штурман может заменить пилота при необходимости?
— Да. Был у нас случай два года назад, в «Северном лесу» стояла сырая холодная погода, и Андрей заболел. Мы поменялись и без приключений завершили этап.
— А как вы ездите по городу?
— Я (говорит Чередников) езжу, словно старый дедушка, пропуская всех. Мне нечего доказывать, нет даже желания это делать, все эмоции я выплескиваю на трассах ралли-рейда. Всякая бравада (вставляет Кузнецов) суть людей внутренне неполноценных, ищущих, мечущихся, пытающихся, доказывая другим, доказать себе в первую очередь что-то. При достижении мастерства это уходит само собой.
— Ваша мечта?
— Наша мечта — это попасть на «Париж-Дакар», она не такая уж несбыточная, мы уверены в собственных силах, в глубоком понимании предмета. Уверены, что сможем там выступить достойно и поднять флаг Казахстана. Но без государственного финансирования (на «Дакар» требуется около 300 тысяч евро в год) выступление пока остается мечтой. Если выступим успешно в этом году, надеемся, что сделаем этим шаг к осуществлению своих желаний.
— Что сейчас представляет Rally Raid?
— В ралли-рейд есть два класса автомобилей: первый — это мощный Super production, его называют еще Т1, автомобили, подпадающие под этот класс, строятся по свободной схеме, т. е. никаких технических и геометрических ограничений (нет кузова — пространственный каркас в основном из хроманселевых труб, центрально-моторная компоновка и т. п.). Это серьезная техника, она стоит астрономических денег, бюджет такой машины несколько миллионов евро, это прерогатива, конечно, заводских команд. А мы гоняем на классе Production, он же Т2. В нем ограничения очень строгие: серийные экземпляры подвергаются изменениям только в нюансах; элементы подвески, амортизаторы, усиление рамы и т. д., соответственно бюджет совсем другой — наша машина стоит около 100 000 евро, тогда как цена базовой версии 25 000. В свою очередь, каждый класс делится по типу двигателя на бензин и дизель, мы выступаем в последней категории. По большому счету Super production — это борьба денег, и поэтому перспектива призового места не реальна.
Только в случае сразу нескольких сходов головных машин может появиться теоретическая возможность побороться, но, учитывая эти обстоятельства, заводские лидеры, такие как Volkswagen, Subaru и др., выставляют сразу по три экипажа. А водители имеют в среднем только месяц отдыха в году, все остальное время это тренировки, настройки машин. И даже эти феномены, которые, как говорят, имеют отличную от большинства людей реакцию, немного иное восприятие реальности, должны как следует вкатиться в данный конкретный автомобиль с данными конкретными настройками подвески. Это высший пилотаж, он требует колоссального финансового, административного и интеллектуального ресурса. Учитывая все это, мы не строим планов относительно Т1. Поэтому дисциплина Т2 из-за жесткого технического регламента и ограничений FIA (объем цилиндра, ход, диаметр поршня, стандарт дифференциала и т. д.) выглядит намного перспективней: в ней все зависит от мастерства пилота, его умения держать машину на трассе и мастерства штурмана, его картографического ориентирования, ну и, конечно, она намного доступнее с финансовой стороны.
— А какие требования кспортсменам для участия в ралли-рейде?
— Все очень просто. Для начала гонщик должен иметь спортивную лицензию. Ты должен пройти все горнила национальных соревнований, получить национальную лицензию, а потом уже и международную. С ней ты обращаешься к организаторам соревнований, которые для всех открыты, они проверяют все технические особенности твоего автомобиля, даже все необходимые элементы безопасности, сейчас этому уделяют много внимания, и уже потом амологируют твою заявку.
— Расскажите теперь непосредственно о вашей подкатегории первенства Rally Raid и о своих выступлениях.
— Помимо Кубка мира FIA, мы участвуем в международном Кубке мира по «Бахам» (World Cup of Baja). Именно на последний мы и возлагаем большие надежды на успех. Первый этап этого Кубка достаточно своеобразен — его проводят в Саудовской Аравии. Но, как вы понимаете, специфичность вовсе не в месте проведения, а во времени. Дело в том, что саудовский этап проводится с 16 по 19 февраля, а 25 февраля, т. е. уже через 6 дней, стартует второй этап Кубка мира, который проходит в России, в Ленинградской области, он называется «Северный лес». Понятно, что перестроить машину с песка на снег и лед, перевезти ее и поменять все необходимые для успеха настройки за неделю крайне проблематично, поэтому все пилоты, участники «Бахи», окончательно поделились на два лагеря — на тех, кто едут и зарабатывают очки на первом этапе в песках, это, как правило, арабы и их команды, и европейцы, они учуствуют в России, зарабатывая кубковые очки там. В подтверждение своих слов приведу статистику: на этапе в Саудовской Аравии не было ни одного европейца, также как и в списке гонщиков в «Северном лесу» не значился ни один арабский экипаж.
На этап «Северный лес», мы выехали на сырой машине со стандартными «мозгами» (настройки двигателя), но снежная, ледяная гонка нивелировала небольшую разницу в мощности, и мы заняли второе место. В России было около сорока участников, первым был «хозяин тайги» Виктор Воликов на «Тойоте Ленд-Крузер Прадо», он очень опытный мастер — выступал и финишировал на знаменитом «Париж-Дакар», а финишировать на «Дакаре» это уже большое дело, таким образом, мы проиграли только ему — расцениваем это, безусловно, как хороший результат. Третьими стали португальцы. После, в Италии, на третьем этапе «Бахи» они вновь пришли третьими. У нас в Италии, к сожалению, случилась поломка (сорвало верхний кронштейн крепления правого переднего амортизатора уже на первом круге), и мы вынуждены были с этой технической накладкой заканчивать гонку.
Приехали шестыми, плюс получили еще пенализацию (временной штраф. — Прим. авт.) за то, что не вовремя сдали документы, в итоге стали седьмыми. У лидеров общего зачета португальцев после трех этапов12 очков, у нас 10, как у еще сразу нескольких команд. Т.е если на следующем этапе в Испании, который пройдет с 23 по 26 июля, мы опередим португальцев даже на одну позицию, придя, естественно, в очковой зоне, то сразу же сравняемся с ними. Останутся последние два этапа: в Венгрии с 26 по 30 августа и заключительный в Португалии, стартующий 14 октября этого года, на них и развернется борьба за золото, и мы не будем довольствоваться банальным подиумом, думаем, что все шансы побороться за главный приз у нас имеются.
— Как и где будете готовить машину к предстоящим стартам?
— Скоро будет гонка в рамках чемпионата России в Астрахане, мы будем в нем участвовать, но спортивная составляющая нас, естественно, не интересует, мы поедем в режиме тестирования машины, тренировки, потому что если не садишься за руль даже в течение двух недель, уже начинаешь терять форму. Здесь, например, я тренируюсь в окрестностях капчагайского Сары-Озека, есть там закрытая зона у друзей, там, так сказать, вздымаю почву и ношусь, словно одинокий пустынный черт.
— Один из вас штурман, другой — пилот, думается, вы должны вести машину как единый организм?
— Безусловно, пока пилот на головокружительной скорости мчится по разнообразным дорожным покрытиям, штурман в это время читает по карте и различным навигационным приборам сложность и количество поворотов, при этом рассчитывая расстояние до них и предупреждая водителя в нужное время. Водитель всецело в его руках. В это время штурман ощущает своими рецепторами всю чудовищную скорость и периферическим зрением наблюдает, как, к примеру, проносятся деревья в «Северном лесу», которые стоят вдоль дорожной ленты на расстоянии полуметра, и все это на скорости 140 километров в час. Оба понимают, что малейшая ошибка одного из них приведет к тому, что автомобиль стоимостью 100 000 евро может превратиться в груду искореженного металла, пробороздившего и намотавшего себя на чащу леса. Это страшная мясорубка, мы видели последствия таких сценариев. Слова «доверие» и «слаженность» приобретают самую дорогую цену в подобных гонках. На «Бахах», т. е. на коротких пробегах, штурман — информатор о состоянии дорожного покрытия и сложности поворота, «Бахи» они более скоростные. А в марафонах, таких как «Шелковый путь», организаторы на отрезках длиной порядка пятисот километров придумывают хитрости, связанные с ориентированием на местности. В таких случаях штурман больше уже навигатор, использующий все преимущества системы GPS. Были случаи, когда экипажи, штурманы которых разобрались на трассе, приезжали на два часа раньше аналогичных машин штурмана запутавшегося — при этом обыкновенная картина двигающихся навстречу друг другу автомобилей; один из штурманов, естественно, перепутал поворот.
— Сорились на трассе?
— Бывало. (Улыбается). Мы вместе с 2006 года. В марафонских условиях, когда ты в течение двенадцати часов на пределе сил, иногда просто случаются некие надломы. Штурман не может две цифры сложить или от страха засыпал, что-то в этом роде. Нам известны случаи, когда штурман разворачивался и уходил, а пилот доезжал до финиша в одиночестве (но это сход, конечно). Потеря контроля и понимания реальности адекватности — обычное дело. Но это как прививка вируса — переболев, ты уже можешь с болезнью бороться. И теперь мы сроднились и знаем, что можем решать сложнейшие задачи, мы знаем цену друг другу.
— В вашей команде штурман может заменить пилота при необходимости?
— Да. Был у нас случай два года назад, в «Северном лесу» стояла сырая холодная погода, и Андрей заболел. Мы поменялись и без приключений завершили этап.
— А как вы ездите по городу?
— Я (говорит Чередников) езжу, словно старый дедушка, пропуская всех. Мне нечего доказывать, нет даже желания это делать, все эмоции я выплескиваю на трассах ралли-рейда. Всякая бравада (вставляет Кузнецов) суть людей внутренне неполноценных, ищущих, мечущихся, пытающихся, доказывая другим, доказать себе в первую очередь что-то. При достижении мастерства это уходит само собой.
— Ваша мечта?
— Наша мечта — это попасть на «Париж-Дакар», она не такая уж несбыточная, мы уверены в собственных силах, в глубоком понимании предмета. Уверены, что сможем там выступить достойно и поднять флаг Казахстана. Но без государственного финансирования (на «Дакар» требуется около 300 тысяч евро в год) выступление пока остается мечтой. Если выступим успешно в этом году, надеемся, что сделаем этим шаг к осуществлению своих желаний.
Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram
Смотрите также
1xBet признан «Лучшим оператором казино 2025»
Казахстанец привлек внимание Неймара, или Кто такой новая звезда киберспорта Данил «molodoy» Голубенко1
За кого болеть на PGL Astana?
Прогноз на Austin Major от экспертов 1XBET
Комментировать могут только авторизованные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь
- 10 декабря, 2025
- 08:37Фигурное катание
Камила Валиева сообщила неожиданные новости перед своим возвращением - 9 декабря, 2025
- 16:42ГандболКазахстанки трижды уступили в утешительном раунде чемпионата мира
- 10:50Лыжный спортКазахстанка вошла в десятку лучших на этапе Кубка мира по фристайл-могулу
- 01:14Другие
Бывшему руководителю спорта Китая вынесли смертный приговор - 8 декабря, 2025
- 18:34ФехтованиеСборная Казахстана завершила выступление на Кубке мира по фехтованию
- 16:57БиатлонКазахстанский биатлонист набрал первые очки в Кубке мира
- 13:44Лыжный спортКазахстанские фристайлисты выступили на первом этапе Кубка мира
- 09:57Конькобежный спортКазахстанские конькобежцы завоевали 11 медалей на этапе Кубка мира
- 7 декабря, 2025
- 20:39ДругиеКазахстанские триатлонисты успешно выступили на чемпионате Азии
- 00:40Другие
Казахстан вошел в тройку лучших на молодежном ЧМ-2025 по таэквондо1 - 6 декабря, 2025
- 21:11Конькобежный спортКазахстанская конькобежка стала третьей на этапе Кубка мира
- 19:56Другие
Казахстан выиграл второе «золото» ЧМ-2025 по таэквондо - 18:59Фигурное катание
Софья Самоделкина принесла Казахстану медаль турнира в Хорватии - 17:26Фигурное катаниеЛучший фигурист Казахстана закончил выступление в финале Гран-при
- 5 декабря, 2025
- 18:27Водные виды спорта
В Госдуме РФ отреагировали на переход чемпионки из Украины под флаг России









