SPORTS.KZ
Sports.kz
Дата от   до
2 июля 2007 (08:42)

На грани

Вокруг одного из самых титулованных футбольных специалистов сгущаются тучи. Место главного тренера костанайского «Тобола» Дмитрия Огая в возглавляемой им команде может освободиться в любой момент. Те многочисленные разговоры, которые витают вокруг его персоны, недовольство болельщиков, невнятная игра команды и, наконец, давление, организованное некоторыми СМИ, заинтересовали журналистов «Мегаполиса».


Свое сегодняшнее положение Огай связывает со многими фактами – на разговор он идет неохотно, в процессе интервью делает продолжительные паузы, вздыхает и взвешенно отвечает на вопросы. В то же время в помещении он пытается создать непринужденную обстановку – кофе, чай, диктофон на столе и честные ответы.

– Помимо Костаная мне приходилось работать в Петропавловске, Павлодаре, – говорит Дмитрий Алексеевич, – и могу сказать, что ни в одном футбольном проекте никогда не было все гладко. И если ты хочешь добиться серьезных результатов, нужно держать команду в постоянном напряжении, так сказать, на грани – так всегда было, есть и будет.

– У меня пока нет точного ответа, есть только размышления, – отвечая на вопрос о сегодняшних игровых схемах команды, Огай задумывается на секунду. – Многие недовольны, что с таким составом «Тобол» показывает не ту игру, которую от нас ждут. Домашняя ничья с «Жетысу», проигрыш на выезде «Алма-Ате» при невыразительной игре. Но меня беспокоит тот факт, что другие команды до этого ей («Алма-Ате». – Авт.) не проигрывали – из этого нужно делать выводы! Если собрать боеспособную команду – это еще не значит, что она будет играть и станет сильнейшей в чемпионате. Посмотрите на «Кайрат» прошлого года – очень серьезный состав, бюджет побольше нашего, но в итоге лишь седьмое место, а «Женис» Муханова в 2005-м! И что из этого вышло?! Да, из квалифицированных футболистов легче «слепить» стоящую команду, но в то же время многие коллективы, приезжающие к нам, играют в закрытый футбол – они нацелены на 0:0. Последние неудачи «Тобола» я также связываю с игрой национальной сборной – в последних двух матчах она сыграла невыразительно, и четыре игрока Костаная были участниками этих игр. Это уже вопрос психологии. На сборах команда играла совсем в другой футбол – там не было психологического давления, игры на результат. А в чемпионате многие игроки теряются и уже не показывают тех нужных качеств, которыми обладают. Я всегда говорю ребятам, что с этим давлением надо справляться, конечно, если мы хотим добиться результата. Нельзя не упомянуть и о травмах Скорых с Харабарой. Потом меня постоянно поражает недовольство, которое приходит с неудачами клуба. Бывает ли так, чтобы команда никогда не проигрывала? А все почему-то верят в это. Есть уйма факторов, от которых зависит командная игра, и точного ответа вам никто никогда не скажет. Когда меня приглашали в команду, я не обещал обыгрывать всех подряд. Задачу как таковую не ставили, о чемпионстве не говорили, хотя в 2005 году мы очень удачно выступили. Потом пришлось серьезно обновлять команду – положение о молодых игроках обязывало, да и многие возрастные ребята уже не тянули до уровня «Тобола». Мне сложно все это объяснять людям, хотя я думаю, что не должен этого делать. Многие об этом не задумываются – неудачно сыграли и на этом все. «Огая в отставку, он не тянет», – говорят они. Сейчас пригласят другого тренера, и он все будет выигрывать – этого никогда не будет. Лобановский в свое время сказал: «Нет команд непобедимых. Нужно стремиться создать такой коллектив». Но мы все должны понимать, что это всего лишь иллюзия, некий ориентир.

– Знаете, давление было всегда, – продолжает главный тренер, – и в «Иртыше», может, в меньшей степени в «Есиле-Богатыре» – там создавалась новая команда. Здесь большое давление в прессе, где выливается грязь непонятно откуда (после долгой паузы). Для меня все совершенно ясно, почему этого не было, когда я пришел в команду, в первый год моей работы, и вдруг после прошлогодней игры в Павлодаре на меня обрушился огромный поток грязи. К примеру, я не могу понять, как журналист на имя акима может писать целую петицию, требуя моей отставки. Как бы он повел себя, если на имя его главного редактора я прислал бы то же самое. Я все прекрасно понимаю, откуда берутся материалы подобного толка в газетах и Интернете. Подключили агента из Москвы, который при других людях имел здесь заработок, – я знаком с этим человеком и откровенно вам говорю, что в его услугах не нуждаюсь.

– Футбол – это часть моей жизни, но в ней есть и более существенные вещи. Мы спокойно отработали в Павлодаре три года, когда пришло время, собрали вещи и ушли. Здесь мы можем сделать то же самое, причем в любой момент. Если Кулагину (аким Костанайской области. – Авт.) что-то не понравится, я готов уйти.

– У меня есть семья, родственники, и они все это читают и слышат, детям в школе говорят нелицеприятные вещи. Они же не знают, что все сфабриковано. Почему от этого должна страдать моя семья? Я могу действовать их методами, но не делаю этого.

– Ни один тренер не избегает от болельщиков критики в свой адрес – выкрики с трибун, негативное отношение к своей персоне. Я все это слышу, только стараюсь принимать как должное. В Петропавловске, после проигрыша в финале Кубка «Кайрату», мне пришлось столько выслушать, но это же не значит, что я брошу команду. А посмотрите, что творится в Европе, что приходится выдерживать западным тренерам! Прошлый год меня вообще заставил по-другому взглянуть на некоторые вещи. Я сидел на трибунах, и многое видел – поведение и выкрики болельщиков заставили меня понять, что к их критике нужно относиться более спокойно. Говорить проще всего, нужно попробовать что-то сделать. А то давление, которое на меня оказывается, никоим образом на меня не повлияет, несмотря на то, что я нахожусь не в своем родном городе. Я не дрогну и не пойду собирать вещи.

Огая часто обвиняют в том, что в каждый свой футбольный проект он приводит своих игроков. Правда, на этот счет у него свои представления.

– Я привез людей под свое видение футбола. И всегда так буду делать. Будет просто смешно, если мне будут навязывать игроков. То, что за тренером в другую команду уходят свои игроки, вполне нормально. Понимаю, что из «Есиля-Богатыря» в «Иртыш» вместе со мной ушли восемь игроков, но там и ситуация была иной. Перед ребятами были очень большие задолженности. После знаменитого золотого матча я целую неделю просидел в ожидании разговора и денег. Ответа от акима так и не получил – мы собрались и перебрались в новую команду. Хотя опять была куча недовольных – вот Огай все бросил. Да, я правильно сделал. Человек должен выполнять свои обещания. А так раздули историю, что в «Есиле» были бешеные деньги – да мы с августа их не видели.

В прошлом году имя главного тренера «Тобола» часто связывали с новым положением о молодых игроках. Тогда он был одним из ярких представителей, высказавшийся «против».

– Все должно быть естественно, и молодежь должна собственным трудом добиваться места в составе. Я вам скажу больше, что, как только ввели это положение, некоторые молодые игроки в нашей команде, ни разу не ударив по мячу, стали диктовать президенту клуба свои условия. Сначала ты должен проявить себя, только потом просить деньги. А они видят, насколько они незаменимы, а ты за ними бегаешь, потому что он тебе нужен в составе. С чего бы это? Сразу директорами никто не становится.

– Я не против молодых, мне интересно с ними работать, – поясняет Огай. – В послепавлодарский период хорошие слова мне сказал Квочкин: «Долго не отдыхай. Мы работаем не для себя, а для них» и показал на молодых мальчишек. Самое главное, чтобы у них было желание тренироваться и прогрессировать. Возьмите наших игроков Сергея Остапенко, Талгата Сабалакова, Азата Нургалиева, на поле они оставляют приятное впечатление, но, если они хотят стать профессиональными футболистами, им нужно еще расти и расти. В их руках есть главный козырь – молодость. Главное: желание и мотивация.

– Сергей Тимофеев однажды обмолвился, что ему порой хочется самому выйти на поле и лично показать ребятам, как нужно действовать на поле. Не возникают ли подобные мысли и у вас?

– Футболисты мне иногда предлагают – «пойдем, поиграем». Да куда там, мне уже 50 лет, я не смогу так двигаться. Может быть, мысль, исполнение в каких-то эпизодах, а функционально уже не удастся так играть. Задача тренерского штаба – передать свой опыт. Я хочу, чтобы ребята в 20 лет узнали то, с чем мне пришлось познакомиться ближе к 30-ти годам.

Леонид ЮРЬЕВ, Николай ЖДАНОВ
"Мегаполис"

Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram

t.me/allsportskz

Смотрите также

Комментарии

Сделать ставку
Комментировать могут только авторизованные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь
    Больше новостей

    Статистика


    Опрос

    Стоит ли урезать бюджеты казахстанским футбольным клубам?

    Наверх