27 марта 2009 (10:47)
Мотобайки из жизни
Даже далеким от мотоспорта людям наверняка приходилось слышать байку о развалившемся мотоцикле и спортсмене, который бегом пересек финишную черту с рулем в руках. Так это не байка, а реальный случай из спортивной карьеры Рафата Мухамедова, старшего из братьев в знаменитой паре казахстанских мотогонщиков. Вспоминая тот день, 32-кратный чемпион Казахстана и сегодня не может удержаться от смеха.
— Мы ехали квалификационный кросс на 75 километров, — рассказывает Рафат Мингалиевич. — Надо было сделать три круга. Я заметно оторвался от остальных участников. Приближаюсь к финишу. Метров пятьсот всего оставалось, когда тот казус произошел. Я почувствовал, как мотоцикл подо мной… упал. Смотрю вниз, а трубу в том месте, где двигатель крепится, как ножом срезало. Мотоцикл переломился пополам и держится только на тросах сцепления и газа. Я быстро их отсоединил. На передней части остались руль, бензобак и переднее колесо. Сзади — мотор, сиденье и заднее колесо. Схватил что ближе да легче — и побежал. Все равно успел первым. Пересекаю финиш, а кругом все аплодируют. Смеху столько было!
— Как вышло, что мотоцикл так неожиданно сломался?
— Трасса была ухабистая. Очень жесткая. Или просто нагрузки не выдержал, или дефект какойто в трубе был. Она сломалась в месте крепежа. Мотор оборвался раньше и нижней частью терся о кочки, когда я ещё ехал.
— Вообще ремонтом часто приходилось заниматься?
— Поломок разных много было. И на спущенных колесах приезжали. На среднеазиатских соревнованиях у меня однажды рама лопнула. Пришлось заезд пропустить, пока её заварили. Мотоциклы то, видите, какие в пятидесятых годах были (перебирает старые фотографии. — Авт.). Самые первые, дорожные, которые ещё из Германии пришли в счет репараций. Дай современным спортсменам на таких прокатиться, так даже интересно, как бы они себя почувствовали. Амортизаторов вообще не было. Жестко сидеть. На кочку заезжаешь, а тебя подкидывает. Это потом уже стали свои выпускать. Московский завод начал делать и Ковровский. Спортивные мотоциклы ещё позже появились, гдето в шестидесятых. Мы тогда не просто их ремонтировали. Делали все сами. Облегчали, урезали, вырезали, форсировали двигатели. Для каждого вида соревнований по-своему мотоцикл переделывали.
— Вас этому ктото учил?
— Жизнь. Кто как мог, так и делал. Снимали цилиндры, там перепускные окна есть. Мы их расширяли. Для этого изгибали напильники, по миллиметру все это вручную выскабливали. Кто лучше других сделает, да если ещё и едет хорошо, значит, первое место себе обеспечил.
— Когда-нибудь пробовали подсчитать, сколько мотоциклов прошло через ваши руки?
— Это сложно. Даже примерно не возьмусь сказать. Я начал выступать пятнадцатилетним пацаном в 1949 году. Прав ещё не было, но на фигурное вождение меня допускали. Там препятствия разные на закрытой площадке, стакан воды с места на место перевезти надо было. А свою последнюю гонку я в Ташкенте проехал в 82-м году. Там проводили мотокросс и пригласили ветеранов со всего Союза. Мне уже 48 лет тогда было. Получается, что больше тридцати лет я ездил. Во всех видах. А их много — ипподромные, многодневные, ледовые, гаревые, кроссовые, шоссейно-кольцевые гонки. В мотобол играли. И для каждого вида отдельный мотоцикл был. Как тут подсчитаешь.
— А самый любимый вид у вас какой был?
— Мы с братишкой везде выступали. Есть такие гонщики, которые кросс, например, хорошо ездят, а на льду и ещё в какихто других видах не могут. А у нас везде получалось. Мы универсальные спортсмены были, постоянные члены сборной команды Казахстана. Поэтому я не разделял дисциплины на любимые и нелюбимые. Мне все нравилось.
— Расскажите про мотобол. Игра для современного Казахстана экзотическая.
— Мотобол для нас начинался с мяча. В Союзе эту игру стали культивировать в 62-м году. Казахстан сразу откликнулся, мы начали её осваивать. Мотоциклы подготовили. Мяч особый нужен был. Он как футбольный, только гораздо больше, диаметром 40 см. Возможности приобрести настоящий мотобольный мяч не было. А тренироваться надо. И мы нашли выход. Покупали в аптеках так называемые медицинболы. Потрошили их. Высыпали оттуда опилки, заправляли футбольную камеру и накачивали. Мяч все равно получался меньше, чем нужно. Он чуть больше баскетбольного был. Слишком легкий. Чтобы пнуть настоящий мотобольный мяч, надо хороший удар иметь. Но всетаки заниматься уже было можно.
— И как вы тренировались?
— На стадион нас не пустили. Сказали, что газон испортим. Выезжали за город. Искали подходящую по размерам ровную площадку, обозначали камнями ворота и играли. Там свои сложности. Недостаточно просто хорошо ездить на мотоцикле. Надо ещё по-футбольному хоть немного соображать. Без техникотактических действий никуда — оборона, нападение. Команда состоит из пяти человек. Бить мяч можно ногой и колесом. Все пробовали, учились.
— Вратарю хуже всех, наверное, было?
— Да, в воротах непросто стоять. Вратарь тогда ещё тоже с мотоциклом играл (по новым правилам голкипер теперь пеший, на мотоциклах ездят только четыре полевых игрока. — Авт.). И когда он ловил мяч или отбивал его, был обязательным контакт вратаря с мотоциклом. Иначе назначается одиннадцатиметровый. Да и другие сложности подстерегали. Однажды на тренировке случай был. Еду я с мячом на ворота. Скорость большая, чувствую, что попаду, гол будет. Бью по мячу и вижу, что уже в ворота заезжаю. Я мотоцикл на бок положил, залетаю вместе с ним прямо под штангу. Её как срезало. И верхняя перекладина прямо на вратаря падает. Старков Боря у нас тогда на воротах стоял. Хорошо, цел остался.
— У казахстанской команды какие результаты в мотоболе были?
— Уже через год, в 63-м, состоялись первые всесоюзные соревнования. Участвовали восемь российских команд и среднеазиатская зона. Сначала мы выиграли все матчи в своем регионе. Играли навылет. Потом прошли все предварительные встречи до финала. В полуфинале обыграли московский «Спартак». И вышли в финал, где нашими соперниками стала команда из города Кропоткина. Играли в Москве на стадионе «Строитель». Много зрителей было. На восьмой минуте первого тайма я забил первый гол, мы повели. Во втором наша команда забила ещё два гола. Так со счетом 3:0 мы выиграли первый чемпионат Союза по мотоболу и получили первый Кубок журнала «За рулем».
— Вам довелось покататься на современных мотоциклах?
— Я и сейчас проехать могу. Соревноваться — уже нет, конечно. А прокатиться — пожалуйста. Современные гонки — это немного другое, чем у нас было. Сейчас такая техника, что спортсмену с ней ничего и делать не надо. Только садись и езжай. Она не ломается. Мощность огромная, динамика, скорость. Многие спортсмены просто физически не могут в полной мере использовать все её возможности. Выдыхаются. Нам важно было уметь напильниками работать, а современный спортсмен между гонками в тренажерном зале должен себя готовить. Но тут другие сложности. Если нам мотоциклы спортивные общества выдавали, то сейчас ты сам должен все покупать. А хороший мотоцикл как машина стоит, если не больше.
— На соревнования часто приходите?
— Ни одного не пропускаю. С удовольствием и мотокросс, и автокросс смотрю. У меня травм очень много было. Ноги дважды ломал. В левую руку пластину на шурупах вставляли, чтобы кость правильно срослась. Молодые были, ничего не боялись. А сейчас старые раны наружу вылазят. Неприятно. А на гонки как прихожу, так на душе легко сразу становится.
— Сами машинами не увлекались?
— Я тренером работал в республиканском автомотоклубе. Нам выделили две машины ГАЗ-51. Спецзаказ Министерства обороны, особое клеймо на двигателях было. Автокроссов тогда не было. Мы занимались фигурным вождением, соревновались за экономию горючего. Потом картинг начался. Я тоже катался и в соревнованиях участвовал. Но мотоциклы с самого детства как захватили меня, ещё зеленым пацаном, так и определили всю жизнь. Я — мотогонщик.
— Мы ехали квалификационный кросс на 75 километров, — рассказывает Рафат Мингалиевич. — Надо было сделать три круга. Я заметно оторвался от остальных участников. Приближаюсь к финишу. Метров пятьсот всего оставалось, когда тот казус произошел. Я почувствовал, как мотоцикл подо мной… упал. Смотрю вниз, а трубу в том месте, где двигатель крепится, как ножом срезало. Мотоцикл переломился пополам и держится только на тросах сцепления и газа. Я быстро их отсоединил. На передней части остались руль, бензобак и переднее колесо. Сзади — мотор, сиденье и заднее колесо. Схватил что ближе да легче — и побежал. Все равно успел первым. Пересекаю финиш, а кругом все аплодируют. Смеху столько было!
— Как вышло, что мотоцикл так неожиданно сломался?
— Трасса была ухабистая. Очень жесткая. Или просто нагрузки не выдержал, или дефект какойто в трубе был. Она сломалась в месте крепежа. Мотор оборвался раньше и нижней частью терся о кочки, когда я ещё ехал.
— Вообще ремонтом часто приходилось заниматься?
— Поломок разных много было. И на спущенных колесах приезжали. На среднеазиатских соревнованиях у меня однажды рама лопнула. Пришлось заезд пропустить, пока её заварили. Мотоциклы то, видите, какие в пятидесятых годах были (перебирает старые фотографии. — Авт.). Самые первые, дорожные, которые ещё из Германии пришли в счет репараций. Дай современным спортсменам на таких прокатиться, так даже интересно, как бы они себя почувствовали. Амортизаторов вообще не было. Жестко сидеть. На кочку заезжаешь, а тебя подкидывает. Это потом уже стали свои выпускать. Московский завод начал делать и Ковровский. Спортивные мотоциклы ещё позже появились, гдето в шестидесятых. Мы тогда не просто их ремонтировали. Делали все сами. Облегчали, урезали, вырезали, форсировали двигатели. Для каждого вида соревнований по-своему мотоцикл переделывали.
— Вас этому ктото учил?
— Жизнь. Кто как мог, так и делал. Снимали цилиндры, там перепускные окна есть. Мы их расширяли. Для этого изгибали напильники, по миллиметру все это вручную выскабливали. Кто лучше других сделает, да если ещё и едет хорошо, значит, первое место себе обеспечил.
— Когда-нибудь пробовали подсчитать, сколько мотоциклов прошло через ваши руки?
— Это сложно. Даже примерно не возьмусь сказать. Я начал выступать пятнадцатилетним пацаном в 1949 году. Прав ещё не было, но на фигурное вождение меня допускали. Там препятствия разные на закрытой площадке, стакан воды с места на место перевезти надо было. А свою последнюю гонку я в Ташкенте проехал в 82-м году. Там проводили мотокросс и пригласили ветеранов со всего Союза. Мне уже 48 лет тогда было. Получается, что больше тридцати лет я ездил. Во всех видах. А их много — ипподромные, многодневные, ледовые, гаревые, кроссовые, шоссейно-кольцевые гонки. В мотобол играли. И для каждого вида отдельный мотоцикл был. Как тут подсчитаешь.
— А самый любимый вид у вас какой был?
— Мы с братишкой везде выступали. Есть такие гонщики, которые кросс, например, хорошо ездят, а на льду и ещё в какихто других видах не могут. А у нас везде получалось. Мы универсальные спортсмены были, постоянные члены сборной команды Казахстана. Поэтому я не разделял дисциплины на любимые и нелюбимые. Мне все нравилось.
— Расскажите про мотобол. Игра для современного Казахстана экзотическая.
— Мотобол для нас начинался с мяча. В Союзе эту игру стали культивировать в 62-м году. Казахстан сразу откликнулся, мы начали её осваивать. Мотоциклы подготовили. Мяч особый нужен был. Он как футбольный, только гораздо больше, диаметром 40 см. Возможности приобрести настоящий мотобольный мяч не было. А тренироваться надо. И мы нашли выход. Покупали в аптеках так называемые медицинболы. Потрошили их. Высыпали оттуда опилки, заправляли футбольную камеру и накачивали. Мяч все равно получался меньше, чем нужно. Он чуть больше баскетбольного был. Слишком легкий. Чтобы пнуть настоящий мотобольный мяч, надо хороший удар иметь. Но всетаки заниматься уже было можно.
— И как вы тренировались?
— На стадион нас не пустили. Сказали, что газон испортим. Выезжали за город. Искали подходящую по размерам ровную площадку, обозначали камнями ворота и играли. Там свои сложности. Недостаточно просто хорошо ездить на мотоцикле. Надо ещё по-футбольному хоть немного соображать. Без техникотактических действий никуда — оборона, нападение. Команда состоит из пяти человек. Бить мяч можно ногой и колесом. Все пробовали, учились.
— Вратарю хуже всех, наверное, было?
— Да, в воротах непросто стоять. Вратарь тогда ещё тоже с мотоциклом играл (по новым правилам голкипер теперь пеший, на мотоциклах ездят только четыре полевых игрока. — Авт.). И когда он ловил мяч или отбивал его, был обязательным контакт вратаря с мотоциклом. Иначе назначается одиннадцатиметровый. Да и другие сложности подстерегали. Однажды на тренировке случай был. Еду я с мячом на ворота. Скорость большая, чувствую, что попаду, гол будет. Бью по мячу и вижу, что уже в ворота заезжаю. Я мотоцикл на бок положил, залетаю вместе с ним прямо под штангу. Её как срезало. И верхняя перекладина прямо на вратаря падает. Старков Боря у нас тогда на воротах стоял. Хорошо, цел остался.
— У казахстанской команды какие результаты в мотоболе были?
— Уже через год, в 63-м, состоялись первые всесоюзные соревнования. Участвовали восемь российских команд и среднеазиатская зона. Сначала мы выиграли все матчи в своем регионе. Играли навылет. Потом прошли все предварительные встречи до финала. В полуфинале обыграли московский «Спартак». И вышли в финал, где нашими соперниками стала команда из города Кропоткина. Играли в Москве на стадионе «Строитель». Много зрителей было. На восьмой минуте первого тайма я забил первый гол, мы повели. Во втором наша команда забила ещё два гола. Так со счетом 3:0 мы выиграли первый чемпионат Союза по мотоболу и получили первый Кубок журнала «За рулем».
— Вам довелось покататься на современных мотоциклах?
— Я и сейчас проехать могу. Соревноваться — уже нет, конечно. А прокатиться — пожалуйста. Современные гонки — это немного другое, чем у нас было. Сейчас такая техника, что спортсмену с ней ничего и делать не надо. Только садись и езжай. Она не ломается. Мощность огромная, динамика, скорость. Многие спортсмены просто физически не могут в полной мере использовать все её возможности. Выдыхаются. Нам важно было уметь напильниками работать, а современный спортсмен между гонками в тренажерном зале должен себя готовить. Но тут другие сложности. Если нам мотоциклы спортивные общества выдавали, то сейчас ты сам должен все покупать. А хороший мотоцикл как машина стоит, если не больше.
— На соревнования часто приходите?
— Ни одного не пропускаю. С удовольствием и мотокросс, и автокросс смотрю. У меня травм очень много было. Ноги дважды ломал. В левую руку пластину на шурупах вставляли, чтобы кость правильно срослась. Молодые были, ничего не боялись. А сейчас старые раны наружу вылазят. Неприятно. А на гонки как прихожу, так на душе легко сразу становится.
— Сами машинами не увлекались?
— Я тренером работал в республиканском автомотоклубе. Нам выделили две машины ГАЗ-51. Спецзаказ Министерства обороны, особое клеймо на двигателях было. Автокроссов тогда не было. Мы занимались фигурным вождением, соревновались за экономию горючего. Потом картинг начался. Я тоже катался и в соревнованиях участвовал. Но мотоциклы с самого детства как захватили меня, ещё зеленым пацаном, так и определили всю жизнь. Я — мотогонщик.
Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram
Смотрите также
1XBET проведет пабстомп финала Starladder Major в Алматы
Казахстанец привлек внимание Неймара, или Кто такой новая звезда киберспорта Данил «molodoy» Голубенко1
1xBet признан «Лучшим оператором казино 2025»
Прогноз на Austin Major от экспертов 1XBET
Комментировать могут только авторизованные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь
- 21 декабря, 2025
- 16:52Шахматы
Жансая Абдумалик резко ответила на вопрос о «гонке» с Бибисарой Асаубаевой - 10:27Фигурное катание
Лучшая фигуристка Казахстана провела время с двукратным чемпионом мира - 20 декабря, 2025
- 22:01ДругиеКазахстан завоевал «золото» чемпионата мира по брейкингу
- 19 декабря, 2025
- 20:16Фигурное катание
В Госдуме России выступили с призывом к Камиле Валиевой - 19:37Лыжный спортСборная Казахстана выступит на этапе Кубка мира по фристайл-акробатике
- 16:09ДругиеКазахстанский бадминтонист сыграет за выход в полуфинал турнира в Астане
- 14:00БиатлонНазван состав сборной Казахстана по биатлону в мужском спринте на этапе Кубка мира
- 12:01ДругиеЛидер сборной Казахстана вышел в 1/8 финала международного турнира по бадминтону в Астане
- 10:22БиатлонКазахстанские биатлонистки выступили в спринте на этапе Кубка мира
- 01:01Фигурное катаниеЛучший фигурист Казахстана заявил о проблемах после Гран-При
- 18 декабря, 2025
- 19:04Лыжный спортКазахстанские спортсмены выступили на этапе Кубка Европы по фристайл-акробатике
- 16:20БиатлонТри казахстанских биатлонистки выступят в спринте на этапе Кубка мира
- 14:33Фигурное катаниеОпределились победители и призеры чемпионата Казахстана-2025 по фигурному катанию
- 17 декабря, 2025
- 20:52Фигурное катание
Озвучена дата возвращения Камилы Валиевой - 11:45ДругиеВ Казахстане стартовал международный турнир по бадминтону







