SPORTS.KZ
Sports.kz
Дата от   до
25 сентября 2006 (09:29)

«Меня терзают смутные сомнения…»

Экс-генеральный директор «Кайрата» Ермек Сырлыбаев о спонсорах, мине замедленного действия, средневековье и волейболе

– Какое решение можете считать самым главным за три с половиной года работы в «Кайрате»?
– Наверное, главным было решение возвращать наших игроков – Карповича, Смакова из России и создавать хороший клуб, способный решать серьезные задачи.

– Есть ли разница между «Кайратом»-2003 и «Кайратом»-2006?

– Очень большая. Ребята, игравшие в команде тогда, рассказывали, что три с половиной года назад зарплаты были низкие, да и выдавались они с перебоями, а клуб влачил жалкое существование, борясь за невысокие места. За прошедшее время работа была проделана огромная – выигран чемпионат, завоеван Кубок. Единственная задача, которая оказалась невыполненной, – пройти один раунд еврокубков. Особенно жалко за прошлый год, когда для выхода в следующий раунд Лиги чемпионов не хватило минуты…

– После ухода кайратовцев с поля в матче с «Алма-Атой» прошел месяц, в течение которого долго решалась судьба клуба, и решилась она только после того, как вы написали заявление об уходе по собственному желанию. Есть ли связь?

– Наверное, есть. Может быть, там ждали… Я поднимал вопрос о своем уходе из «Кайрата» еще раньше, объясняя это тем, что тяжело быть генеральным менеджером мужской и женской волейбольных сборных и работать в «Кайрате». И ставил вопрос перед акционерами, чтобы после первого круга меня убрали с должности – ведь сборным в этом году играть на чемпионате мира и готовиться нужно очень серьезно! Но мне сказали, что, мол, Ермек, у тебя много энергии, так что работай! А когда произошел этот скандал, когда нервы у всех были на пределе, решил снова уйти и написал заявление.

– История с этим скандалом получилась интересная. В регламенте за уход с поля говорится о денежном штрафе и засчитыванием технического поражения. Но поднимался вопрос о снятии команды с чемпионата…

– Нас не имели право исключать. Вот и все.

– А чего же тогда в ФСК ждали целый месяц?

– Не знаю. Может быть, думали, что мы будем стучать в дверь, искать компромисс. А мы были готовы на более жесткие действия, в том числе и обращение в УЕФА, которое у нас было готово. И случись это разбирательство – мы бы выиграли. Когда произошла вся эта история, я обратился к начальнику юридического департамента Российского футбольного союза г-ну Бабкову, так он сказал, что если вас исключат, то УЕФА применит самые страшные санкции вплоть до исключения сборной из отборочного турнира к чемпионату Европы. Но зачем лишать болельщиков матчей национальной команды из-за двух-трех человек? И потому обращаться мы не стали. Тем более что «Кайрат» оставили в суперлиге…

– …Убрав при этом главного тренера Тачмурада Агамурадова…

– А это просто чушь! Агамурадов – интеллигентнейший человек, прекрасный тренер, заработавший себе хорошую репутацию в спортивном мире. А его – при действующем контракте – убирают из команды!

– Ваш уже бывший клуб в этом скандале больше приобрел, чем потерял?

– Да. Мы сказали, что в нашем футболе нужно многое менять, и подтверждение этому получили почти сразу, когда зрители получили новый скандал. (Полуфинальный матч Кубка «Алма-Ата» – «Иртыш». – Авт.) Это же надо такую печенку иметь, чтобы через десять дней такое устроить!

– А ведь «Кайрат», по сути, пожертвовал медалями, пойдя на принцип. Это того стоило?

– Я думаю, да. У нас был нормальный календарь, на ходу была команда. А теперь нужно играть пропущенные матчи, при том что подкосили лидеров. Мы, конечно, могли, как ФСК, демонстративно показать спорные моменты: как нарушаются правила Fair Play, как грубо играл Сергей Ларин, но не стали этого делать. Проблемы ведь гораздо глубже.

– Было ли противостояние между руководителем Национальной футбольной лиги (НФЛ) Кайратом Адамбековым и Ермеком Сырлыбаевым?

– Оно, может быть, имело место, но в «замкнутом пространстве». Я ведь много выступал, говорил о несовершенстве регламента, а когда произошел инцидент в матче «Иртыш» – «Тобол», просил собрать нас – руководителей клубов – после первого круга и обсудить сложившуюся ситуацию. Но нас никто не стал собирать…

Знаете, я вспоминаю, как мы в прошлом году играли в финале Кубка с «Женисом», еще не переименованным в «Астану». «Кайрат» проиграл 1:2 при безобразном судействе, а господин Адамбеков не только не пожал руки, но и просто не поблагодарил за игру, а взял Кубок и ушел к футболистам Астаны. А через неделю его сын Ерлан стал президентом клуба. Помните, как говорилось в известном советском фильме: «Меня терзают смутные сомнения»…

– После поднятой шумихи, заявлений Кайрата Адамбекова о футбольной династии, его сына Ерлана убрали из «Астаны». Чем вам не первая победа?

– Эти изменения не влияют на расклад внутри чемпионата. Я уже знаю, кто выиграет «золото», кто возьмет Кубок…

– То есть вас результат встречи «Алма-Ата» – «Астана» 1:3 нисколько не удивил?

– Нет. Я даже не ходил на стадион, но видел запись встречи и удивился третьему голу, когда защитники «Алма-Аты» разбежались в разные стороны. Но говорить о какой-то «кухне», что были какие-то договоренности и прочее, не хочу. Не пойман – не вор.

– Вы три с половиной года проработали в «Кайрате». Были ли за это время сделаны серьезные изменения в нашем футболе?

– Три с половиной года шло топтание на одном месте. Сейчас сделали искусственное введение игроков до 21 года, ограничили число легионеров. Но мы не футбольная держава! Если бы сто человек штамповали каждый год, то такие меры можно было считать правильными. А зачем ввели лимит на легионеров, непонятно. Какое-то средневековье.

– Два года в нашем футболе существует индексация зарплаты арбитра, которая зависит от оценок инспекторов. Вы не считаете это решение популизмом – оценки у наших рефери по-прежнему высочайшие?

– Это и есть популизм. Тем более, посмотрите, КТО инспектирует встречи, и в этом списке найдете господина Кулакова или господина Гусева, возглавляющего Коллегию арбитров. Они ведь ездят не на простые матчи, а на те, которые называют «жирными», где решается очень многое…

– В отечественном футболе крутятся большие деньги. Есть поддержка акимов, а результатов на европейской арене как не было, так и нет. Почему?

– Мне кажется, что если бы все игралось честно, то по накалу чемпионат Казахстана вышел бы на третье место в СНГ после России и Украины. У нас есть шесть клубов, которые могут решать хорошие задачи, с деньгами, поддержкой, игроками. Но…Тем более что многие из тех, кто руководят, не знают футбол изнутри. Вы посмотрите на первую лигу. Ну кому она нужна в таком виде! Одна команда побеждает по 7:0, а другая снимается с участия, потому что нет средств…

– Наш регламент вы назвали готовым пособием для концерта Задорнова и журнала «Крокодил». А при его составлении ФСК советовался с руководителями клубов?

– К сожалению, нет. К тому же регламент тяжело найти. Зайдите на сайт РФС и найдете регламенты по проведению чемпионата, Кубка, почему открыто наш футбольный закон не выставляется в Интернет – не знаю…

– А что же сделала НФЛ за два года?

– НФЛ не сделала ничего. К примеру, за два года в казахстанском волейболе мы провели революцию. Женский клуб «Рахат» в один сезон выиграл все турниры в Азии, и этот успех можно только повторить. Мужская и женская команды входят в тридцатку сильнейших сборных мира, и я желаю того же и нашим футболистам.

– Чего не хватает нашему футболу?

– Отсутствие нормальной правительственной программы. Об этом говорилось три года назад. Есть программы по развитию села, образования, по футболу такой программы нет. А на что нам работать – руководителям клубов? Решать свои текущие задачи: стать чемпионом, взять Кубок? И ведь почти нет работы на перспективу. Еще одна проблема – у нас футбол не профессионален. Деньги на многие клубы поступают из бюджета, и я давно поднимал этот вопрос, говорил, что это мина замедленного действия. Многие средства, которые могли пойти на лекарства, пособия, уходят на футбол, и это скрывается. Но народ ведь молчать не будет! А потому надо акционироваться, как это сделали мы в 2003 году… К примеру, сейчас из городского бюджета на «Кайрат» выделяется 52 миллиона тенге, и не будь титульного спонсора, наверное, не выжили бы в этой ситуации.

– Раз уж заговорили о спонсорстве, то прокомментируйте слухи, что в следующем году «Казахстан темир жолы» не будет вкладывать деньги в «Кайрат»…

– Вполне возможно, что КТЖ не будет спонсировать клуб. Потому что как таковой перспективы нет. А ведь футбол должен хвататься за таких спонсоров, держаться всеми силами. И это не значит, что нужно помогать «Кайрату»: чем больше будет в нашем чемпионате сильных клубов с богатыми спонсорами – тем же лучше!

– То есть пришел в наш футбол серьезный спонсор, а его этими скандалами взяли и оттолкнули?

– Получается, да. Теперь городу надо искать другого спонсора. А ведь были сделаны все шаги для создания среднего профессионального клуба…

– Сколько лет нужно для создания такого клуба, и расшифруйте ваше понимание «средней профессиональной команды»?

– План развития «Кайрата» был рассчитан на пять-пять с половиной лет. А средненький клуб – это тот, которому по силам пройти два раунда в Лиге чемпионов или в Кубке УЕФА.

– В одном из интервью вы сказали, что вместе с Халимжаном Ержановым – бывшим гендиректором «Тобола» – предлагали создать профессиональную футбольную лигу. А теперь ни вы, ни Ержанов в футболе не работаете…

– Быть может, эта идея кого-то напугала, и очень сильно. Хотя в России польза от ПФЛ огромная, и чемпионат там стал чистый. А у нас… Мне один известный футболист сказал, что никогда не поедет играть в Казахстан, потому что там нет чемпионата. Объективного чемпионата. Ему ведь не только хочется заработать, ему и выиграть что-то серьезное хочется! А то, что нет сейчас в футболе ни меня, ни Халимжана… Значит, останется НФЛ, и, надеюсь, они что-то пересмотрят. Ведь скандалы – в том числе и судейские – у нас идут с первого тура.

– «Мегаполис» давно призывает приглашать на обслуживание ключевых матчей иностранных арбитров. Когда первый раз об этом задумались вы?

– В прошлом году. В России пошел бум на приглашение арбитров из-за рубежа, и я сказал, что почему бы и нам не опробовать этот опыт. Мне ответили просто: наши судьи не хуже. У нас действительно есть хорошие арбитры. Ведь не зря же они получают высокие оценки за работу на матчах международного уровня, да и товарищеские матчи на сборах они обслуживают просто здорово. Казахстанские арбитры судят хорошо. Когда захотят.

– Немного банально, но с каким настроением покидаете «Кайрат»?

– С хорошим. Можно же говорить, что команда возродилась. Стала чемпионом, участвует в погоне за медалями…

– С клубом все понятно. А не обидно ли, что не удалось изменить хоть что-то в нашем чемпионате?

– Обидно то, что нас не стали слушать.
"Мегаполис"

Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram

t.me/allsportskz

Смотрите также

Комментарии

Сделать ставку
Комментировать могут только авторизованные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь

    Статистика


    Опрос

    Стоит ли урезать бюджеты казахстанским футбольным клубам?

    Наверх