Малик Кушалиев: «Пусть нам скажут, что мы нарушили»

Вопрос об этичности и соответствии пресловутому «духу fair play»
трансферного договора между ФК «Кайрат» (Алматы) и ФК «Иртыш» (Павлодар)
о переходе в состав павлодарцев футболистов Самата Смакова и Александра
Кислицына продолжает будоражить умы казахстанских болельщиков
и футбольных чиновников. Казалось бы, вопрос изначально решен полюбовно,
и договаривавшиеся стороны претензий друг к другу по нему не имеют.
Однако точка в этом деле до сих пор не поставлена.
Корреспондент республиканского интернет-портала Sports.kz решил попробовать выяснить позицию по этому моменту генерального директора ФК «Кайрат» Малика Кушалиева.
— Малик Булатович, можете рассказать, какое решение вынесла Палата по разрешению споров относительно трансферного договора между вашим клубом и павлодарским по повод перехода в «Иртыш» Самата Смакова и Александра Кислицына?
— Нет, не могу. Я не имею права озвучивать решения Палаты по разрешению споров до их официальной публикации.
— Но арбитр Палаты по разрешению споров госпожа Сабралиева уже озвучила свою позицию, которая, исходя из текста ее интервью на спортивных веб-ресурсах, и является решением Палаты...
— Можете подсказать, где? Давайте свяжемся позднее.
...
— Действительно, странная ситуация... Но если уж член Палаты официально дает комментарии, я, думаю, могу высказать и свою точку зрения. Я готов ответить на Ваши вопросы.
— Член Палаты по разрешению споров Айгерим Сабралиева говорит, что имеется единогласно принятое ПРС решение по этому делу, которое на данный момент не озвучивается только из-за того, что документы по нему отправлены в ФИФА для подтверждения правильной трактовки Регламента. Это действительно так?
— На самом деле, решения, как такового, нет. По крайней мере, я его не видел. Мне председательствующий в Палате по разрешению споров Куттыбек Исхаков сказал, что мы нарушили спортивный принцип и своими действиями специально ослабили состав ФК «Иртыш». Я попросил пояснения: что именно мы нарушили? Какой пункт Регламента ФФК? Это ведь вопрос, находящийся в юридической плоскости. На это мне ответили, что каких-то несоответствий трансферного договора «Кайрата» с «Иртышом» пунктам Регламента ФФК искать не будут — так как вправе принимать решения без ссылок на него. Но как же так?! И «Кайрат», и «Иртыш» действовали в соответствии с Регламентом нашей Федерации, зарегистрировали свой договор в ФФК — ни у кого он никаких нареканий не вызвал, а значит, полностью соответствует всем правилам. На это мне ответили, что мы нарушили Регламент ФИФА. Но ведь Регламенты национальных Федераций противоречить Регламенту ФИФА никак не могут по умолчанию! Мы Регламент ФФК не нарушали и действовали в соответствии с ним. И если Регламент Казахстанской Федерации футбола содержит какие-то ошибки, неточности, зачем он вообще тогда нужен?! Давайте руководствоваться тогда Регламентом ФИФА напрямую!
— А что насчет ослабления состава «Иртыша»?
— Если бы «Иртыш», имея в составе этих футболистов, громил бы всех и вся, а матчи с нами проигрывал... Но, видя результаты их матчей, этого, мягко говоря, не скажешь. Так что — о каком ослаблении состава можно говорить?
— Любопытный момент: Айгерим Сабралиева утверждает, что Вы требовали отстранить ее от работы при разбирательстве по этому вопросу. В качестве кого там присутствовала представитель профсоюза футболистов Казахстана?
— В качестве члена Палаты по разрешению споров. Конечно, я сразу заявил ходатайство об отводе данного арбитра: она непосредственно связана с этим делом со стороны игроков, неоднократно звонила мне и приезжала в «Кайрат» по нему. Айгерим Сабралиева отстаивает в качестве представителя профсоюза футболистов Казахстана права этих игроков, она однозначно в этом деле не может принять объективное, справедливое решение — будет голосовать за своих клиентов. Так, конечно, все и произошло.
Представляете, каково это — защищать свою позицию, когда заранее известно, что один из членов ПРС в любом случае будет против тебя?! Если «Иртыш» хочет, чтобы эти футболисты играли в матчах против нас, если они ему так нужны, пусть, в соответствии с договором, оплачивает оговоренные суммы, и тогда футболисты могут играть. Это нормальная международная практика. Подобные трансферные контракты по переходам своих игроков заключают с другими клубами «Челси», «Шахтер» (Донецк), «Спартак» (Москва) и многие другие. Разве не показательны примеры с трансферами экс-спартаковцев Ари или Дзюбы?! Все суммы, оговоренные в договоре, — часть одной трансферной суммы. Если футболисты не играют против нас — сумма одна, если играют — сумма увеличивается. ФК «Иртыш» это устроило, и они подписали договор.
Еще один момент: все были предупреждены — то, что происходит в стенах Палаты по разрешению споров, не должно выноситься наружу. Почему один из членов ПРС считает позволительным для себя с легкостью нарушать эту договоренность, мне совершенно непонятно. Соответственно, теперь у меня руки развязаны, и я могу озвучить свои доводы. Но ситуация странная...
— Вот интересно: если ПРС оспаривает правомочность данного пункта трансферного договора, получается, сам контракт может быть признан недействительным? И тогда Самат Смаков и Александр Кислицын должны будут вернуться в «Кайрат»?
— Даже не знаю, чего и ждать дальше. Обсуждение данного вопроса уже в такую плоскость зашло...
— Но почему футболисты подали жалобу именно на «Кайрат»? Руководство «Иртыша» подписало этот договор, и оно является их нынешним работодателем. Ведь получается, это оно ограничивает их в праве на профессиональную деятельность?
— Все так. Не «Иртыш» подавал жалобу, а игроки. И не на своего работодателя, а, почему-то, на «Кайрат». Представитель футболистов говорит, что игроки знать не знали о подобном пункте в трансферном договоре между клубами и были очень его наличием возмущены. Извините, как не знали?! Я показал на заседании ПРС соглашения о расторжении контрактов со Смаковым и Кислицыным, в которых все прописано. И тут возмутился председатель Палаты: какое, мол, право вы имели составлять такие соглашения?! В смысле, — какое?! Трансферные соглашения заключаются между клубами, но ведь у нас существовали трудовые отношения с этими футболистами. Трудовые отношения могут прекращаться по желанию работника, по желанию работодателя, по соглашению сторон. Есть еще несколько законных причин, но они в данном случае применены никак не могут быть. Трудовой договор прекращается на основании определенного документа — заявления об увольнении, приказа об увольнении либо соглашения о расторжении контракта.
У ФК «Кайрат» на данный момент никаких юридических отношений со Смаковым и Кислицыным нет. По факту, это руководство «Иртыша» их не выпустило на поле. Почему жалоба на меня? Пусть их клуб платит, а они пусть играют, я не против. По логике, футболисты должны были подавать жалобу на «Иртыш», а уже их нынешний клуб, если посчитает нужным, — на ФК «Кайрат». К ФК «Кайрат» в настоящее время эти игроки никакого отношения не имеют.
— Как проходило само заседание Палаты по разрешению споров?
— Изначально мне предложили на заседании ПРС изложить свою позицию. Но разве я на кого-то жалобу писал? Я пришел защищаться. И сначала те, кто имеют претензии, должны их озвучить. Но мне было заявлено, что это не суд. Тогда что это такое? Заявляется претензия, мы защищаемся, потом выносят решение... Оказывается, Палата по разрешению споров не имеет какого-то определенного регламента проведения заседаний — давайте, мол, выясним все в процессе беседы. Но беседы как таковой не было — никто никого не слушал, все говорили одновременно.
— Вы уверены, что правы?
— Мы ничего не нарушили. Контракт Федерация зарегистрировала. Кроме того, существует свобода договора. Айгерим Сабралиева все время ссылается на пункт 18bis Регламента ФИФА, утверждая, что запреты на выступления против бывшего клуба могут распространяться только на игроков, выступающих за новые команды на правах аренды. Но пункт 18bis Регламента ФИФА никак не разделяет трансферные контракты и контракты аренды.
Мы готовы принять любое законное решение. Но пусть нам скажут, что мы нарушили, со ссылкой на нормативный правовой акт. Вот и все.
Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram
Смотрите также
Казахстан получил место в первой корзине Лиги наций. Какая группа окажется самой удобной или самой тяжёлой?6
1XBET откроет в Алмате фан-зону на матч «Кайрат» — «Олимпиакос»
«Система должна эволюционировать». Булат Есмагамбетов оценил расширение КПЛ и предложил свой формат турнира3
Азиатские вратари являются редкостью в топ-чемпионатах. Готов ли Темирлан Анарбеков стать исключением?1
- 6 декабря, 2025
- 09:08Футбол
Главный тренер сборной Аргентины сделал заявление об участии Месси на ЧМ-2026 - 09:00Футбол«Зенит» — «Акрон»: прямая трансляция матча РПЛ с возможным участием Алипа
- 08:46Футбол
В Греции рассказали о проблемах «Кайрата» перед матчем Лиги Чемпионов - 01:25Футбол
Главный тренер сборной Узбекистана прокомментировал итоги жеребьевки ЧМ-2026 по футболу - 00:41Футбол
Роналду и Месси могут встретиться в четвертьфинале ЧМ-2026 по футболу - 00:38Футбол
Стало известно, когда встретятся Месси и Роналду на ЧМ-2026 - 00:20Футбол
Узбекистан нарвался на Криштиану Роналду на ЧМ-2026 по футболу - 00:15Футбол
Украина узнала возможных соперников на ЧМ-2026 по футболу - 00:09Футбол
Полные итоги жеребьевки чемпионата мира-2026 по футболу - 00:07Футбол
Узбекистан узнал соперников на чемпионате мира-2026 по футболу - 5 декабря, 2025
- 23:55Футбол
Узбекистан сыграет с Португалией на ЧМ-2026 по футболу - 23:32Футбол
«Барселона» официально подписала контракт с чемпионом Англии - 22:58Футбол
Один гол решил исход последнего матча «Ахмата» в 2025 году с участием Самородова - 22:08Футбол
Владелец сенсационного европейского чемпиона оценил интерес к футболистам КПЛ1 - 21:54Футбол
Появилась информация о новом главном тренере «Актобе»


















