SPORTS.KZ
Sports.kz
Дата от   до
14 февраля 2007 (08:51)

Кони Ислама

У серебряного призера Олимпийских игр по вольной борьбе Ислама Байрамукова интерес к лошадям с детства. Он не прошел с годами. Наоборот, окреп. Байрамуков даже возглавлял нашу делегацию на первом для казахстанских конников чемпионате мира.

Олимпийские игры 2000 года в Сиднее сделали борца Ислама Байрамукова спортсменом, на успех которого обратила внимание вся страна. Ислам стал серебряным призером сиднейской Олимпиады по вольной борьбе в весе до 96 килограммов. Правда, спортивная слава имеет короткую память среди широких масс. Но случай с Исламом – исключительный. До следующей Олимпиады в Афинах, то есть на протяжении четырех лет, он продолжал оставаться узнаваемой личностью! На фигуру Байрамукова обратили внимание не только спортивные журналисты. Он снимался в рекламе, мелькал в фотосессиях. Шарма именитому борцу-вольнику придавало и то, что он свободен от уз брака, а статус «завидного жениха» приумножил количество поклонниц…

После Афинских Игр завершилась эпоха борьбы в жизни Ислама. Сейчас он всерьез увлечен другим спортом – скачками. Сегодня непросто определить, известен ли Байрамуков теперь больше как прославленный вольник или как один из владельцев коня – победителя в 2006 году самых престижных в стране соревнований – Кубка президента Казахстана.

Друг детства, Абрек

– Ислам, как в вашу жизнь вошли лошади?

– Лошади всегда были у нашей семьи. С детства привык за ними ухаживать. Когда жили в Джамбулской области, у нас в семье была любимая и красивая лошадь – Абрек. Это, так сказать, был скакун районного масштаба. Конечно, по уровню ее нельзя сравнить с нынешним нашим конем Соло Рейсером – победителем Кубка президента. Но по своей стати они очень похожи. Абрек принимал участие в кокпаре. Мои два старших брата много раз выиграли на нем соревнования. Я тогда был еще маловат. А после восьмого класса уехал в Алматы. Поэтому с кокпаром у меня так ничего и не получилось. Но я помню, как мы с ровесниками выезжали на лошадях в поле и устраивали там скачки наперегонки. Я даже первую травму получил не в борьбе, а во время таких вот детских стартов. У меня был перелом руки. Вторую руку я вывихнул и еще разбил голову...

– Наверняка, у вас было много лошадей?

– Я не могу похвастать тем, что их было много. Было время, когда много лет у меня на первом плане стояла вольная борьба. Но и тогда старался не пропускать информацию о конном спорте. Особенно привлекали скачки. Где бы я ни был, даже за границей, если была такая возможность, всегда смотрел скачки.

– Часто ли играете на тотализаторе?

– На тотализаторе я вообще не играю. По телевизору, когда смотрю скачки, мысленно ставлю на лошадей. Были такие случаи, что они приходили первыми. На трибунах между друзьями, бывает, заключаем пари на чисто символические суммы… Помню, как в прошлом году, в июле, мы между друзьями делали ставки на дерби. Самое интересное, что мне право выбора предоставили последнему. Всех фаворитов уже расхватали, а потом звонят мне и говорят: «Мы решили тут заключить пари». Спрашивают: «Ты какую лошадь берешь? Ту – он взял, эту я взял». Говорю: «А что осталось»? Так вот именно она, аутсайдер, и стала первой.

Хорошая лошадь – дорогое удовольствие

– Вы можете, взглянув на коня, определить его потенциал?

– Не могу сказать, что я настолько профессионал, чтобы визуально определять, добьется ли успеха какая-то конкретно лошадь. Но иногда угадываю. Надеюсь, что с Соло Рейсером мы не ошиблись. Мы его купили осенью 2006 года. Трое суток везли из Москвы. Приехали накануне дерби. Видимо, сказалась усталость от этого переезда. В скачках трехлетних лошадей Соло Рейсер стал четвертым. Зато Кубок президента Казах-стана, который проводился следом, – выиграл. Мы его везли на основные скачки – на дерби и на Кубок. Было бы прекрасно, если бы он и дерби выиграл, но я понимаю, что Соло Рейсера привезли в субботу вечером, а в два часа в воскресенье он должен был выступать. До того, как мы купили этого коня и привезли в Казахстан, он побил на скаковой дорожке знаменитого Ламборна, который принадлежит президенту Татарстана Минтимиру Шаймиеву. Это было на праздновании тысячелетия Казани. Ламборн – победитель Кубка президента России 2005 года.

– Вы постоянно подчеркиваете: мы купили, мы привезли, наша лошадь. Вы не единственный владелец Соло Рейсера?

– Знаете, скачки – это дорогостоящий вид спорта. Соло Рейсер стоит немалых денег. Мы с партнерами долго думали, оправдаются ли наши вложения. После серьезных размышлений решили все-таки приобрести эту лошадь.

– Пристрастили ли к скачкам кого-то из бывших партнеров по сборной Казахстана по вольной борьбе?

– К примеру, бронзовый призер чемпионата мира, медалист трех Азиатских игр Магомед Куруглиев, когда не находится на сборах или соревнованиях, нередко заглядывает к нам на ипподром. Кстати, Магомед был с нами, когда Соло Рейсер выиграл Кубок президента Казахстана. Считаю, скачки – здоровое увлечение. Во многих странах – это даже признак хорошего тона. К примеру, скачками увлекается шейх аль-Мактум, министр обороны Арабских Эмиратов. Он один из ведущих в мире коннозаводчиков. На чемпионате мира по пробегам в ОАЭ в 2005 году, когда я был начальником казахстанской команды, лошадь шейха стала второй. Наша команда впервые участвовала в соревнованиях такого ранга. Среди свыше сотни участников одна из наших лошадей по кличке Блеск англо-карачаевской породы пришла девятой. Причем первые три этапа Блеск был в числе фаворитов. Это произвело фурор.

Пойти в жокеи вес не позволяет

– Где планируете выставлять свою лошадь в новом году?

– В этом сезоне мы тоже хотим участвовать во всех крупных соревнованиях, которые будут проводиться в Казахстане.

– Вы сами часто садитесь на лошадь?

– Я всегда с удовольствием езжу верхом. Хотя не могу по-хвастаться, что часто делаю вылазки на ипподром. Вот в 2004 году, после окончания карьеры, у меня была масса времени, я приходил к лошадям, чувствовал, как нервы расправляются. Спать спокойно начал. Врачи рекомендуют даже просто походить по конюшне, подышать ее воздухом. Неспроста ведь детей с церебральным параличом лечат с помощью иппотерапии – общения с этими удивительными животными.

– Хотели ли вы попробовать себя в роли жокея или всерьез заняться конным спортом?

– С моим весом в жокеи не берут. Там лимит есть. В конном спорте допустимая норма около 75 кг. По крайней мере на пробегах. Я бы с удовольствием участвовал в скачках, будь мой обычный вес килограммов 80 – немного сбросить не проблема. А с моею сотнею кг – это невозможно.

Марина Хегай

Ислам Байрамуков

Родился в селе Луговое (Джамбулская область) 12 июня 1971 года. Рост 186 cм. Вес 98 кг.

Даты карьеры:
Олимпийские игры: 2000 г. – 2-е место. Чемпионаты Азии: 1996 г. – 2-е место; 1997 г. – 3-е место; 1999 г. – 2-е место; 2000 г. – 1-е место. Азиатские игры: 1994 г. – 3-е место. Чемпионаты мира: 1997 г. – 4-е место.
"Sport.Gazeta.kz"

Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram

t.me/allsportskz

Смотрите также

Комментарии

Сделать ставку
Комментировать могут только авторизованные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь
    Больше новостей
    Наверх