Сквозь степи, древние поверья,
Сквозь весны и пожарищ чад
Веков спиралью шли кочевья,
Что греки нарекли номад.
Хаким Булебеков. «Номад»
В ноябре 2008 года в одной из старейших казахстанских газет «Қазақ әдебиеті» («Казахская литература») вышла статья «Алтын адамнан Атиллаға дейін» («От Золотого человека до Атиллы»), суть которой сводилась к следующему: гражданин Венгрии Иштван Бенц и двое его соотечественников собрались весной этого года начать конный поход по дорогам древних кочевий из Дешт-и-Кипчак на Балканы под предводительством вождя гуннов Атиллы (V в. н.э.) и хана кипчакских племен Котяна (1239 г.), напомнив миру о роли кочевой цивилизации и о об общих этнических корнях казахов и мадьяр. 7000 км от алматинского Иссыка до Венгрии, через весь Казахстан, Россию, Украину и Румынию. И закончить поход аккурат к 20 сентября — национальному празднику Венгрии.
Идея венгерских потомков кипчаков интересная и с точки зрения формирования имиджа страны накануне вступления в почетную должность председателя ОБСЕ выглядит весьма привлекательно. Мы решили узнать мнение отечественных экспертов в этой области. Кино-телеоператор Айбек Шорабаев на протяжении долгих лет является инициатором возрождения конной игры тюрков — поло. Айбек Байдельдаевич имеет неоспоримые исторические доказательства того, что элитный вид конного спорта — поло — происходит из наших земель. Он некогда обращался в Ассоциацию национальных видов спорта РК и просил небольшого финансирования (около 1/10 годового бюджета среднего казахстанского футбольного клуба) для того, чтобы вывести нашу сборную по поло в десятку лучших команд планеты. Но в силу того, что он не смог «добраться» до руководителя ассоциации Кайрата Сатыбалды, эта инициатива осталась без внимания сильных мира сего. Но об этом в другой раз.
— Айбек Байдельдаевич, что вас заинтриговало в этом проекте и каковы масштаб и целесообразность конного перехода от Золотого человека к Атилле? — Интрига в том, что я не нахожу единства точек зрения с господином Бенцем по многим положениям высказанного им в интервью громадья его культурологических планов.
— Думаю, что основной целью интервью Иштвана Бенца было изложение его планов относительно задуманной экспедиции. Согласитесь, что изюминкой является то, что экспедиция состоится верхом на лошадях. — По пути следования мадьяры якобы собираются организовывать конные состязания и игры. Видимо, они рассчитывают на нас, что мы для почетных гостей будем устраивать праздники конных игр: кокпар, кыз-куу, байгу, тенге-алу и прочее. Казалось бы, наоборот, это для нас должны были устраивать в Венгрии такие смотры конных игр, чтобы показать, как свято и трепетно до наших дней берегли мадьяры обычаи азиатских предков. Или кроме конкура у них ничего не осталось?
— Так, все-таки, судя по вашему тону, вас что-то сильно смущает? — Вызывает недоумение вектор их движения со стартом в Азии. Потомки тех кипчаков, волею судеб оказавшихся в Европе, разве не должны были ныне проложить путь в обратном направлении на родину предков?! От Венгрии до Казахстана, от ставки Аттилы до курганов Иссыка. Движение от Алатау до Балкантау, как задумал Бенц, будет восприниматься не как возвращение на родину, а как новый исход. Экспедиция мадьяр, растянутая на 7 месяцев, задумана как увеселительная прогулка эстрадных звезд Венгрии. Такой ход праздных событий почему-то решили смоделировать наши родственники из Хунгарии.
— Но они же предлагают казахским джигитам присоединиться к ним верхом на конях, облачившись в национальные одежды… — Это одна из организационных фишек. У меня и моих друзей горячего желания эскортировать трио кипчаков не возникает. — А вот многие именитые казахстанцы все же помогли Иштвану советами и рекомендациями… Конный суперпереход нашел у них одобрительный отклик. — Надо отдать должное доктору Бенцу. Ему удалось подметить, что особенность национальной черты характера казахов, на которых имена древних их предков Томирис, Атиллы, Чингисхана и образ сакского воина Золотого человека действуют как гипнотическая магия!
— Видимо, продолжительная экспедиция венгров будет похожа на неспешный конный туризм. Хотя, надо заметить, что PR-ход такого масштаба, задуманного братьями-мадьярами, никому ранее не приходил в голову. — Но нам-то, казахам, на этом празднике авторы проекта отводят роль массовки. Разве не так? Бенц сообщает, что в Венгрии у них нашлось немало спонсоров, пожелавших финансировать экспедицию, тем не менее они обращаются за поддержкой и к казахстанским меценатам. И о нас, точнее, о них, будут в течение семи месяцев вещать по «Евроньюс» из «половецкого края, славного табунами».
— Я так понял, что у вас есть свое конструктивное предложение по проекту доктора Бенца? — Да. Развернуть братьям-венграм движение конного перехода в обратном направлении: «От Атиллы до Золотого человека». А наши всадники в путь выходят под лозунгом «От Золотого человека до Атиллы».
— Как в обратном направлении? Откуда взялись наши всадники? — Десять всадников-мадьяр выезжают из Будапешта и столько же наших джигитов из Алматы. Они встречаются в середине маршрута в Атырау. После праздника конных игр, о котором говорил Бенц, всадники продолжат путь дальше. Мадьяры — в Алматы, а казахи — в Будапешт. А может, нас там никто и не ждет? Как встретят нас в Будапеште, так, видимо, встретим мы братьев-мадьяр и в Алматы. Тогда, выражаясь футбольным термином, мы избежим игры в одни ворота. Только так организованный конный переход будет равно привлекательным и для венгров, и для казахов.
— Я бы предложил не растягивать на долгие 7 месяцев, а привнести в них дух состязательности. Наши предки-кочевники одвуконь, а иногда и даже триконь, с легкостью покрывали за сутки расстояние в 150 км. — Согласен с вами. Если у каждого участника будет хотя бы по одной заводной лошади, время в пути может ужаться до 30 дней. Казахи или венгры первыми достигнут цели? Вот тогда весь мир будет с неподдельным интересом следить за передвижением всадников. И для азиатских, и для европейских сородичей проект станет имиджевым! Готов заключить пари с Иштваном Бенцем. Даже если мы дадим фору в 24 часа, наши джигиты прибудут к финишу первыми! Интересно, насколько азартны потомки кочевников Темирхан Досмухамедов, Мухтар Кул-Мухаммед и Кайрат Сатыбалды?
— Так в чем же дело? Нужно просто встретиться с доктором Бенцем и предложить ему этот вариант. — По тону Бенца в интервью я почувствовал, что его сценарий уже понравился и в Федерации национальных видов конного спорта РК, дадут «добро» и в Минспорта, и в Минкультуры. Дело останется за казахстанскими спонсорами. Ведь им пообещают, что логотипы их фирм венгры пронесут по всему евразийскому маршруту и покажут по европейским телеканалам. Но почему эти брендовые знаки (точно тамга) не могут развеваться на знаменах наших конников?! Такой расклад событий напрашивается сам собой. Не хотелось бы, чтобы мы, казахстанцы, оказались обслуживающим персоналом в шоу, предложенном добрыми молодцами из Венгрии.