Бои без правил традиционно привлекают к себе внимание. Кровавый спорт будоражит экзальтированных дамочек и брутальных самцов. Тень гладиатора незримо возвышается над жестоким рингом.
О национальных особенностях боев без правил читателям «ЭК» рассказал вице-президент Федерации комплексных единоборств Магомед Таршхоев:
— Мне очень хотелось бы, чтобы участники боев без правил больше внимания уделяли культуре поединка, а не бицепсам. Иногда на отборочные туры нашего проекта «Железная орда» являются такие одиозные личности, что еле сдерживаешься отправить их куда подальше. Вальяжные, наглые парни с ходу заявляют о своем «непререкаемом авторитете» и отношении к какой-нибудь «крутой бригаде». Парни! Здесь вам не конкурс на выявление самых крутых братков. Если ты стоящий боец, то докажи это на ринге, а не рассуждай о своей «крыше». Не надо здесь никого запугивать, мужчина силен поступками, а не «базаром».
То же самое касается и зрителей боев без правил. Некоторые из них провоцируют публику на скандал. Иной раз достаточно окурка, брошенного в спортсмена из зала, чтобы вспыхнула массовая драка в зале и бой был сорван. Я категорически против того, чтобы превращать этот замечательный вид спорта в дешевое развлечение и балаган. Зрители обязаны уважать борца, даже если он является соперником их кумира. А спортсмены должны помнить о том, что за ними пристально следят сотни глаз. Бои без правил — это искусство. Поэтому никаких провокаций и оскорблений на проекте «Железная орда» мы не допустим.
— Магомед Нурудинович, готовы ли вы тренировать девушек, которые хотели бы попробовать себя в боях без правил? Или это территория, на ваш взгляд, закрыта для них? — Я не имею ничего против женских поединков. У нас уже занимается одна девушка по имени Анна, она очень старается и показывает неплохие результаты. В спарринги мы ее пока не ставим, потому что Аня ходит на тренировки сравнительно недавно. Но я вижу, что из этой девочки выйдет толковый боец. Замечу, что наши парни над ней не смеются, напротив, дают ей дельные советы и всячески поддерживают ее.
— Есть ли в Казахстане спортсмен, планирующий попробовать свои силы на чемпионате мира? — 16 октября в Мексику отправятся два наших спортсмена. Одним из них является наш ученик Адам Баркинхоев. Он пришел в зал четырнадцатилетним подростком, и мы сразу увидели в нем будущего чемпиона. Парень выносливый, требовательный к себе, исполнительный и скромный. Для спортсмена принципиально важно не поймать «звездочку», он должен знать, что только тяжелый ежедневный труд доведет до желаемой цели. Наш Адам — как раз такой парень. Он мечтает о том, чтобы любители боев без правил знали: самые сильные бойцы рождаются на казахстанской земле.
В разговор вступает президент Федерации гиревого спорта и армрестлинга Евгений Шамрай:
— Пять дней в неделю у бойцов по две тренировки в сутки. Причем ребята не только отрабатывают приемы, но и наращивают мускулатуру. Я расскажу вам о втором спортсмене, который будет представлять Казахстан в Мексике. Это Магомед Таршхоев, мы с ним как братья, много лет работаем вместе. Кстати, в Мексику Магомеда пригласил лично президент Азиатской федерации мастер Ли. Это, знаете ли, высокая честь, ее удостаиваются немногие спортсмены. — Какую роль для борцов играют режим и питание? — Наши ученики не употребляют алкогольные напитки и не курят. Про марихуану, морфий, экстази и героин я и не говорю, ведь мы живем под девизом: «Спецназ мира против террора и наркотиков». Ребятам, бесспорно, нужно правильно питаться, но сейчас ураза, и они держат пост. И если без пищи они обходятся сравнительно легко, то без воды им приходится тяжко. Представьте сами: два часа полной выкладки, жажда мучает страшная, но настоящего мужчину такие мелочи не выбьют из колеи. Уважение к религии похвально, оно обязательно даст положительные всходы. — В обществе бытует мнение, что парни, выступающие в боях без правил, часто являются членами бандитских группировок… — Такие разговоры мне неприятны. Я, конечно, не буду говорить за всех спорт-сменов, но за своих ребят ответить могу. Уверен, что мои ученики никогда не пойдут на разбой. Они не унизятся до уличной кражи. Они никогда не ударят женщину. Я вообще не понимаю мужчин, которые поднимают руку на свою жену, невесту или мать. Думаю, что тема на этом исчерпана.
— Тогда перейдем к нашумевшему проекту «Железная орда». Когда стартует второй сезон и какие сюрпризы ждут зрителей? — Осенью казахстанцы вновь смогут насладиться боями без правил. Мы планируем сначала провести соревнования городского масштаба, клубный кубок и лишь потом перейти на республиканский уровень. О сюрпризах говорить не стану, на то они и сюрпризы. Однако не сомневаюсь в том, что зрители останутся довольными.
— Есть ли идея придать «Железной орде» международный статус? — К нашему проекту проявляют серьезный интерес спортсмены из Южной Кореи, ЮАР, России, Кыргызстана и Узбекистана. Можно было бы провести интереснейшие матчевые встречи, где ребята сражались бы за право называться сильнейшей командой. Такие соревнования гарантированно привлекут в республику множество иностранных туристов и поднимут престиж страны на мировой спортивной арене. Но, естественно, все это требует больших расходов. Было бы просто замечательно, если бы нашлись люди, готовые поддержать наш смелый проект не на словах, а на деле.
— И все же бои без правил — зрелище жесткое, а порой и жестокое. Не провоцируют ли они агрессию? Не будят ли в зрителях первобытные чувства? — Насчет жестокости я с вами абсолютно не согласен. Спортсмены не ставят перед собой цели искалечить противника. Они точно рассчитывают свои силы, не забывая о том, что бои без правил — это все-таки спорт. А публика не становится злее, наоборот, люди избавляются от агрессии, оставляют здесь отрицательные эмоции. В зрительном зале всегда много женщин, которые любуются боями и заряжаются позитивом. Бои без правил — это не кровавая драка, а своего рода философия поединка. Нужно уметь уловить красоту точных ударов, приемов и удачных захватов. Мужчина приходит в этот мир побеждать. Я всегда говорю об этом своим ученикам. Тот, кто не мечтает о лавровом венке сильнейшего, едва ли добьется успеха.