SPORTS.KZ
23 января 2007 (08:36)

Жафар Ирисметов: Йоор - очень грамотный специалист

В «Спартаке» у него не сложилось, из «Кайрата» пришлось уйти, зато «Алма-Ата», рассмотрев в узбекском нападающем изюминку, приютила его под своим широким крылом. Жафар ответил благодарностью: помог клубу впервые подняться на пятую строчку турнирной таблице, завевать кубок страны и стал лучшим бомбардиром, забив 17 матчей в суперлиге и 6 – в кубке.

Алма-атинский спайпер всегда с приветливой улыбкой находит время пообщаться с журналистами. За несколько часов до вылета в Турцию, куда алматинский клуб отправился на сборы, Жафар не изменил своей традиции, поделившись с корреспондентом «PROСПОРТ» тем, что ему пришлось пережить.

Лишний вес - не трагедия

- Как отдохнул?
- Отлично, да еще после удачного сезона!
- Чем занимался?
- Сначала вместе с семьей съездил в Эмираты, там поплавал. Потом отдохнул дома. Сам понимаешь, на протяжении всего сезона очень устаешь, меньше времени домашним уделяешь. Вот опять сборы начались, буду без семьи, поэтому, когда был свободен, уделял больше внимания родителям и родственникам. Помогал по дому.
- Пловом, наверное, всех кормил?
- Скорее, меня кормили. Давно не был в Ташкенте и очень соскучился по нашему национальному блюду.
- Известный узбекский футболист Мирджалол Касымов тебя не угощал?
- С ним много обедали, ужинали, но, чтобы он сам сделал плов и меня пригласил, такого не было. Как человека и футболиста я его уважаю, но в основном общаюсь со своими ровесниками.
- За время отпуска не набрал лишний вес?
- Один килограммчик лишний есть, но, думаю, это нормально. У меня нет склонности к полноте, хотя в 2001 году, когда играл в московском «Спартаке», набрал три килограмма. Сейчас, наверное, возраст уже не тот, чуть мощнее стал. В то время сухариком был.
- Как относишься к тому, что футболисты начинают полнеть?
- После длительного отпуска это неизбежно. Но каждый футболист должен относиться к данному факту профессионально. Главное, чтобы ты не умирал, на поле, а показывал достойную игру. Считаю, если человек курит, пьет (пауза), ну пьет - ладно, а если курит или у него лишний вес, но при этом выходит на поле и показывает свои хорошие профессиональные стороны, коллектив от этого не страдает, то это нормально. Если я стану тренером, то буду смотреть, в первую очередь, на игровые качества и на то, чтобы в быту игрок был хорошим человеком.
- А у кого-нибудь в клубе есть вредные привычки?
- Не знаю. Может быть, у молодых игроков есть. Но нам они это не показывают, может, из уважения к старшим. Не буду лукавить, возможно, кто-то этим и занимается.

Москва слезам не верит

- Хотелось бы вспомнить твое выступление за «Спартак» В Кубке Содружества ты даже был лучшим бомбардиром.
- Это были сумасшедшие времена. «Спартак» - великий клуб. Я был одним из лучших в его составе, но ближе к чемпионату произошел некий спад. Сейчас анализирую и прихожу к такому выводу, что очень хотел попасть в эту команду и рано начал подготовку. Знал, что еду на сборы в «Спартак», уже в начале декабря начал тренироваться и как раз в январе набрал хорошую спортивную форму. Три месяца удавалось ее поддерживать на должном уровне. Потом пошел спад, и к чемпионату России я уже не был готов. В то время тренер не поверил в меня.
- Поэтому Романцев тебя выпускал только в Лиге чемпионов, когда ты был в хорошей форме?
- После удачного выступления на Кубке Содружества он поставил меня в основной состав в Лиге чемпионов, для меня это было сюрпризом. Выступал достойно, но было тяжело, поскольку я прибыл из Узбекистана.
- Часто вспоминаешь драматичные игры с мюнхенской «Баварией», когда мог забить легендарному Оливеру Канну?
- Практически все в связи со мной вспоминают именно момент, когда я не забил. Тот эпизод всегда перед моими глазами. Что поделать? Судьба такая.
- Когда дома вы проиграли 0:3, ты даже прослезился.
- Тогда был молод, очень волновался, чувствуя ответственность зато, что не попал по мячу из выгодного положения. Конечно, было обидно! Забив Канну в том эпизоде, вошел бы в историю Узбекистана!

«Кайрат» поворачивается спиной

- Спасибо, что делишься своими впечатлениями. Раньше, во времена, когда «Кайратом» руководил Петрушин, ты не давал интервью корреспондентам «РRОСПОРТ», хотя наше издание уважал. Если бы ты тогда рискнул пообщаться с представителями нашего издания, чем бы это могло для тебя закончиться?
- Даже не знаю. Ничего страшного бы не случилось. Никаких санкций ко мне бы не применили. Я так поступал из уважения не к руководству, а к коллективу, не хотел от него отдаляться, поэтому был с ним заодно. Никогда не был против общения с вами. Уважаю чужой труд, у всех своя работа, как и у меня. В то время не мог себе этого позволить. Вообще не понимал тренера, который запретил ребятам давать интервью. Если есть личные проблемы у руководства, то это не должно отражаться на футболистах.
- Не возникало недопонимание с Петрушиным?
- Конфликтов не было. Не хочу жаловаться, в «Кайрате» два сезона отыграл просто отлично. С приходом Агамурадова пришлось покинуть клуб. «Кайрат» - флагман казахстанского футбола, хотелось карьеру продолжать именно там, но получилось так, что с приходом нового тренера мне пришлось уйти. Сейчас в «Алма-Ате» меня все устраивает, не хочется покидать эту команду. Свою иностранную карьеру намерен закончить здесь, а потом немного поиграть в Узбекистане. В этом году было предложение от турецкого клуба, но не мог перешагнуть «Алма-Ату», которая в трудное время поддержала меня. Это было бы не по-человечески. Ответил тем же, внеся свою лепту в
успех команды.
- А какой турецкий клуб тебя хотел видеть в своих рядах?
- Конкретно не знаю. Говорили, что из первого дивизиона, клуб с амбициями. Даже турецкие газеты, например, «Фанатик», писали, что Жафар Ирисметов должен прилететь из Алматы.

Урок для всех

- В начале сезона Антониус Йоор предпочитал на острие атаки видеть вместо тебя Кочкаева. Вкусненькое приберег на потом?
- Йоор был тренером молодежной сборной, он делал акцент на молодых. Они в тот момент были сильнее меня. Благодарен Антониусу, что позже он мне доверил место в составе, жаль только, что пропустил десять игр. Мог бы забить еще больше мячей за сезон, но что ни делается - все к лучшему.
- В первой встрече с «Востоком» алматинская дружина нарушила регламент касательно легионеров. На поле тогда их оказалось четверо.
- Честно говоря, я вообще был не в курсе. Это должен был проконтролировать спортивный директор. Не знаю, как так получилось, но ребята здесь ни при чем. Надо было наказывать тех людей, которые на самом деле проморгали ситуацию, тем более, это был новый регламент, думаю, немного не поняли. Руководство заверило, что нам не следует переживать, потому что мы не были виноваты. Нам обещали выплатить наши премиальные. Это стало уроком не только для нас, но и для всех остальных клубов.
- Из-за ошибок рефери неприятно вспоминать ответный матч в кубке «Алма-Аты» с «Иртышом», но восхищает финал, который обслуживали словацкие арбитры во главе с Хринаком. Если бы казахстанские судьи брали пример с европейских, футбол в стране намного изменился бы?
- В матче с «Иртышом» судья ошибся, слов нет. Когда был на поле, мне показалось, что пенальти был, а на видеоповторе – не было. Матч был очень нервозный, перед нами стояла высокая задача - пройти в финал. С пенальти рефери ошибся, а в других эпизодах, когда назначались штрафные удары, виноваты только соперники, они до начала встречи решили, что их «убьют». Сами себе внушили, что и вылилось в грубые действия «Иртыша». Не забывайте: все мы - люди, можем ошибаться. Вспомните матч Италии с Австралией на прошедшем чемпионате мира. Такая же ситуация, бывает еще хуже. А насчет словаков хорошо, что именно они обслуживали ту встречу. Хотя у нас тоже есть неплохие судьи.
- Кого можешь выделить?
- Не хочу называть фамилии, их много.
- Что думаешь по поводу «Кайрата», когда он не стал доигрывать матч против «Алма-Аты», покинув стадион под гимн страны?
- Так решило их руководство, а футболисты не хотели рубить сук, на котором сидят. Если бы я был тогда в «Кайрате», тоже подчинился бы, не останешься же на поле один. Против коллектива не пойдешь. Такие вещи не украшают суперлигу. Это минус казахстанского футбола.

Фоменко – футболист с животом

- Размышляя о том, что происходит с железнодорожниками, приходишь ли к мысли, что нужно было покинуть команду раньше?
- Нет. Не сожалею о времени, проведенном в «Кайрате», но все же разочарован тем, что меня редко ставили в основной состав. Мог больше помочь команде.
- Вспоминая второй матч «Кайрата» против «Артмедиа», не думаешь, что твое участие могло изменить ход встречи?
- В первой игре все было отлично - победили 2:0, тренер Словакии отметил меня и Смакова, а почему во второй меня не выпустили – это надо у Петрушина спросить. Я бы больше помог, чем Фоменко. Не понимаю, как такого футболиста с большим животом вообще можно выпускать на поле? Как можно ставить человека в основу, когда на тренировки он приходит, а от него несет перегаром? Это каким нужно быть тренеру слепым?! Не люблю судить других, плохое нужно искать в себе, чтобы исправляться. Лучше поговорить о хорошем.

X-files

- Во многих играх «Алма-Ату» просто не узнать. В финале Кубка вы все были заряжены каком-то неимоверной энергией, вас Йоор так настраивает?
- Антониус - очень грамотный специалист. Нас готовят на каждого соперника. Что касается финала, то это было впервые в истории клуба, нам всем хотелось победить, я даже сделал хет-трик. Слава Аллаху!
- Никакие витамины или медикаменты не принимали перед финалом?
- Только те, которые не запрещены регламентом. Много белков выходит вместе с потом, поэтому их надо восполнять. У нас очень грамотный врач, и мы ему доверяем. Я всегда был против запрещенных препаратов, можно привыкнуть к ним и стать зависящим. Все, что дает нам врач, мы используем, он нас не обманывает. Не как в «Спартаке»: говорили одно, а делали другое.
- Финансовая сторона стимулом не была?
- В первую очередь, играли за честь клуба. Что касается денег, не сказать, что нас щедро профинансировали, но я не жалуюсь. Сумму не назову - это секрет, и открыть его будет неправильно.
- На Западе эта тема доступна, ее не обсуждает только ленивый, у нас же совсем по-другому.
- В клубе нам выплачивают ту сумму, которая указана в контракте. Не могу раскрывать финансовые стороны своего контракта. Объясню почему: допустим, я получаю 100 тысяч тенге, а другой узнает это и станет возмущаться, почему его зарплата меньше, ведь он тоже играет, как другие. Я даже самому близкому другу не говорю, сколько я получаю, чтобы потом не было проблем. У нас другой менталитет.
- Как сейчас развивается футбол в Узбекистане?
- С полями там проблемы. В Алматы с этим получше: открываются новые искусственные поля. Плохо, что климат у вас не тот. В Узбекистане хорошо развит детский футбол, даже лучше, чем в Казахстане. Потом ребенок вырастает, и начинаются проблемы, потому что все снова упирается в деньги. Многое зависит от правительства. Слышал, что президент Узбекистана издал какой-то указ. Дай ему Бог помощи, чтоб поднял футбол в стране.
- Когда ты выступал за сборную Узбекистана, то на замене сидел Максим Шацких - игрок киевского «Динамо». Почему сейчас тебя не привлекают?
- Кстати, уже вызвали на первый сбор.
- Поздравляю.
- Спасибо. До этого, может быть, не приглашали из-за тактической схемы. Тренер предпочитал играть с одним форвардом. Меня не решался вызывать, чтобы не сидел на скамейке запасных, как-никак мне уже 30 лет. Но для меня всегда честь выступать за сборную, хоть пять, хоть две минуты. А 7 февраля Узбекистан сыграет с Азербайджаном, еще официального приглашения не было, но уже звонили из федерации.

Шанс войти в историю

- Вопрос относительно предстоящего сезона. В «Алма-Ате» уже находится бывший футболист «Кайрата» Валерий Лихобабенко. Не секрет, что на просмотре был еще один железнодорожник. Это Кайрат Утабаев?
- Не буду ничего говорить по этому поводу. Да, скоро вы о нем узнаете, хотя от вас это все равно не скрыть. Как стало известно, он тоже с нами летит на сборы в Турцию.
- Другого пополнения не ожидается?
- Будет проводиться точечная селекция, нет смысла менять полсостава. Молодым футболистам никто кислород перекрывать не собирается. Нужно еще немного усилить команду, должна быть здоровая конкуренция. Спасибо спонсорам, что уделяют внимание молодежи.
- Какова была вероятность твоего попадания в «Алма-Ату», если бы не травма Данияра Кенжеханова, из-за которой ему пришлось пропустить сезон?
- Конечно, шансов было бы меньше, хотя тренерский штаб давно уже связывался со мной, еще до того, как Данияр получил травму. Не повезло Кенжеханову, очень обидно. Спасибо руководству, что они не бросили его, не забыли и выплачивали компенсации, у нас с этим проблем нет. Мы все живем в единстве.
- Жафар, ты мусульманин. Как часто обращаешься к Всевышнему?
- Каждый день по пять раз молюсь. Прошу за семью, чтобы она не болела, за команду. Молюсь о победе, чтоб забил гол, ведь все зависит от Всевышнего.
- Впервые «Алма-Ата» будет выступать в Кубке УЕФА. Твой опыт выступления в матчах Лиги чемпионов принесет твоему клубу успех?
- Опыт есть, но это было давно. Главное, чтобы ребята не перегорели перед началом самой игры, многое зависит и от того, кто нам попадется в соперники. Никто еще не проходил первый этап, если мы это сделаем, то это будет не только наш успех, но и всего казахстанского футбола. Надо реально оценивать свои возможности и биться до конца. Если нам суждено проиграть, то это надо сделать достойно, не ударить в грязь лицом.
- Какие планы у клуба на предстоящий сезон?
- Мы подняли свою планку еще выше, будем биться за призовые места.

Артем Кравченко
«PROСПОРТ Казахстан»
Поделиться

Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram

t.me/allsportskz

Смотрите также

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь

    Статистика


    Опрос

    Оцените уровень сборной Казахстана по футболу?

    Наверх