4 ноября 2008 (10:22)
Иуда нефритовой реки
«Перед походом я всегда смотрел в глаза родителям своих ребят. Они провожают своих детей, и ты видишь всё, что у них на душе. У Бога я просил только одного — пусть никогда не случится такого, чтобы я вернулся, постучал в дверь и сказал: ваш сын погиб… И Бог миловал!» — вспоминает Василий Портнов, много лет отдавший развитию в Караганде рафтинга, одного из самых экстремальных видов спорта. Рафтинг — это сплав по горным рекам. Ледяная вода, со скоростью мотоцикла несущаяся среди огромных валунов и обрушивающаяся вниз с многометровых порогов, привлекает внимание лишь самых отчаянных любителей адреналина. Смертью здесь грозит всё.
Достаточно выпасть из плота, и у спортсмена остается всего один шанс из ста выжить. Переохлаждение, удары о камни, падение в «бочку» — причины могут быть разные, но результат один — гибель. Особенно щекочет нервы сплавщикам преодоление порогов — мини-водопадов. Преодолимыми считаются пороги до 4 метров высотой. Если препятствие выше, рухнувший сверху плот зарывается носом в «бочку» и переворачивается. «Бочка» — это бурлящее месиво из водных пузырей в месте падения воды. Оказавшийся здесь человек не может понять, где верх, где низ, и задыхается в водяном аду.
— Самыми первыми нашими плавсредствами были обычные плоты из связанных бревен, — рассказывает Василий Сергеевич. — На них мы прошли реку Абакан, что в Хакасии, на юге Красноярского края. Но использовать бревна тяжело и не везде возможно. Например, в верховьях рек, на высоте до 2000 метров, растут только карликовые деревья. Поэтому со временем мы стали делать плоты из автомобильных камер. А самые лучшие получались из камер от шасси самолета АН-24! Они мало весили и были удобны для транспортировки в горы. Но беда в том, что это плавсредство не позволяло увеличить скорость по отношению к скорости реки. То есть нельзя было идти быстрее воды. Поэтому со временем мы стали делать катамараны. Это две гондолы, соединенные между собой. На них сидят четыре человека, которые могут, как в лодке, грести веслом и получать положительную скорость по отношению к воде. На сложных участках это очень важно. Кроме того, в катамаране ты сидишь как вросший. Страховка приспособлена так, что в случае переворота ты в мгновение освобождаешься и выбираешься на свободу. Это очень важно, не дай бог запутаешься, когда катамаран перевернется!
— Ваши катамараны были промышленного производства?
— Сколько я занимался, у нас не видел ни одного промышленного катамарана. Но вот в Америке в прошлом году я наконец-то увидел заводской катамаран. Я долго стоял, гладил его как родного. А мы сплавлялись на самодельных катамаранах. Сами их клеили. Герметичную оболочку делали из детской клеёнки. Там целая технология!
Василий Портнов пришел в рафтинг из горного туризма, которым увлекся в студенческие годы. Истоптав Урал от Южного до Заполярного, он понял, что хочет больше эмоций.
И в 1974 году вместе с товарищами из спортивного клуба Карагандинского «политеха» совершил свой первый сплав по уральской речке Большой Инзер. Это была простейшая дистанция первой категории сложности. С годами росла сложность маршрутов. Пиком экстремальности стал сплав по реке Коксу, что в Джунгарском Алатау на границе с Китаем. Её порог с говорящим названием Иуда, известный всем рафтерам своим коварством, ближе всего подвел карагандинских спортсменов к той грани, которая отделяет жизнь от смерти. А ещё Иуда заставил Василия Портнова поверить, что Бог есть…
— Однажды мы пошли на реку Коксу, это высшая категория сложности по пятибалльной шкале, — вспоминает Василий Сергеевич. — Вообще, каждая половина катамарана имеет два отсека. На случай, если один лопнет, второй будет держать нас на воде. Но в тот раз мы решили взять катамаран полегче, только с одним отсеком. Чехол был тоже не особо надежным — из шелковой парусины. И мы за это едва не поплатились… Нас было четверо, я, как самый старший, всегда руководил, брал ответственность на себя. Вот и в этот раз хватаюсь за катамаран, кричу: «Ну что, стартуем?» И вдруг один из моих товарищей, Стас, говорит: «Сергеич, я боюсь. Я чувствую, что погибну»… А ситуация сложна тем, что нас четверо, это минимальный экипаж. Деваться некуда. Откажется он — всё, не сможем плыть и мы. Вся подготовка пойдет прахом, а ведь мы добрались чёрт-те куда — до китайской границы, до красного моста. Бросать всё не хочется! Постарался я парня приободрить: вперед, ничего страшного не произойдет! Смотрю, переборол он страх, двигается вместе с нами. И тут я повернулся, смотрю, веревка на земле лежит. Хорошая веревка, только непонятно, откуда взялась. Но разбираться времени не было, я её схватил, в карман сунул. Толкнул катамаран — и поплыли мы. Река ревет, Иуда впереди. Рухнули мы с него вниз — и у нас гондола на этом Иуде лопнула. Кошмар! Начали мы выбираться из воды кто как. Выскочил я на берег, со мной ещё один товарищ — Андрей Башкиров. А те двое ушли с катамараном вниз по реке. Мы бегом за ними, кричим: «Держитесь!» И вдруг я вижу — катамаран расклинило между камнями прямо посередине реки. С моей стороны очень мощный шестиметровый поток. Зелёная нефритовая река, несущаяся с огромной скоростью. Ребята наши зацепились за катамаран и висят в ледяной воде, кричат: «Сергеич, спаси!» Тут я увидел, что у Стаса лопнул спасательный жилет. Это значит, что счет пошел на минуты. Скоро он выбьется из сил — и всё… Вы знаете, вот здесь меня прошиб страх за его жизнь. Я подумал, бог ты мой, ведь мне их нечем спасать. Вокруг только голые скалы. И тут я вспомнил про веревку, которую подобрал на берегу. Размотал её, стал камень какой-нибудь искать. Тут в заднем кармане у меня вдруг оказался (как кто-то подложил) чабанский нож. На его рукояти есть петля, я привязал веревку к ней. Выдернул парней на берег. А Стас к тому моменту был уже весь синий — переохладился. Мы вспомнили старый способ спасения в таких случаях. Он гласит, что для спасения замерзшего человека надо всем живым раздеться и прижаться голым телом к пострадавшему. Мы с Андреем быстренько разделись, Стаса раздели, поставили на ноги и зажали между собой. Это было страшное ощущение. Как будто волны холода от него стали заходить мне прямо в сердце, и в сердце возникли очень сильные боли. Мы держались, сколько могли, потом прижались к нему спинами. При этом разговаривали с ним, надеясь услышать ответ. В какой-то момент увидели, как он стал немножко отходить. «Стасик, Стасик, двигайся!» — кричим. Растолкали его, и холод от него перешёл к нам. Мы замерзли, у меня сердце как будто окоченело. Зато Стас вдруг начал говорить. Мы ему спиртяшки чуть-чуть налили — он окончательно пришел в себя. Так и спасли его благодаря той самой веревке, которую неизвестно кто мне подложил.
— Вы потом со Стасом его предчувствие смерти не обсуждали?
— Мы забыли этот случай. Потому что надо уважать и любить друг друга. Команда — это люди, которые в случае чего спасут тебя. Меня самого однажды спас Саша Лингерт. Это было на реке Пыжа в Горном Алтае в 1988 году. Мы шли по реке, она очень сложная. Получилось так, что когда мы входили в каньон, меня выбило из катамарана. А в каньоне очень узко, и меня зажало между катамараном и стенкой. Если бы мне распороло жилет — всё, это смерть. Но как раз в то мгновение, которое меня отделяло от гибели, Саша подал мне руку, поддернул, и я заскочил обратно в катамаран. Так я спасся. Подал бы руку секундой позже — всё.
— После таких происшествий не пропало желание ходить в походы?
— Нет. И Стас потом сплавлялся, и я… Вернусь к тому случаю на Иуде. В тот вечер случилось ещё одно необъяснимое событие. Вечером мы разбили лагерь и уснули в грустном расположении духа. Ведь гондолу унесла река, и нам предстояло возвращаться домой, так и не пройдя весь маршрут. Наше путешествие терпело крах. А ночью мне приснился сон: я увидел, что под утесом справа от нашего лагеря лежит наша гондола. Проснулся я, было 4 утра. Вышел из палатки — небо черное, звезды огромные, как бриллианты. Подхожу к утесу, который мне приснился, смотрю вниз. И действительно, остатки нашей гондолы там лежат, внизу! Конечно, я стал кричать, наши все прибежали. Мы эти остатки вытащили, заклеили — и дальше поплыли, уже без происшествий.
— Вы до сих пор сплавляетесь?
— Нет, уже несколько лет, как перестал. Возраст уже подошел — мне 61 год, да и команды прежней нет…
Автор: Сергей Буянов
Источник: Инкараганда
Достаточно выпасть из плота, и у спортсмена остается всего один шанс из ста выжить. Переохлаждение, удары о камни, падение в «бочку» — причины могут быть разные, но результат один — гибель. Особенно щекочет нервы сплавщикам преодоление порогов — мини-водопадов. Преодолимыми считаются пороги до 4 метров высотой. Если препятствие выше, рухнувший сверху плот зарывается носом в «бочку» и переворачивается. «Бочка» — это бурлящее месиво из водных пузырей в месте падения воды. Оказавшийся здесь человек не может понять, где верх, где низ, и задыхается в водяном аду.
— Самыми первыми нашими плавсредствами были обычные плоты из связанных бревен, — рассказывает Василий Сергеевич. — На них мы прошли реку Абакан, что в Хакасии, на юге Красноярского края. Но использовать бревна тяжело и не везде возможно. Например, в верховьях рек, на высоте до 2000 метров, растут только карликовые деревья. Поэтому со временем мы стали делать плоты из автомобильных камер. А самые лучшие получались из камер от шасси самолета АН-24! Они мало весили и были удобны для транспортировки в горы. Но беда в том, что это плавсредство не позволяло увеличить скорость по отношению к скорости реки. То есть нельзя было идти быстрее воды. Поэтому со временем мы стали делать катамараны. Это две гондолы, соединенные между собой. На них сидят четыре человека, которые могут, как в лодке, грести веслом и получать положительную скорость по отношению к воде. На сложных участках это очень важно. Кроме того, в катамаране ты сидишь как вросший. Страховка приспособлена так, что в случае переворота ты в мгновение освобождаешься и выбираешься на свободу. Это очень важно, не дай бог запутаешься, когда катамаран перевернется!
— Ваши катамараны были промышленного производства?
— Сколько я занимался, у нас не видел ни одного промышленного катамарана. Но вот в Америке в прошлом году я наконец-то увидел заводской катамаран. Я долго стоял, гладил его как родного. А мы сплавлялись на самодельных катамаранах. Сами их клеили. Герметичную оболочку делали из детской клеёнки. Там целая технология!
Василий Портнов пришел в рафтинг из горного туризма, которым увлекся в студенческие годы. Истоптав Урал от Южного до Заполярного, он понял, что хочет больше эмоций.
И в 1974 году вместе с товарищами из спортивного клуба Карагандинского «политеха» совершил свой первый сплав по уральской речке Большой Инзер. Это была простейшая дистанция первой категории сложности. С годами росла сложность маршрутов. Пиком экстремальности стал сплав по реке Коксу, что в Джунгарском Алатау на границе с Китаем. Её порог с говорящим названием Иуда, известный всем рафтерам своим коварством, ближе всего подвел карагандинских спортсменов к той грани, которая отделяет жизнь от смерти. А ещё Иуда заставил Василия Портнова поверить, что Бог есть…
— Однажды мы пошли на реку Коксу, это высшая категория сложности по пятибалльной шкале, — вспоминает Василий Сергеевич. — Вообще, каждая половина катамарана имеет два отсека. На случай, если один лопнет, второй будет держать нас на воде. Но в тот раз мы решили взять катамаран полегче, только с одним отсеком. Чехол был тоже не особо надежным — из шелковой парусины. И мы за это едва не поплатились… Нас было четверо, я, как самый старший, всегда руководил, брал ответственность на себя. Вот и в этот раз хватаюсь за катамаран, кричу: «Ну что, стартуем?» И вдруг один из моих товарищей, Стас, говорит: «Сергеич, я боюсь. Я чувствую, что погибну»… А ситуация сложна тем, что нас четверо, это минимальный экипаж. Деваться некуда. Откажется он — всё, не сможем плыть и мы. Вся подготовка пойдет прахом, а ведь мы добрались чёрт-те куда — до китайской границы, до красного моста. Бросать всё не хочется! Постарался я парня приободрить: вперед, ничего страшного не произойдет! Смотрю, переборол он страх, двигается вместе с нами. И тут я повернулся, смотрю, веревка на земле лежит. Хорошая веревка, только непонятно, откуда взялась. Но разбираться времени не было, я её схватил, в карман сунул. Толкнул катамаран — и поплыли мы. Река ревет, Иуда впереди. Рухнули мы с него вниз — и у нас гондола на этом Иуде лопнула. Кошмар! Начали мы выбираться из воды кто как. Выскочил я на берег, со мной ещё один товарищ — Андрей Башкиров. А те двое ушли с катамараном вниз по реке. Мы бегом за ними, кричим: «Держитесь!» И вдруг я вижу — катамаран расклинило между камнями прямо посередине реки. С моей стороны очень мощный шестиметровый поток. Зелёная нефритовая река, несущаяся с огромной скоростью. Ребята наши зацепились за катамаран и висят в ледяной воде, кричат: «Сергеич, спаси!» Тут я увидел, что у Стаса лопнул спасательный жилет. Это значит, что счет пошел на минуты. Скоро он выбьется из сил — и всё… Вы знаете, вот здесь меня прошиб страх за его жизнь. Я подумал, бог ты мой, ведь мне их нечем спасать. Вокруг только голые скалы. И тут я вспомнил про веревку, которую подобрал на берегу. Размотал её, стал камень какой-нибудь искать. Тут в заднем кармане у меня вдруг оказался (как кто-то подложил) чабанский нож. На его рукояти есть петля, я привязал веревку к ней. Выдернул парней на берег. А Стас к тому моменту был уже весь синий — переохладился. Мы вспомнили старый способ спасения в таких случаях. Он гласит, что для спасения замерзшего человека надо всем живым раздеться и прижаться голым телом к пострадавшему. Мы с Андреем быстренько разделись, Стаса раздели, поставили на ноги и зажали между собой. Это было страшное ощущение. Как будто волны холода от него стали заходить мне прямо в сердце, и в сердце возникли очень сильные боли. Мы держались, сколько могли, потом прижались к нему спинами. При этом разговаривали с ним, надеясь услышать ответ. В какой-то момент увидели, как он стал немножко отходить. «Стасик, Стасик, двигайся!» — кричим. Растолкали его, и холод от него перешёл к нам. Мы замерзли, у меня сердце как будто окоченело. Зато Стас вдруг начал говорить. Мы ему спиртяшки чуть-чуть налили — он окончательно пришел в себя. Так и спасли его благодаря той самой веревке, которую неизвестно кто мне подложил.
— Вы потом со Стасом его предчувствие смерти не обсуждали?
— Мы забыли этот случай. Потому что надо уважать и любить друг друга. Команда — это люди, которые в случае чего спасут тебя. Меня самого однажды спас Саша Лингерт. Это было на реке Пыжа в Горном Алтае в 1988 году. Мы шли по реке, она очень сложная. Получилось так, что когда мы входили в каньон, меня выбило из катамарана. А в каньоне очень узко, и меня зажало между катамараном и стенкой. Если бы мне распороло жилет — всё, это смерть. Но как раз в то мгновение, которое меня отделяло от гибели, Саша подал мне руку, поддернул, и я заскочил обратно в катамаран. Так я спасся. Подал бы руку секундой позже — всё.
— После таких происшествий не пропало желание ходить в походы?
— Нет. И Стас потом сплавлялся, и я… Вернусь к тому случаю на Иуде. В тот вечер случилось ещё одно необъяснимое событие. Вечером мы разбили лагерь и уснули в грустном расположении духа. Ведь гондолу унесла река, и нам предстояло возвращаться домой, так и не пройдя весь маршрут. Наше путешествие терпело крах. А ночью мне приснился сон: я увидел, что под утесом справа от нашего лагеря лежит наша гондола. Проснулся я, было 4 утра. Вышел из палатки — небо черное, звезды огромные, как бриллианты. Подхожу к утесу, который мне приснился, смотрю вниз. И действительно, остатки нашей гондолы там лежат, внизу! Конечно, я стал кричать, наши все прибежали. Мы эти остатки вытащили, заклеили — и дальше поплыли, уже без происшествий.
— Вы до сих пор сплавляетесь?
— Нет, уже несколько лет, как перестал. Возраст уже подошел — мне 61 год, да и команды прежней нет…
Автор: Сергей Буянов
Источник: Инкараганда
Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram
Смотрите также
Казахстанец привлек внимание Неймара, или Кто такой новая звезда киберспорта Данил «molodoy» Голубенко1
Прогноз на Austin Major от экспертов 1XBET
1xBet признан «Лучшим оператором казино 2025»
1XBET проведет пабстомп финала Starladder Major в Алматы
Комментировать могут только авторизованные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь
- 19 декабря, 2025
- 14:00БиатлонНазван состав сборной Казахстана по биатлону в мужском спринте на этапе Кубка мира
- 12:01ДругиеЛидер сборной Казахстана вышел в 1/8 финала международного турнира по бадминтону в Астане
- 10:22БиатлонКазахстанские биатлонистки выступили в спринте на этапе Кубка мира
- 01:01Фигурное катаниеЛучший фигурист Казахстана заявил о проблемах после Гран-При
- 18 декабря, 2025
- 19:04Лыжный спортКазахстанские спортсмены выступили на этапе Кубка Европы по фристайл-акробатике
- 16:20БиатлонТри казахстанских биатлонистки выступят в спринте на этапе Кубка мира
- 14:33Фигурное катаниеОпределились победители и призеры чемпионата Казахстана-2025 по фигурному катанию
- 17 декабря, 2025
- 20:52Фигурное катание
Озвучена дата возвращения Камилы Валиевой - 11:45ДругиеВ Казахстане стартовал международный турнир по бадминтону
- 11:45Фигурное катание
Новый вундеркинд из России вынесла вердикт Камиле Валиевой - 16 декабря, 2025
- 03:01Шахматы
В России наказали сменившего гражданство спортсмена - 00:34ФехтованиеКазахстанский саблист выиграл этап Кубка мира в Германии
- 15 декабря, 2025
- 16:05Лыжный спортКазахстанские лыжники выступили на этапе Кубка мира в «десятке»1
- 11:44БиатлонКазахстанцы выступили в эстафете на этапе Кубка мира по биатлону в Австрии
- 11:31ШахматыБибисара Асаубаева сыграла с трехкратной чемпионкой мира на турнире за миллион долларов






