SPORTS.KZ
Sports.kz
Дата от   до
17 сентября 2012 (17:06)

Cергей Волгин: Жизнь тренера после отставки

Cергей Волгин: Жизнь тренера после отставки

В сентябре 2010 года с должности главного тренера алматинского «Кайрата» был отправлен в отставку Сергей Волгин. С той поры прошло уже два года, а грамотный 52-летний специалист до сих пор не работает.

О том, почему — он рассказал корреспонденту «Sports.kz». Но начали разговор мы с детства замечательного футболиста.

Брат за брата


— Сергей Васильевич, как начинался ваш путь в футбол?
— В родном для меня городе — Алма-Ате. Жили мы на углу улиц Болотникова и С. Ковалевской. В школе № 96 я «пропадал» на спортплощадке. На выбор футбола, конечно, повлиял мой старший брат Виктор, который в 60-е годы уже играл за команду АДК. Первым тренером был Александр Иванович Малышев, со мной работали также Владимир Алексеевич Котляров и Борис Брониславович Лях. Именно благодаря этим специалистам я и состоялся как футболист.

Мечты сбываются


Мой дебют в команде мастеров состоялся в клубе «Чкаловец» из Новосибирска в 1978 году, потом был «Уралец» (Уральск) — это вторая лига чемпионата СССР. А приглашение в «Кайрат» — мечта в то время для любого футболиста из нашей республики, — сбылась не сразу. Сначала мне пришлось отслужить срочную службу в армии, играя за талдыкорганский «Жетысу». Так что полноценно заиграл я в любимой команде лишь в 1984 году при Леониде Константиновиче Остроушко. Жесткий был тренер, я бы даже сказал — с диктаторскими методами управления. Он огромное внимание уделял дисциплине — и в игре, и в быту. А пробиться в основной состав «Кайрата» в линии полузащиты в те годы было непросто, ведь конкурировали и боролись за места в основе высококлассные хавбеки Курбан Бердыев, Сергей Ледовских, Владимир Никитенко, Вахид Масудов, Антон Шох и Фанас Салимов!

Cергей Волгин: Жизнь тренера после отставки

Попасть на первую полосу еженедельника «Футбол-Хоккей» — это достижение!


Спартаковская эпопея


— Но Ваше место в основе не вызывало сомнений, а голы Волгина помнят до сих пор!
— Да, тот домашний матч с московским «Спартаком» в 1985 году в памяти останется навсегда. Мы сыграли вничью 4:4, а я сделал хет-трик. Забил еще и четвертый «трудовой» гол, но его почему-то не засчитали.

Cергей Волгин: Жизнь тренера после отставки
Сергей Волгин в матче против «Спартака» оформил хет-трик


— В следующем сезоне 1986-года Вы получили приглашение от великого тренера Константина Ивановича Бескова перейти в «Спартак»…
— Да, хотя в Москве я отыграл лишь первый круг. Много причин, почему не удалось закрепиться в «Спартаке». Это и борьба за место в основном составе, и психологические моменты. Клуб совершенно другого уровня мотивации. Да и переход в те годы в другую команду в целом давался нелегко, ведь здесь оставались родители, жена с сыном… Знаете, тогда понятие патриотизм, преданность своему клубу были подлинными ценностями, а не пустыми словами. Это сейчас — закончился у футболиста контракт, и он спокойно уезжает в другую команду.
В общем, вторую половину сезона 1986 года я играл уже в «Кайрате», и добились мы тогда наилучшего результата в истории — заняли седьмое место в высшей лиге чемпионата СССР. Сейчас игроки не верят, что на трибунах Центрального стадиона Алма-Аты собиралось по 30 000 болельщиков, буквально яблоку негде было упасть, люди сидели в проходах! Даже когда команда выступала в первой лиге, на игры ходило по 20 000 человек.

От Запорожья до Воронежа


— В каких клубах еще Вы играли?

— В 1989 году перешел в «Металлург» (Запорожье), с которым год спустя вышли в высшую лигу. Потом — развал СССР и первый чемпионат Казахстана в 1992-м отыграл дома. Потом получил приглашение из России и три сезона выступал в «Текстильщике» из города Камышин. Мало кто вспомнит тот клуб, а мы завоевали четвертое место в российском первенстве и выступали в Кубке УЕФА. Завершил игровую карьеру я в воронежском «Факеле» в 1996 году после тяжелой травмы — разрыва крестообразных связок и не слишком удачной операции.

С Павловым, Шалимовым и Слуцким


— А Ваша тренерская деятельность когда и как началась?
— Вообще, я готовился к роли наставника, и мне было даже не важно, на каком уровне тренировать — детей или команду мастеров, просто чувствовал, что это — мое, жизни без футбола не представляю. Но сначала я долго и мучительно восстанавливался после травмы и операции, прошло полтора года. А в 1999 году получил приглашение от Сергея Александровича Павлова, под руководством которого играл в «Текстильщике» Я должен был работать с дублем «Сатурна» из Раменского, однако в итоге вместе с Владимиром Шевчуком стал помощником Павлова в главной команде.

— Сергей Павлов — какой он тренер?
— В первую очередь — истинный фанат футбола. В Камышине, городке с населением всего 120 тысяч человек, он создал классный клуб. Наш «Текстильшик» собирал полные трибуны, а если вспомнить, как бились на равных с французским «Нантом» в Кубке УЕФА… Жаль, что после банкротства текстильного комбината распалась и команда. А Павлов — прекрасный тренер-мотиватор. Не скажу, что он жутко ругался, но мог вставить по полной программе и зажечь футболистов. Еще будучи футболистом, я запомнил установки на игру Сергея Александровича. Приходил на них вялым, а по завершении готов был рвануть на поле и воплощать в жизнь идеи тренера. Уже с «Ураланом», помню, «горим» после первого тайма во Владикавказе в матче с «Аланией» — 0:2. Павлов в раздевалке грохнул бутылкой с водой о пол, да так, что брызги вокруг по стенам! Тренер произнес пламенную речь, и во втором тайме команда летала по полю, выиграв в том матче
— 3:2.

— А когда Вы перешли в «Уралан»?
— В 2001 году, опять получив приглашение от Павлова, хотя и в «Сатурне» новый главный тренер, бывший игрок московского «Торпедо» Владимир Юрин, на меня рассчитывал. Но с Сергеем Александровичем у меня сложились особенные отношения, и я пошел за ним. До сих пор держим связь, 16 сентября поздравлял Саныча с днем рождения.

— Что из себя тогда представлял «Уралан»?
— Команда вылетела в первую лигу, а по итогам сезона удалось решить задачу возвращения в Премьер-Лигу.

— Что можете сказать о президенте Калмыкии Кирсане Илюмжинове?

— Очень эрудированный человек. К команде относился хорошо, не пропускал ни одного домашнего матча в Элисте и всегда заходил в раздевалку и разговаривал вежливо и по-доброму. Часто бывал и на наших играх в Москве. Помню, в Лужниках мы обыграли «Спартак» — 2:1, так Кирсан Николаевич радовался как ребенок.

— А в тренерском штабе этой команды, Сергей Васильевич, какие обязанности Вы выполняли?
— Проводил анализ технико-тактических показателей футболистов. На мне были тренировки с игроками, не попавшими в основной состав. Мне ведь довелось поработать в «Упалане» и с Игорем Шалимовым, пришедшим в клуб главным тренером, а помощником у него был тогда Николай Писарев.

— Чем интересен был Шалимов?

— При нем тренировки изменились. Игорь Михайлович, поигравший в итальянском чемпионате, ввел их методику. В команде появился тренер по физподготовке из Италии. Во всем прослеживался научный подход — футболисты работали с пульсометрами. Много интересного я для себя почерпнул.

— У Шалимова снобизма не было?
— Нет, абсолютно. Нормальный человек, как и Николай Писарев, который был спортивным директором. Когда оба вставали в квадрат, то игровое мастерство сразу ощущалось. У меня с ними сложились нормальные отношения. Однако в 2003 году «Уралан» опять вылетел из Премьер-Лиги, и Илюмжинов назначил на должность главного тренера Леонида Слуцкого, который ранее работал с дублем. В сезоне-2004 мы стали строить команду с прицелом на будущее, да и в чемпионате шли удачно. Однако летом у «Уралана» возникли финансовые проблемы, почти всех футболистов после первого круга распродали. Что говорить, если однажды на игру в Брянске в составе у нас вышло 8 человек. Ушел и Леонид Слуцкий, его пригласили в ФК «Москва». Я дождался расчета по окончании сезона и тоже уехал.

Сначала был в шоке


— Затем последовало приглашение в Казахстан. Как это случилось?

— Еще в декабре 2003 года меня звал в «Тараз» Евгений Веретнов. Однако я уже имел обязательства пред «Ураланом» и Леонидом Слуцким, мы уже отработали первый сбор. А в ноябре 2004-го мне позвонил Аскар Кожабергенов, тогда из павлодарского «Иртыша» ушел Дмитрий Огай. Я встретился с акимом области, где мне озвучили бюджет клуба. Хотя, честно говоря, я тогда еще не понимал этой суммы, да и важнее для меня было реализовать свои тренерские идеи. Правда, ушел Аскар Кожабергенов, и директором клуба назначили одного далекого от футбола бизнесмена. Когда на эту должность пришел знакомый мне еще по «Кайрату» Александр Гончаренко, стало полегче.

— И как Вам показался чемпионат Казахстана?
— Признаюсь, после первого сезона был в шоке. Понятно, что в России тоже не всегда все было честно, но в Казахстане вообще все было шито белыми нитками.
Потом, конечно, поостыл — относился к происходящему уже философски. «Иртыш» был хорошей командой, костяк из своих воспитанников, да и я пригласил из «Уралана» ряд футболистов. В 2005 году клуб занял 5 место, затем — 6-е и в 2007-м — 4-е.

— Почему уехали из Павлодара?
— Три года получились очень напряженными, настало, наверное, время сменить обстановку. Порой на финише чемпионата, когда в расстановку команд в турнирной таблице активно вмешивался административный ресурс, посещала даже мысль: «А роль тренера тут вообще имеет смысл?» Хотелось даже взять паузу для передышки, но в 2008 году последовало приглашение в «Атырау».

— Там у Вас дела не пошли?
— Команду надо было выстраивать заново на 90%, а регион своеобразный, я бы сказал — тяжелый, и не каждый футболист туда хотел ехать. А еще аким города действовал оригинально — у команды вот-вот начнется тренировка, а меня вдруг вызывают в кабинет высокого начальника.

— Об этом в российских СМИ рассказывал поработавший в «Атырау» Сергей Андреев, вспомнив «добрым» словом Акима Акимовича — так он назвал этого босса. А как Вы расстались?
— У команды не было желаемых результатов, а контракт расторгли по обоюдному согласию. Второй круг я работал в первой лиге — в каскеленском «Карасай-Сарбаздары». Из тех ребят сейчас многие играют в Премьер-Лиге.

«Кайрат» собирал с нуля


— И вот последовало приглашение в «Кайрат», чьи перспективы тогда, в конце 2008-го, были весьма туманными?
— Действительно, команды, как таковой не существовало, да и непонятно еще было — где будем играть. А при нашем дефиците набрать квалифицированных футболистов — дело весьма непростое. Но под первую лигу это сделать удалось. И задачу возвращения в высший дивизион мы решили, не скажу только, что легко.

— А к сезону-2009 Вам вновь пришлось формировать новую команду. Голкипера Ненада Эрича ведь Вы пригласили в Казахстан?
— Да, я понимал, что надо «плясать от печки» — строить команду от обороны: вратарь, пара центральных защитников и центральный хавбек — это основная ось. А дальше уже можно было латать дыры. Квалификация Эрича видна была сразу.

— Тогда же Вам не удалось заявить форварда Антона Землянухина. Почему?
— Я хотел видеть Антона в команде. Стоимость его годовой аренды была 10 000 долларов, и я собрал эту сумму в долг у других казахстанских тренеров, находясь на сборе в Турции. А потом мне заявили, что у Землянухина какие-то проблемы с документами. Я не такой дока в этих вопросах, может быть, и поверил, если бы форварда не заявили за «Тараз».

— Это стало первой трещиной в отношениях с администратором «Кайрата» и Вашим первым тренером Александром Малышевым?
— Наверное. Потом последовал злополучный выезд в Тараз, когда футболисты отказались заселяться в предложенную гостиницу. Помню, как в шесть утра мы с вещами пешком шли в нормальный отель, где останавливаются все команды Премьер-Лиги. Настроение сложно передать словами. А ведь это все сказывалось на игре.

— А еще копились долги по зарплате футболистов?
— Да, Вы помните, что дело дошло до писем в СМИ. А когда команду выселили из «Баганашыла», вообще сбрасывались, чтобы снимать квартиры. На развалившейся базе жить было невозможно. Со всеми этими проблемами мотивировать игроков на тренировки и матчи, поверьте, было крайне сложно.

К отставке отнесся спокойно


— Отставку как Вы восприняли?
— После поражения от «Жетысу» уже все понимал, а потому отнесся спокойно. Хотя убежден, что прописку в Премьер-Лиге «Кайрат» сохранил бы и при мне.

— Согласен, тем более, я стал свидетелем, когда после завершения чемпионата кайратовские сербы Эрич, Тркуля и Джурджевич пригласили Вас, чтобы тепло попрощаться с уже бывшим тренером.

— Я всегда выстраивал отношения с футболистами с профессиональной точки зрения. Конфликты возникали только в том случае, если игрок начинал, мягко говоря, филонить.

Cергей Волгин: Жизнь тренера после отставки
Теперь в объективы телекамер Сергей Волгин попадает редко


— За эти два года предложения от казахстанских клубов поступали?
— Нет. Рассчитывал поработать в России, но у Сергея Павлова не сложилось во Владивостоке, а Леонид Слуцкий в конце прошлого сезона написал заявление об отставке. Президент ЦСКА Евгений Гинер его не подписал. С Леонидом Викторовичем мы общаемся. Интересно, что раньше он Гинера если не боялся, то, можно сказать, что авторитет президента клуба давил на тренера. А теперь ситуация изменилась — Слуцкий сбросил этот психологический груз и чувствует себя уверенно. Да и высказывания ветеранов клуба, как, например, недавно Владимира Пономарева, в адрес тренера теплые. Есть только сложности с фанатами ЦСКА. Но у Слуцкого хорошие отношения с Романом Абрамовичем, и предложение поработать в «Челси» он получал.

— Как живет Сергей Волгин после отставки?
— Нормально, ничего смертельного ведь не произошло. Хотя адекватно понимаю, что определенный тонус я потерял. Вообще, не пропускаю ни одного матча в Алматы, да и сам играю за ветеранскую команду.
Автор: Андрей Лицов Фото: Эдуард Гавриш, Дендербай Егизов sports.kz

Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram

t.me/allsportskz

Смотрите также

Комментарии

Сделать ставку
Комментировать могут только авторизованные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь

Статистика


Опрос

Стоит ли урезать бюджеты казахстанским футбольным клубам?

Наверх