SPORTS.KZ
18 сентября 2009 (10:18)

Две стихии Диаса Омарова

В Алматы прошел турнир на призы Диаса Омарова по мини-футболу среди журналистов. Наши коллеги в течение каждого сезона встречаются по несколько раз, в том числе и в традиционном майском мемориале Сейдахмета Бердикулова. Но призы известного в прошлом игрока алма-атинского «Кайрата» и самого узнаваемого в стране телевизионного комментатора они разыграли впервые. Сегодня виновник футбольного торжества — гость нашей редакции.

— Диас Ильясович, сколько же вы лет в футболе?

— А это смотря что брать за точку отсчета. Помню, в 1947 году отец меня впервые взял на футбол. Впечатления были ошеломляющие: мы узкими улочками подошли к стадиону «Динамо», а там простор, зеленое поле, высоченные тополя вокруг! Футболисты били мяч выше этих тополей, разве ж такое можно забыть? Играли динамовские команды Алма-Аты и Риги. И после этого я уже сам стал бегать с мячом во дворе. А чаще стоять в воротах приходилось, когда мой отец иногда выходил со мной и проверял сыновью прыть и реакцию. В футболе мне нравилось все: и отражать удары, и самому забивать.

А однажды на стадионе «Медик» нас, ребят с улицы, собрал прекрасный тренер Алексей Григорьевич Козелько. Разбил новобранцев на две команды и провел двухстороннюю игру. У соперников два гола забил Тимур Сегизбаев, в нашей команде столько же — я. Получилась боевая ничья — 2:2. Вот так Козелько записал нас в свою секцию. Мне тогда было лет 14–15.

Но ближе было добираться до стадиона «Динамо», и однажды я перешел к тренеру Григорию Петрову. Алексей Григорьевич обиделся, показывал мне список своих игроков, в котором была и моя фамилия. Но после «Динамо» я, как подающий какие-то надежды, попал на первые сборы в «Кайрат».

— Сразу в основную команду?

— Нет, конечно. Сборы проходили в городе Чкаловске Ленина­бадской области, а затем меня с молодежной командой повезли в первую поездку — Красно­турьинск, Свердловск, Молотов (нынешняя Пермь)… А уже на следующий год, в 1959-м, состоя­лась первая зарубежная поездка «Кайрата» — в Корейскую Народно-Демократическую Республику. В состав главной команды нашей республики были включены многие молодые игроки — Тимур Сегизбаев, Сайлаубек Есимбеков, Бек Бекбосынов, Диас Омаров… Ну, а когда ещё через год «Кайрат» получил место в классе «А» всесоюзного чемпионата, нас с Робертом Анторяном поставили на одну ставку в размере 1 600 рублей, мы её делили пополам.

В «Кайрате» я играл до 1966 года, но где-то в середине того сезона меня на радио переманил Петр Аркадьевич Деражинский.

— С футбольного поля — в комментаторскую кабину?
— Так получилось. В основном составе «Кайрата» я поиграл мало, хотя в дубле был довольно результативным игроком. Приглашали в Караганду, а один из братьев Ченцовых специально приезжал в Алма-Ату, чтобы сагитировать меня перебраться в омскую команду. Мне было двадцать пять с половиной лет, тогда играли максимум до тридцати, а в 27 уже считали «стариком». И когда Деражинский предложил попробовать свои силы на радио, мне это показалось очень интересным. Будучи ещё игроком, поступил на факультет журналистики, из всех кайратовских поездок посылал письма с отчетами о наших матчах и телеграммы в алма-атинские газеты. Кстати, такие депеши в «Казахстанской правде» получал и Григорий Аксельрод. Он обрабатывал их соответствующим образом и публиковал. С припиской: «Наш специальный корреспондент Диас Омаров передает из…». Часто писал отчеты в республиканскую газету «Спорт». Допустим, играем в пятницу в Вильнюсе, вечером отписываюсь, посылаю авиапочтой письмо, а в понедельник утром спортивный журналист Булат Бисопанов уже получает это послание и ставит мой отчет в завтрашний номер газеты. Так интересно было, тем более что мое сотрудничество с прессой поощрял старший тренер «Кайрата» Николай Яковлевич Глебов: я ведь ещё писал в стенгазету, и наш наставник был доволен, что игрок Диас Омаров совершенствовался в республиканской периодике.

Вот под грузом таких веских доводов я принял предложение Петра Деражинского и с футбольного поля «улетучился» в эфир.

— Несколько десятилетий в этом эфире, перед глазами вся самая интересная история казахстанского спорта, работа на Олимпийских играх 1980 года в Москве. Где вы все же больше свой — в футболе или журналистике?

— На ветеранских футбольных турнирах мне вручают призы как самому возрастному игроку. Совсем недавно в Шымкенте на соревнованиях, посвященных памяти игроков разбившегося 30 лет назад в авиакатастрофе «Пахтакора», получил очередной конвертик, обойдя на шесть прожитых лет ташкентца Вячеслава Солохо. Отмечают и во время турниров среди журналистов. Так что я ни там, ни здесь не чужой.

— А как восприняли предложение провести турнир Диаса Омарова?
— Нормально воспринял, попросил только об одном — чтобы соревнования были чисто журналистскими. Понятно, что в СМИ много бесценных работников — охранников, водителей и так далее, но хотелось бы на этот раз обойтись без скандалов и подставок. Мне польстило то обстоя­тельство, что, помимо турниров легендарных Тимура Сегизбаева, Сергея Квочкина, на которых я часто бывал, у нас родился и новый, который, возможно, станет традиционным. И рад, что мне, «ветерану двух войн» (для футболистов я всегда был журналистом, для журналистов — футболистом), оказана такая честь.

— А в турнире на призы самого себя вы сыграли?
— Обязательно. В первый день выходил в составе команды «Хабар», но потом был заменен на более молодого коллегу.

…Нам остается только назвать победителей и призеров турнира Диаса Омарова. Первое место в пилотном проекте заняла команда «КТК-«Караван», выигравшая в финале у коллег с телеканала «Казахстан» со счетом 2:1. Медали за третье место получили футболисты НТК, в серии пенальти переигравшие газетчиков из «Про-Спорта».
Поделиться

Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram

t.me/allsportskz

Смотрите также

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь
    Больше новостей

    Статистика


    Опрос

    Оцените уровень сборной Казахстана по футболу?

    Наверх