«Бронзовые бедуины» из Казахстана

Две недели в Южной Америке проходил престижнейший ралли-рейд «Дакар»-2012, и когда все труднейшие километры Аргентины, Чили и Перу остались позади, мир чествовал лауреатов этих невероятных испытаний. В классе грузовиков настоящую сенсацию сотворили члены экипажа «Астаны» — пилот Артур Ардавичус, штурман Алексей Кузьмич и механик Нурлан Турлыбаев: на КамАЗе они заняли третье призовое место.
— Уезжая на «Дакар» из столицы Казахстана, мы от своих спонсоров получили задание «без медалей домой не возвращаться», — рассказывает Артур Ардавичус. — Сегодня бренд «Астана» знают не только в Казахстане, но и во всем мире. 300 миллионов телезрителей — такая огромная аудитория видела наш грузовик на трассе «Дакара», 154 телекомпании в 54 странах освещали ход соревнований, за эти дни грузовик «Астаны» был показан крупным планом более 180 раз. Это вызывает гордость, это приятно.
Рулевой нашей команды рассказал о своих партнерах, которые на финише гонки получили такие же, как и сам Артур, золотые статуэтки «Золотой бедуин»:
— Хочу особо поблагодарить Нурлана Турлыбаева. Он два месяца находился на заводе «КамАЗ-Мастера» на сборке автомобиля, считай, своими руками его собрал, проверял и фиксировал все ответственные узлы. В 2011 году мы с Нурланом проехали один этап чемпионата России и ралли «Шелковый путь», и Турлыбаеву казалось, что «Дакар» — это что-то среднее между этими двумя гонками и ничего там сложного не будет. В Америке этот скромный и немногословный парень проделал просто великую работу. Он ежеминутно снимал все показатели с бортового компьютера и регулировал наше движение. Это целая наука, и Нурлан со своей задачей прекрасно справился. Мы долго, в течение года, искали такого механика, с которым можно пройти этот трудный путь, даже в газетах писали, что команда ищет специалиста для участия в «Дакаре». Из многих претендентов на вакантное место высокую квалификацию подтвердил только Турлыбаев, и мы в нем не ошиблись. А в Америке услышали, как этот по большей части молчаливый человек умеет… кричать. Особенно от страха, когда наш грузовик летел с бархана куда-то вниз или одним колесом зависал над пропастью. Мы-то к этому давно привыкли, а дебютировавший в «Дакаре» механик страху натерпелся вдоволь.
Россиянина Алексея Кузьмича я знаю лет пять, мы с ним проезжали не одну гонку. Это тот человек, который нам на «Дакаре» был нужен. К сожалению, такого уровня штурманов в Казахстане пока нет. Мы хотим готовить своих ребят, надеемся воспитать в республике штурмана высокого класса, но пока таковых нет, вынуждены привлекать специалистов из-за рубежа.
…В нынешнем супермарафоне команда «Астана» установила несколько индивидуальных рекордов. Она впервые за два года участия в этих гонках выиграла один из этапов «Дакара», впервые (правда, всего на день) возглавила общий зачет в классе грузовиков. С рекорда 1 января 2012 года и начала ралли-рейд, заняв на первом этапе пятое место. И это несмотря на то, что организаторы поставили нашу команду в очередь под 33-м номером!
Мы попросили Артура Ардавичуса прокомментировать выбранную тактику ведения борьбы.
— Политику ведения гонки у нас определял Марат Абыкаев, — признался пилот команды. — Это он анализировал наши результаты и показатели других команд, определял, кто с кем начинает битву за более высокие места и так далее. Первый день «Дакара» для нас был едва ли не самым важным. «Астану» поставили на 33-ю позицию, а это от лидеров очень далеко. Мы понимали, что на старте многие команды будут адаптироваться, привыкать к местным условиям, как говорится, раскачиваться. И вот тут нам нужно было рисковать. Мы рискнули, полностью выложились, за один этап нам удалось обойти сразу 28 экипажей и финишировать пятыми.
Все остальные 13 этапов мы соревновались в головной группе. Идти весь «Дакар» в таком спринтерском режиме, как на первом отрезке пути, — это катастрофа. Сложнейшие участки по 600 километров в день такого отношения к себе не простят, обязательно накажут. И потому нашей тактикой было стабильное поддержание высокого темпа, расчет своих сил и сил автомобиля на весьма продолжительное время, сведение риска к минимуму.
Журналистов интересовал и такой вопрос: будет ли команда «Астана» и в дальнейшем выступать в ралли-рейде «Дакар»? Пояснение на этот счет нам дал Марат Абыкаев:
— Окончательное решение по следующему году пока не принято. У нас есть желание участвовать еще в одной гонке — по классическому маршруту «Дакара». С финишем в столице Сенегала. В той гонке, которая проводилась 30 лет. Но сроки престижнейших рейдов в Африке и Латинской Америке почти совпадают, надо выбирать что-то одно. Повторяю, нам хотелось бы проехать Сахару, а, с другой стороны, в следующем году в американском «Дакаре» планируют добавить к дорогам Аргентины, Чили и Перу еще и горные участки в Боливии. Маршрут будет необычайно интересным. Куда поедем — пока не известно, но надеемся, наши спонсоры из «Самрук-Казына» и на этот раз нам окажут финансовую поддержку.
Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram
Смотрите также
За кого болеть на PGL Astana?
1xBet признан «Лучшим оператором казино 2025»
Казахстанец привлек внимание Неймара, или Кто такой новая звезда киберспорта Данил «molodoy» Голубенко1
Прогноз на Austin Major от экспертов 1XBET
- 6 декабря, 2025
- 21:11Конькобежный спортКазахстанская конькобежка стала третьей на этапе Кубка мира
- 19:56Другие
Казахстан выиграл второе «золото» ЧМ-2025 по таэквондо - 18:59Фигурное катание
Софья Самоделкина принесла Казахстану медаль турнира в Хорватии - 17:26Фигурное катаниеЛучший фигурист Казахстана закончил выступление в финале Гран-при
- 5 декабря, 2025
- 18:27Водные виды спорта
В Госдуме РФ отреагировали на переход чемпионки из Украины под флаг России - 16:26ГандболКазахстан уступил в четвертом матче на чемпионате мира по гандболу
- 4 декабря, 2025
- 20:30Фигурное катание
Софья Самоделкина неудачно стартовала на турнире в Хорватии - 18:48Другие
Казахстан завоевал вторую медаль на ЧМ-2025 по таэквондо - 17:10Фигурное катаниеЛучший фигурист Казахстана выступил в финале Гран-при
- 15:57ФехтованиеОбъявлен состав сборной Казахстана на Гран-при во Франции








