Автоудовольствие с примесью экстрима
В минувшие выходные в Капшагае состоялся Кубок Центральной Азии и Казахстана по классическому ралли на легковых автомобилях. Первая за последние восемь лет раллийная гонка стартовала на Старой площади Алматы, а дальше караван из 20 авто двинулся в окрестности Капшагая. Там, на диких и необкатанных дорогах, происходило действо, которое многим запомнится надолго.
В общей сложности участники преодолели за два дня около 125 км, которые были разбиты на спецучастки. Из двух десятков экипажей к финишу не добрались лишь четыре, сошедшие с дистанции кто по техническим причинам, а кто – заплутав в степи. А вот участники из Узбекистана легко ориентировались на наших дорогах. Кстати, именно их «Жигули»-«копейка», почтенного вида, демонстрировали поразительную «силу воли»... Самой же старой среди машин оказалась «Субару Леон» 1985 года выпуска. Победителями в абсолютном зачете, а также в своем классе машин Р-12 стали Дмитрий Филонец и штурман Александр Маслаков. К слову сказать, это новые имена в отечественном автоспорте. Второй и последний в этом году этап Кубка планируется провести осенью в Ташкенте.
Свою историю победы на первом Кубке Центральной Азии и Казахстана корреспонденту «Литера» поведал Дмитрий Филонец.
ЛИТЕР-Неделя: Вы новички, но вам удалось стать лучшими. За счет чего?
Д.Ф.: Действительно, в дисциплине «автокросс» мы начали выступать только в августе прошлого года. Но недостаток в опыте – нас никто не обучал! – восполняют сплоченность команды и отличная машина.
ЛИТЕР-Неделя: То есть еще год назад вы были любителем?
Д.Ф.: Да. Просто хотелось очень быстро кататься, а в городе этого не сделаешь. Чтобы не практиковать автохулиганство и как-то легализовать свое желание, надо было срочно заняться каким-то видом автоспорта.
ЛИТЕР-Неделя: Разница между кроссом и ралли большая?
Д.Ф.: Ралли – это более серьезная дисциплина, здесь много факторов влияет на конечный результат: это и техника, и помощь штурмана, механиков, которые должны быстро обслужить машину. Главную роль играет слаженность всего коллектива. На эту гонку мы специально нанимали «техничку» и механиков.
ЛИТЕР-Неделя: Говорят, вы свою машину «Субара Импреза» STI усовершенствовали в Швейцарии?
Д. Ф.: Машина укомплектована только в этом году. Она действительно раллийная, собиралась на базе московского спортивного клуба. А затем была подготовлена в Швейцарии при участии ателье по группе N-4 «Томми Мякинен Рейсинг» во главе с трехкратным чемпионом мира по авторалли Томми Мякиненом. Машина соответствует мировым стандартам, то есть ее можно заявить на чемпионат мира в группе N-4. В Казахстане пока такой группы нет, национальный класс – это Р-12. Вообще, автомобиль куплен и усилен для участия в российском чемпионате, он практически всегда находится в России. Мы туда выезжаем за несколько дней до старта. В июле я участвовал под казахстанским флагом в ралли «Белые ночи». У нас был нулевой экипаж, то есть мы шли вне зачета, штурманом был россиянин. После Кубка Центральной Азии машина отправится в Россию. Там есть команда, которая будет готовить ее и обслуживать.
ЛИТЕР-Неделя: Здесь содержать машину не представляется возможным?
Д.Ф.: Нет, просто представьте: российский чемпионат – это восемь этапов, то есть почти каждый месяц проходят гонки. А у нас, в Казахстане, нынешнее ралли – только первая ласточка, что будет дальше, мы не знаем. В России гарантированно сможем отъездить чемпионские и кубковые гонки. Машина достаточно дорогая, она должна эксплуатироваться, а не простаивать. В России имеется хороший уровень ралли: если попасть в первую десятку, то это высокий показатель. Но опять-таки мы ездим туда за свои деньги. Будь у нас спонсор, то мы могли бы про- ехать где угодно, хоть на чемпионате мира.
ЛИТЕР-Неделя: Во сколько обходится содержание такой машины?
Д.Ф.: Бюджет средней российской команды с аналогичными авто, которая, к примеру, находится в пятерке рейтинга, достигает порядка 200 тысяч долларов в год. Деньги уходят на участие в соревнованиях, транспортировку автомобиля, работу механиков.
ЛИТЕР-Неделя: Какое осталось впечатление от этого старта?
Д.Ф.: Дороги наши, может, далеки от мировых стандартов и не со- всем подходят для таких автомашин, но в любом случае это положительное начало для развития ралли в Казахстане.
ЛИТЕР-Неделя: У вас возникали проблемы по ходу гонки?
Д.Ф.: Нет. На самом деле мы могли ехать намного быстрее, и машина нам это позволяла! Просто смысла не было полностью выкладываться, мы видели, что едем с большим запасом времени. Мы вложили в эту гонку много средств и еще больше – желания, поэтому у нас все получилось.
Единственный женский экипаж – Алия Акназарова и Айжан Кожирова – в своем классе Р-12 занял четвертое место.
ЛИТЕР-Неделя: Почему вы выбрали такой неженский способ проведения досуга?
А.А.: Может, некорректно такое сравнение, но зато понятно, – только не подумайте, что я заядлая картежница: если кросс – это покер, где включается в работу интеллект и можно блефовать, то ралли – это преферанс, где нужен четкий, грамотный расчет на двадцать шагов вперед. Скорости в ралли превосходят кроссовые. Контакт между гонщиками в ралли полностью исключен, а в кроссе его не избежать. Особенность ралли еще в том, что оно проходит по дорогам общего пользования. Здесь нельзя двигаться на большой скорости, чтобы не спровоцировать ДТП. Необходимо четко рассчитать время: во сколько ты вышел – и точно в свою минуту прибыть.
ЛИТЕР-Неделя: Предпочитаете расчет или риск?
А.А.: Если риск, то в разумных пределах. У всех должен быть какой-то страх и осторожность. Если гонщик бесстрашен, то он опасен как для себя, так и для окружающих. Главное правило: дойти до финиша и сохранить машину.
ЛИТЕР-Неделя: Как вы готовились?
А.А.: В течение двух недель с напарницей выезжали на эти участки. Нам показали нужные повороты. В степи легко запутаться, все повороты похожи один на другой. По выходным мы выезжали – «прописывали» трассу. Бывало, что завернем не туда, проедем два-три лишних километра, потом снова возвращаемся, заново отмеряем. Еще особенность в том, что трасса в течение двух недель сильно изменилась – ведь все спортсмены ездили по ней. А представьте, как ездят профессиональные раллисты, когда гонка длится две недели! Там вообще надо месяцами готовиться! Такие люди достойны большого уважения.
ЛИТЕР-Неделя: Какой из спецучастков показался самым сложным?
А.А.: Последний участок первого дня – длинный и выматывающий: там идет тонкая дорожка по насыпи, немного отклонишься влево или вправо – попадешь в большие вырытые ямы. Сложность еще заключалась в том, что у нас во время гонки сломалось переговорное устройство и мы друг друга не слышали. Нам приходилось объясняться «на пальцах», знаками, и как-то интуитивно справляться с ситуацией. Поворотов много, и запомнить их – нереально: можно двадцать раз проехать, но память от этого не лучше. Опытные раллисты говорят, что надо искать пометки – какие-то колючки, бугорки – и записывать.
ЛИТЕР-Неделя: Машина ваша личная?
А.А.: Когда-то я ее купила на собственные деньги. Сейчас у нас появился спонсор, который снимает большую часть нагрузок. Раньше, чтобы поменять какую-то деталь, сначала задумаешься, сколько это мне будет стоить, и понимаешь, что инвестиции краткосрочные, возможно, на одну гонку. Если посчитать, в год содержание моей «восьмерки», по самым скромным подсчетам – просто чтобы участвовать и не хватать звезд с неба, – минимум, 10–15 тысяч долларов. Более навороченные машины во много раз дороже.
ЛИТЕР-Неделя: Чем можно объяснить, что уже столько времени вы единственная дама на автогонках?
А.А.: Делали попытки многие женщин – преимущественно жены спортсменов, особенно когда я начинала. Но почему-то надолго задержаться не получилось. Айжан впервые участвует в таких соревнованиях, она согласилась стать моим штурманом, и это уже прорыв в мужскую среду. Штурман – это не значит, что ты просто сидишь. Так же страшно, а ответственности гораздо больше! Ведь штурман – мозг экипажа.
ЛИТЕР-Неделя: Айжан, что вас связывает друг с другом?
А. К.: Мы бывшие коллеги и давние подруги. Алия начала меня агитировать давно. Сначала просто рассказывала, затем я пошла на курсы экстремального вождения, потом меня пригласили на гонку в Ташкент, куда я так и не смогла попасть… В общем, Алия методично меня обрабатывала. Я не настолько увлечена машинами, но мне стало интересно, я тоже экстремал по духу. До сих пор очень обидно, что наше переговорное устройство сломалось и подготовка нескольких недель – впустую. Но осталась возможность подготовиться более основательно к следующим соревнованиям.
Марина ХЕГАЙ (фото автора), Алматы
Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram
Смотрите также
Казахстанец привлек внимание Неймара, или Кто такой новая звезда киберспорта Данил «molodoy» Голубенко1
Прогноз на Austin Major от экспертов 1XBET
За кого болеть на PGL Astana?
1xBet признан «Лучшим оператором казино 2025»
- 7 декабря, 2025
- 00:40Другие
Казахстан вошел в тройку лучших на молодежном ЧМ-2025 по таэквондо1 - 6 декабря, 2025
- 21:11Конькобежный спортКазахстанская конькобежка стала третьей на этапе Кубка мира
- 19:56Другие
Казахстан выиграл второе «золото» ЧМ-2025 по таэквондо - 18:59Фигурное катание
Софья Самоделкина принесла Казахстану медаль турнира в Хорватии - 17:26Фигурное катаниеЛучший фигурист Казахстана закончил выступление в финале Гран-при
- 5 декабря, 2025
- 18:27Водные виды спорта
В Госдуме РФ отреагировали на переход чемпионки из Украины под флаг России - 16:26ГандболКазахстан уступил в четвертом матче на чемпионате мира по гандболу
- 4 декабря, 2025
- 20:30Фигурное катание
Софья Самоделкина неудачно стартовала на турнире в Хорватии - 18:48Другие
Казахстан завоевал вторую медаль на ЧМ-2025 по таэквондо - 17:10Фигурное катаниеЛучший фигурист Казахстана выступил в финале Гран-при
- 15:57ФехтованиеОбъявлен состав сборной Казахстана на Гран-при во Франции
- 12:35БиатлонКазахстанские биатлонисты выступили в индивидуальной гонке на этапе Кубка мира
- 08:41Фигурное катание
Илья Авербух принял решение по Камиле Валиевой - 3 декабря, 2025
- 23:16Другие
Президент Токаев обратился к чемпиону - 20:06Другие
Казахстанец стал чемпионом мира по таэквондо












