SPORTS.KZ
Sports.kz
Дата от   до
19 ноября 2010 (10:35)

Адильбек Джаксыбеков: «Шторку не хватило удачи Хиддинка и Пайперса»

Адильбек Джаксыбеков: «Шторку не хватило удачи Хиддинка и Пайперса»

Финал Кубка Казахстана в Астане стал последним матчем 2010 года. Футбольный сезон официально завершен. Сразу же после окончания этой игры итоги сезона в разговоре с журналистами подвел президент федерации футбола Казахстана Адильбек Джаксыбеков.

В общем интервью «Времени», «Мегаполису», «Каравану», «Капиталу» и Sport&Ks первый человек казахстанского футбола оценил работу Бернда Шторка, рассказал о смягчении лимита на молодых игроков и признался, что топ-тренеры не горят желанием работать в Казахстане.

Михаил Васильев («Время»): Какие впечатления от финала, Адильбек Рыскельдинович?


— Я думаю, все видели — финал получился интересный, бескомпромиссный. Обе команды имели много моментов, обе команды достойны Кубка, но удача была на стороне «Локомотива». «Шахтер» даже жалко — команда два года подряд выходит в финал и проигрывает в последнем матче. И сегодня играли неплохо, но вот чуть-чуть не получилось в атаке. Думаю, этот матч — удачное завершение сезона. В целом и сезон получился удачным. Мы, болельщики, все видим, как бескомпромиссно шла борьба до последнего тура, неясно было, кто станет чемпионом, борьба была и за третье место — вот здесь «Локомотив» проиграл «Иртышу». Растет зрелищность, интерес к чемпионату. Наша главная задача — вернуть зрителя на стадиона, чтобы был интерес, была интрига. Считаю, что делаем мы это неплохо. Конечно, огорчила игра сборной, но футбол есть футбол. Уровень наших игроков пока недостаточен. Но в целом мы показывали в отдельных моментах довольно хорошую игру. Где-то не хватило удачи, где-то сил. В Австрии пропустили два гола в последние две минуты матча. Здесь бельгийцам судья не засчитал гол. Сколько смотрели повтор — никакого нарушения, обычный игровой момент. В этом эпизоде польский судья, на мой взгляд, проявил необъективность. И если бы не игра сборной, в целом сезон можно признать удачным. Сделан еще один шаг в развитии нашего футбола. Построена футбольная база для сборной, появляются новые футбольные поля. Руководство таких клубов как «Локомотив», «Шахтер», «Тобол», «Актобе», «Атырау», «Иртыш» делает все, чтобы повысить уровень своей игры. Думаю, если во всем чемпионате будет борьба, как в этой первой пятерке-шестерке, футбол от этого только выиграет.

Михаил Козачков (Sport&Ks): Вам, как болельщику, кого бы хотелось видеть на посту главного тренера сборной?

— Вряд ли наш бюджет и уровень сборной позволит пригласить того тренера, кого бы я лично хотел видеть в команде. А так мы надеемся, что подберем достойного специалиста. Шторк, на мой взгляд, сделал все необходимое в рамках своих задач. Единственное — ему как тренеру не хватило удачи, как у Хидинка, у Пайперса. Но он очень объективно, старательно, требовательно, принципиально подходил к своим обязанностям. Работал с тренерами, не боясь критики, открыл нам глаза на функциональные возможности, физическую подготовку игроков. Футболисты о нем очень хорошо отзываются. Может быть, сборная переросла его уровень. Или просто нужен новый специалист для нового этапа. Сейчас мы ищем такого человека. Но надо реально смотреть на вещи. Топ-тренеры к нам вряд ли поедут работать, даже если предложить им самую сумасшедшую зарплату. Это не уровень их амбиций. Поэтому нужен профессионал, который готов работать с растущей командой. Мы сейчас подыскиваем зарубежного специалиста, потому что нам нужен международный опыт, международная практика. Нужен человек, способный дать что-то новое нашему футболу.

Михаил Васильев: Бердыев, например.

— Бердыев в «Рубине» работает. Не знаю. Есть много других российских тренеров, которые не прочь взять сборную Казахстана и показать с ней все, на что способны. И это не ради денег. Согласитесь, можно пригласить любого тренера на любые деньги. Но даст ли это эффект?

Леонид Юрьев («Мегаполис»): Какова максимальная сумма, которую федерация готова платить новому главному тренеру? Миллион долларов в год, полтора?

— Как Шторку платили, так будем платить и новому тренеру. Вы знаете, сколько он получал? У нас больших возможностей нет. Поэтому подходить надо индивидуально.

Михаил Козачков: На Совете Лиги президенты клубов подняли вопрос о том, что неплохо бы смягчить лимит на молодых игроков, чтобы в следующем году за каждую играли не два футболиста младше 21 года, а один. Что вы думаете по этому поводу?

— Я думаю, что ничего менять не надо. Правило о двух молодых игроках приносит пользу, хоть вы нас за это и критикуете. Конечно, вы полагаетесь на мнение тренеров и президентов клубов. Но спросите у Байшакова, нужен ли лимит. Он ведь сам вышел из лимитчиков и дошел до сборной СССР. В те времена был специальный лимит для игроков коренной национальности до 17 лет. И все советские республики этому правилу следовали. Сейчас, конечно, тренеру или президенту лучше пойти к акиму и убедить его набрать дорогих футболистов, которые дадут результат быстрее. А ребятам из групп подготовок в командах места нет. Вот в мое время со мной играло много талантливых молодых ребят, но в футболе они не остались. Потому что была такая трансферная политика — игроков привозили со всего СССР, а местным было трудно пробиться. Даже здесь, в Целиноградской команде играли ребята, которые приехали черт знает откуда. Только в последние годы тут стали появляться казахстанские футболисты. И я считаю, что лимит — это правильная практики. Тем более, что к 21 году футболисты уже должны раскрываться. Это уже не мальчики, взрослые мужики. Роналду в 21 год уже был лучшим игроком планеты. Правильно? Почему президенты клубов и тренеры не хотят подбирать молодых талантливых игроков в своих регионах, а привозят их из других городов? Что это за подготовка? Так что я считаю, что правило о двух игроках надо оставлять. Но сейчас идет большой нажим как со стороны тренеров, так и со стороны президентов клубов, они приводят свои аргументы — например, что лимит надо смягчить для повышения зрелищности всего футбола. Поэтому совет лиги принял решение оставить на следующий год одного лимитчика. Я с советом согласился. Тем более, я работаю на общественных началах, и не могу тут в одиночку решать такие важные вопросы. Лично я считаю, что можно оставить двоих лимитчиков. За счет этого лимита у нас появились молодые таланты — тот же Хижниченко, тот же Остапенко, тот же Кукеев. Все они выросли благодаря лимиту. Так что теперь посмотрим, сколько вырастет игроков из нового лимита.

Леонид Юрьев: Адильбек Рыскельдинович, кого вы считаете лучшим футболистом Казахстана нынешнего сезона?

— Я считаю, неплохо сыграл Нурбол Жумаскалиев. Единственное, ему не повезло в играх за сборную — сколько моментов он не реализовал! А так я считаю, он один из лучших игроков чемпионата. Киров из «Локомотива» себя неплохо показал. И вратарь актюбинский Сидельников.

Михаил Козачков: У меня вопрос, волнующий всех алматинских любителей футбола — будет ли сборная Казахстана проводить матчи в самом большом городе страны?

— Там стадион пока еще не готов. Вот когда реконструкция закончится, этот вопрос будет решен положительно. Тем более, алматинская публика более подготовленная. Так что я думаю, в идеале неплохо бы разделить два матча на два города: один в Астане, второй в Алматы. Но не надо забывать, что в столице нам надо активней использовать новый стадион — для этого его и строили. Тем более, нам следует повышать уровень организации матчей. Знаю, что у болельщиков есть претензии. Мы сейчас работаем с местными властями в Астане, чтобы болельщикам было проще добираться до стадиона. Жаловались, что не все смогли попасть на игры даже с билетами. Это неправильно. Вот когда мы готовились к матчам с Бельгией и Германией, я лично договаривался с местными властями, чтобы автобусы с болельщиками останавливались как можно ближе к стадиону. Так что есть над чем работать. И мы будем стараться, чтобы наши болельщики были довольны.

Айдын Кожахмет («Караван»): За 20 лет независимости в Казахстане построен только один стадион. Вам не кажется, что это мало?

— Ну как один стадион? Вы не знаете и говорите. Все центральные стадионы в областях отремонтированы, уложен новый газон. В Караганде, Усть-Каменогорске, Таразе… Фактически, это новые стадионы. Конечно, вот такой как «Астана-Арена» один, чтобы новый, с нуля. Кроме того, у нас ежегодно строят десятки полей. Я считаю, надо дать точные данные — за этот год в стране появилось около 150 новых полей, плюс около 250 малых полей — игровых футбольных площадок. В Астане, например, по специальной программе строят футбольные площадки в каждом дворе. Есть поручение президента страны нацкомпаниям, областным акиматам — построить не менее 50 специальных спортивных центров, не только футбольных полей. Поэтому я бы не сказал, что у нас появился только один стадион. Да, такого класса, как «Астана Арена», только один. Но для нашего футбола это неплохо. Тем более, сейчас в Алматы закончится реконструкция, будет у нас два больших современных стадиона. А в Актобе разве плохая арена? Вы там бывали? Там отличный стадион. Специалисты приезжают, оценивают. Так что арены есть. Теперь результат нужен.

Леонид Юрьев: Год назад перед открытием Кубка Президента вы заявили, что федерация футбола раскроет свой бюджет, все цифры будут опубликованы на сайте ФФК. Почему это до сих пор не произошло?

— Почему не открыли? Я не знаю. Давайте вместе спросим. Саян! — Адильбек Джаксыбеков подзывает генерального секретаря ФФК Саяна Хамитжанова. — Почему мы бюджет на сайте еще не дали? Давай дадим! Я же говорил, что мы откроем. Значит, надо открыть.

— Все, хорошо. — Кивает Саян Хамитжанов.

— В течение нескольких дней это надо сделать. Там никаких секретов нет. Чтобы все основные расходы и доходы были указаны. Мы из этого никаких секретов не делаем. На самом деле у меня ведь должность общественная. Функционеры — вот они стоят. Три вице-президента, один генсек. А у меня — общественная роль.

Михаил Козачков: Можно сказать, что в целом вы довольны прошедшим сезоном?

— Честно — не очень. Все впечатление смазала игра сборной. Даже не игра — играли неплохо. Почему мы в свое время приняли решение отказаться от Пайперса? Я ездил, смотрел игры. Мы 0:6 проиграли России. 0:3 Хорватии. До этого — Черногории с таким же счетом. Все матчи подряд, я на них побывал. За пределы штрафной не выходили. Помню, Остапенко по воротам бил метров с 50–60, потому что к воротам не пускали. Вот такая игра была. Сейчас все-таки моментов больше. Не хватает реализации. Но смотреть не стыдно. Игроки проявляют бойцовский характер. Надеемся, что будет и результат. А развитием футбола в стране можно быть удовлетворенным.

Айдын Кожахмет: Вам не кажется, что у нас просто очень сильная группа?

— Ну конечно. Группа смерти. Даже Азербайджан для нас — сильнейший соперник. На нас будет настраиваться. Но это жребий. Так нам выпало. И надо учитывать, что очень сильная группа. Нет ни Андорры, ни Фарерских островов, с кем бы мы могли набирать очки. У России вон группа слабее.

Михаил Васильев: Но Россия была в первой корзине при жеребьевке.

— А мы попали из пятой. Азербайджан оказался ниже. Так что все соперники очень сложные. Но это тоже для нас опыт. В любом случае мы только начинаем свой путь, строим стадионы, поля. Восемь лет назад мы вступили в УЕФА, но после этого была притирка, не было возможности вкладывать такие средства в футбол. А сейчас мы растем.
Автор: Михаил Козачков Республиканская газета «Sport&Ks»

Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram

t.me/allsportskz

Смотрите также

Комментарии

Сделать ставку
Комментировать могут только авторизованные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь
Больше новостей

Статистика


Опрос

Стоит ли урезать бюджеты казахстанским футбольным клубам?

Наверх