Сергей Лаврененко: «Сейчас в велоспорте всё очень непредсказуемо»
Сергей Лаврененко — человек, судьбой которого стал велоспорт. Профессиональный велосипедист из Казахстана, с успехом выступавший как на треке, так и в шоссейных велогонках, Сергей Лаврененко после завершения карьеры велогонщика не оставил любимый вид спорта. Пройдя профессиональное обучение и получив диплом спортивного массажиста, он вернулся в велоспорт, в казахстанскую команду «Астана» в новом качестве. 7 лет Сергей Лаврененко помогает велогонщикам «Астаны» выступать на высшем уровне. Во многом благодаря его мастерству гонщики команды показывают высокие результаты, ведь восстановление их организма перед каждой велогонкой в прямом смысле находится в руках Сергея Лаврененко.
Разминка
— Сколько вам было лет, когда вы начали заниматься велоспортом, и как вы пришли к этому?
— У нас в городе Сарань была детско-юношеская спортивная школа,
её завуч — Галина Владимировна Бланкина, супруга главного тренера
по велоспорту Алексея Александровича Бланкина, ходила по школам
и набирала ребят, желающих заниматься велоспортом. В нашем классе
чуть ли не половина класса выразила желание записаться в секцию
велоспорта, да и с параллельных классов тоже было немало желающих.
В первые дни народа было много, потом потихоньку начали отсеиваться, и в итоге осталось не более 10 человек. Мы занимались весь учебный год, а на летние каникулы, как обычно, по родственникам разъезжались. Начался новый учебный год. Чем заниматься после уроков? Опять в велосекцию пошли. Так и затянуло в регулярные занятия велоспортом.
— Ваша специализация — трек, но в Сарани трека не было, как же вы стали трековиком?
— Несколько лет назад я разговаривал с моим тренером Виктором
Александровичем Бланкиным, и спросил его, кого он хотел из нас
вырастить — шоссейников или трекачей. Хотя в Сарани у нас была сильная
школа по шоссейному велоспорту. Он мне ответил так: «Вы были такие
худощавые, я думал, будете в горах хорошо ездить».
Через какое-то время после того, как мы начали заниматься, наша команда выехала на алмаатинский велодром, и мы приняли участие в первых соревнованиях. Мой брат-близнец — Александр Лаврененко, хорошо проехал, и его поставили на командную гонку с ребятами, которые были старше него на три года. Так нас и заметили тренеры на велотреке. На базе Школы высшего спортивного мастерства базировался велотрек, нас пригласили на летний сбор, с которого, по сути, и началась наша спортивная карьера.
— Сергей, в каких видах трековых гонок вам больше всего нравилось принимать участие?
— На треке, скажу честно, я себя чувствовал как рыба в воде. Я настолько
в него погрузился, особенно любил групповую гонку, которую многие
велосипедисты побаивались ехать. Те велосипедисты, которые только
начинали заниматься велоспортом на треке, опасались в ней участвовать,
потому что надо было правильно заезжать в виражи, а велосипед без
тормозов. Поэтому первоначально присутствовал какой-то страх. Но я вошёл
в такой кураж, что для меня эта гонка становилась больше похожа
на игру. В групповой гонке можно сделать всё, что хочешь, если
ты физически подвёл себя к старту и ты на ноге.
Когда чувствуешь себя превосходно, когда перед тобой стоит определённая задача, то гонка становится интересной, главное — правильно настроиться.
— Каким был ваш первый велосипед.
— Как у всех «Старт-Шоссе» и «Турист», на бортовках, на шоссе маленьких
детей ведь не выпускали, и мы ездили по бездорожью, по нашим степям
вокруг Сарани и Караганды, вокруг сопок. Сборы проходили в летних
лагерях.
— Были ли у ваших велосипедов какие-то прозвища, шутливые имена?
— Нет, но каждый велосипед был частью меня.
— Назовите три вида спорта для ваших рук и ног, которыми вы бы могли заняться если бы не велоспорт.
— Если исходить из того, что нам предлагали в спорт-школе Сарани, то —
это лёгкая атлетика, кстати, я поначалу неплохо бегал. Думаю, это
единственный вид спорта, если выбирать между велоспортом и чем-то ещё.
— Многие из гостей нашей «Олимпийской галереи» частенько называли плавание, как у вас обстоят дела с этим видом спорта?
— А вот жизнь научила (смеётся). Мы делали тренировочные сборы
на Иссык-Куле в Киргизии, там у нас был бассейн — всегда на 4-й
тренировке в день мы плавали по 1-1,5 км с нырянием, задержкой дыхания.
Иногда даже отдыхающие подходили и спрашивали: «Ребята, а вы пловцы?» — "
Нет, велосипедисты«, — отвечали мы. «Для велосипедистов вы неплохо
плаваете».
— Многие велосипедисты завершив профессиональную карьеру увлекаются триатлоном, у вас не появилось этого увлечения?
— Там нужно бегать, а сейчас бег — это не моё.
— На спортивных каналах любите смотреть трансляции соревнований?
— Да. Смотрю соревнования типа чемпионатов мира или Европы, вот сейчас
футбол как раз. Особенно нравится хоккей, я с детства обожаю смотреть
хоккей с шайбой.
— Что для вас как спортсмена в недалёком прошлом значат Олимпийские игры?
— Это самое престижное соревнование, в котором может принять участие
спортсмен. Каждый спортсмен стремиться попасть на Олимпийские игры,
и представить свою страну перед всем миром. К сожалению, существует
такая тенденция — «главное — не победа, а участие». Я так не считаю.
Каждый спортсмен должен настраиваться на результат на Олимпийских играх,
а не на простое участие.
— Вы участник двух Олимпиад. Давайте немного повспоминаем. Ваши
первые Олимпийские игры — в Атланте в 1996 году. Расскажите, как это
было, самые яркие впечатления.
— Тогда меня впечатлил масштаб проводимых соревнований. Сборные,
представляющие около 200 стран мира, приехали в Соединенные Штаты
Америки, мы все вместе жили в олимпийской деревне в Атланте. Признаюсь,
всё это немного давило, такая серьёзная ответственность лежала на нас —
представить страну на Олимпийских играх.
А от соревнований мне больше всего запомнилось то, что в групповой гонке я упал — это повлияло на результат (смеётся).
— Олимпийские игры-2000, Австралия, Сидней, что интересного произошло на вашей второй Олимпиаде.
— Если быть честным, сейчас, если бы мог вернуться назад в то время,
то провел бы свои тренировки и подготовку к Олимпиаде немного
по-другому. На тот момент у нас отсутствовала «подводка» к Олимпийским
соревнованиям. Нет, нельзя сказать, что она совершенно отсутствовала,
она была. Наша подготовка проводилась через шоссейные велогонки.
На шоссейных велогонках впятером-вшестером ехали, одного «подкидывали»
на результат. Готовились одной командой, а уже непосредственно
«подводка» к треку была другая.
— Самая дорогая и памятная медаль, кубок?
— В 1989 году, в Москве, 1-е место на Кубке Европы по юниорам (гонка
по очкам 50 км). И бронзовая медаль чемпионата мира по трековым
велогонкам среди профессионалов в 1995 году в Колумбии (гонка по очкам
50 км).
— Самая запомнившаяся велогонка?
— На шоссе — чемпионат мира 1995 года и многодневка Тур Тайчера
в Венесуэле. Кстати, эту велогонку мы ехали вместе с нынешним спортивным
директором «Астаны» Дмитрием Седуном, часто её вспоминаем. Если бы
тогда наши тренеры могли работать с нами, как сейчас с нашими
велогонщиками работают спортивные директора — направляют гонщика, дают
указания где атаковать, кого увезти, где притормозить — мы бы тогда
немало дел там натворили (смеётся).
— Если бы вы могли совершить еще только одну вещь (одержать ещё одну победу, то какую) в велоспорте?
— Я бы приложил все усилия и подвёл бы себя к очередным Олимпийским
играм. Сейчас, работая в команде Мирового тура, я вижу, как трековики
готовят себя через шоссе. В наше время тоже было так, готовились через
велогонки на шоссе, но с «подводкой» было смазано.
— Вы изрядно поколесили по миру. Какие страны понравились больше всего?
— Европейские страны. Когда-то они понравились своим порядком,
в последнее время они, к сожалению, меняются, не в лучшую сторону.
Австралия — неплохая страна.
Основная работа
— Вы — воспитанник «советской велосипедной школы», как сейчас
говорят. Новые технологии в велоспорте уже давно поменяли сам велоспорт,
но многие «наши» велосипедисты по-прежнему вспоминают именно те годы.
Как думаете, почему?
— Думаю, что у каждого человека, вне зависимости спортсмен он или нет,
период его взросления, когда он отрывается от родителей и начинает
делать самостоятельные шаги в своей жизни, и есть самое памятное время.
Те спортсмены, которые проходили спортивную школу Советского Союза, всё
равно с теплотой в сердце будут вспоминать то время, потому что другого
мы и не видели.
Попасть в сборную Казахстана, а из неё в сборную Советского Союза — это, во-первых, было престижно, во-вторых — это было признанием твоих спортивных качеств. Если ты попал в сборную Советского Союза и поехал на чемпионат мира — это означало одно — ты должен быть на пьедестале.
У меня четыре медали с чемпионатов СССР среди мужчин, я выигрывал Спартакиаду народов СССР и Кубок СССР. В то время это были серьёзные результаты. Заслуженный мастер спорта Казахстана, мастер спорта международного класса СССР. Два года был членом сборной Союза по велоспорту на треке, будучи 18-19-летним.
А потом, Союз распался и все остались в своих республиках. И началась борьба за выживания самого велоспорта, в каждой республике бывшего Союза со своими переменными успехами.
— Есть ли в современном велоспорте какое-то отличие от тех лет, когда на старт велогонок выходили вы?
— Сейчас в велоспорте всё очень непредсказуемо. Много падают, других
роняют, некоторые некорректно себя ведут в гонках. Даже исчезло
негласное правило, если лидер падает, надо ждать друг друга, чтобы
выиграть в честной борьбе. Сильно бросается в глаза отсутствие уважения
к лидеру.
— Какие, на ваш взгляд, технические новинки больше всего повлияли на велоспорт за последние 5-10 лет.
— То, что абсолютно все велосипеды стали карбоновые. Стали лимитировать
вес велосипеда. Это уже большой прогресс. И плюс — электроника,
переключение передач. Это настолько экономит время при переключении!
Мы как раньше ездили, монетки которые стояли на раме, «чик-чик» вверх-вниз, ещё смотришь вниз, чтобы цепь не дребезжала, а встала чётка на шестерёнку. А теперь просто лёгким нажатием пальчика переключаешься вверх или вниз. Очень удобно.
— У вас есть подобный велосипед?
— Нет, не такой. У меня есть маунтинбайк, алюминиевая рама. Я на нём
хорошо себя чувствую, как на шоссе, так и по бездорожью. Сейчас мне
нравится кататься в большей степени для удовольствия и уединения.
Во время работы вокруг много суеты, волнений, шума. Каждый день перед
глазами дорога, машины. Велодорожки не всегда можно найти, поэтому
уехать в лес, за город, туда, где тишина — это совсем другое дело.
— Прошло 10 лет как вы ушли из велоспорта как спортсмен, но вскоре
вернулись, уже как массажист. Давайте поговорим о тонкостях вашей
работы. Легко ли вам далось перевоплощение из велосипедиста
в массажиста?
— На сегодняшний день я уже настолько привык к своей профессии, что уже
и не помню, что было в начале. Один человек меня как-то спросил, почему
я не стал механиком. Ну, а почему не массажистом, не физиотерапевтом?
Многие думают, что раз велосипедист, то ему проще быть ближе к технике,
гайки крутить. А я думаю так: не проще ли массировать гонщику те мышцы,
о которых ты знаешь всё.
Главное, всё-таки, чтобы у человека было желание делать свою работу. И тогда можно добиться любой цели. Когда ты работаешь с желанием, с отдачей, тебе и работа улыбается в ответ, тогда работу делаешь с удовольствием и получаешь от неё полное удовлетворение.
— Вот уже 7 лет вы работаете массажистом в велокоманде «Астана».
Расскажите, сколько в команде массажистов, они также закреплены
за составами или у них свободный график?
— Директора составляют календарь, ставят по гонкам. На одной гонке
ты с одними гонщиками, на другую можешь попасть с другими. Нет такого,
чтобы ты с одним составом двигался.
У нас 8-10 массажистов. На каждую гонку выезжает 3-4 массажиста.
— Сколько раз в день приходится делать массаж, скольким гонщикам?
— Как минимум один, чаще всего двое-трое.
— Сколько времени занимает массаж одного гонщика после гонки?
— Примерно один час. Но я никогда не смотрю на время, я смотрю
на результат, которым, прежде всего, должен быть удовлетворен я сам.
Также, я не смотрю на ногу, к примеру. Руки должны чувствовать, когда
делаешь массаж, а не глаза. Этот час пролетает довольно быстро, потом
смотришь на время, а там и все полтора прошло.
— Расскажите о ваших методах и способах массажа, есть ли какие-то секреты...
— К каждому гонщику требуется свой ключик. Итальянцы предпочитают
жёсткий массаж, выжал, хорошо промял. А наши казахстанские ребята
предпочитают массаж, похожий на тренировку — потянулся, размялся, потом
начинаешь пожёстче. Я поддерживаю именно такой вариант, потому что как
бывший велосипедист, считаю, нужна разминка — если вломить сразу жёсткий
массаж, то мышцы спазмируются, не расслабляются.
Моим первым учителем был Юрий Кулишкин. Затем я прошёл профессиональное обучение в Германии и стал дипломированным массажистом. У нас нет правил как в математике, где нужно по формуле решить уравнение. В массаже есть общее направление и каждый сам решает, как ему удобнее, как предпочитает делать, у каждого свой стиль.
Когда в 2003 году мы с Юрой ездили в Эквадор с нашим тренером Владимиром Ремыгой, мы жили в одном номере, он делал массаж, я наблюдал за его действиями, и мне он делал массаж, а я на нём практиковался потом, и на других.
Потом, будучи «играющим тренером» в турецкой велокоманде, я уже самостоятельно делал массаж ребятам команды.
— Какой массаж просят вас сделать гонщики чаще всего — массировать только ноги, ноги и спину...
— Обычно массаж — это ноги и спина. Я ещё включаю верхнеплечевой массаж.
Конечно, если времени не хватает, тогда только ноги. Бывают такие
гонщики, которые жертвуют спиной, но уделяют больше внимание ногам.
Более того, у нас есть специальные приборы электромагнитной терапии, применяемые в физиотерапии для быстрого восстановления ног. С ними мышцы глубоко прогреваются и происходит это гораздо быстрее, чем если бы я из разогревал их руками во время массажа. Если я пользуюсь этим прибором, то на массаж времени уходит вдвое меньше.
На Джиро д’Италия-2016, к примеру, я тратил час двадцать на каждого гонщика.
— Чем занимается массажист во время гонки?
— Готовим питание гонщикам, бачки, машины приводим в порядок, чтобы были
чистыми и укомплектованы, к примеру, полотенцами, «дождевыми сумками»
в которых хранятся запасные вещи гонщиков — дождевики, перчатки,
велотуфли. Всё это должны контролировать массажисты.
Ездим на пункт питания, встречаем на финише. Если трансфер большой, ехать далеко, то сажаем часть гонщиков в машины и везём в гостинцу, чтобы быстрее начать массаж.
Приезжаем в отель, пять минут на переодевание и сразу на массаж. Было у меня и такое — в 2010 году первые этапы Джиро д’Италия проходили в Нидерландах, а затем был трансфер в Италию. Гонщики то летели на самолёте, а мы перегоняли наш транспорт. Часть пути мы проехали, остановились на ночёвку, на следующий день предстояло проехать ещё 750 км.
На место мы приехали к обеду. Через пять минут после приезда, после 750 км за рулём, я уже начал делать массаж. Для меня тогда это был шок. Но если дашь себе расслабиться, то не успеешь до ужина сделать массаж. И кто при этом пострадает? Все! Если ты не сделал массаж гонщику, которому завтра выходить на этап, не расслабил его мышцы, то это отразится на его результате.
— Что самое сложное в вашей профессии?
— Ничего сложного я не нахожу. Повторюсь, главное любить свою работу, и тогда всё будет и просто, и приятно.
— Что сложнее, быть велогонщиком или массажистом?
— Ответственность нужна везде. Конечно, сейчас немного по-другому. Для
велогонщиков сегодняшнего дня делается всё возможное и необходимое,
главное, крути педали на результат и не думай о сопутствующих факторах,
об этом позаботится персонал.
Раньше у нас была нехватка всего, начиная от инвентаря, велоодежды, спортивного питания. Массаж, кстати, тоже не получали. Вместо него ездили на откатки, потом ноги в потолок вот и весь массаж.
— Когда вы на гонке, происходит всякое, бывают сложные и решающие
моменты. Появляется ли желание вернуться в велоспорт в качестве
велосипедиста и помочь команде?
— Поначалу было, сейчас это желание притупилось, потому что знаешь, что
при всём желании ты этого не сделаешь. Лет шесть назад такое желание ещё
было — эх, сел бы сейчас, вот так вот бы сделал, но к сожалению, помочь
можно только эмоционально. Наше время уже закончилось.
Семья
— Расскажите про вашу семью.
— Жена — Елена, дочке Кристине 19 лет, сыну Михаэлю 7 лет. Дочка
заканчивает гимназию — 12-й класс, увлекается фитнесом, большой спорт,
видимо, не для неё. Сын наоборот пошел в первый, уже скоро заканчивает.
Он вот как раз бредит велоспортом, сильно его тянет к велосипеду.
Я не хотел бы видеть его велосипедистом, но каждый человек должен сам
выбрать свой путь. Поэтому препятствовать не буду, но хотел бы пожелать
ему получить образование и освоить хорошую профессию.
— С вашей супругой вы знакомы еще со старших классов школы. Она стала
вашей спутницей на всю жизнь. Идеальная жена велосипедиста это ...?
— Да, мы познакомились в спортивном интернате, уже 22 года вместе. Жена
велосипедиста должна обладать большим терпением (смеётся). Постоянно
ждать своего мужа велосипедиста то со боров, то с велогонок.
И её переживания — это многого стоит. Пережить с нами все наши падения,
травмы, успехи и неудачи... Спорт есть спорт, хотя и в обычной жизни
есть и взлёты и падения. Это немалого стоит для каждой супруги
велосипедиста. Я думаю, что любая жена, если семья живет в любви,
переживает и поддерживает своего мужа.
— Чем любите заниматься в свободное от велоспорта время?
— Я занимаюсь семьёй (смеётся). Как и все, наверное, приехав
с соревнований старюсь уделить всё время своей семье, детям. Выезжаем
на природу. На велосипедах. Ходим в бассейн.
— Семья вас видела не так часто, как хотелось бы, пока вы были
велогонщиком, как обстоят с этим дела теперь? Сколько времени приходится
проводить вне дома?
— Также, ничего не поменялось (смеётся).
— Какие бы общесемейные планы вы хотели бы реализовать в этом году?
— Наконец-то съездить с семьей в отпуск! Уже третий год никуда не выезжали.
— Сложились ли в вашей семье традиции, которым вы следуете?
— Да, Новый год мы всегда встречаем дома. Новогодний праздник — это семейный праздник, поэтому празднуем его дома всей семьёй.
— Любите ли вы читать книги, если да, то какие?
— Исторического жанра. Сейчас вот дочитываю Валентина Пикуля «Честь имею».
— Наверное, в школе любили урок истории?
— У нас в Сарани учитель по истории была очень жёсткий. Мы зазубривали
все даты наизусть. Хотя не только по истории. Когда я переехал
в Алма-Ату, в спортивный интернат, я фору давал по многим предметам.
По химии, то, что мы уже прошли в Сарани, в училище ещё даже не начинали
изучать.
— Вы не такой уж активный пользователь соцсетей, почему?
— Неинтересно. Мне в этом году сделали аккаунт в Твиттере, я не пишу там
ничего, только читаю новости, которые мне интересны — Тур де Франс,
Вуэльта Испании, Джиро д‘Италия, велосипедистов.
— Охарактеризуйте себя самого в трёх словах.
— Думаю, это должен делать посторонний человек.
— Так и запишем — очень скромный парень!
Закатка
— Доводилась ли вам бывать в Бразилии?
— Нет.
— Один известный игрок сборной России по футболу заявил, что в Бразилии говорят на бразильском языке. Согласны с ним?
— Португальский, вперемешку с испанским. У них одна латиноамериканская
группа, идёт микст в языке. Так или иначе, но испанцы понимают
португальцев и наоборот.
— Можете навскидку назвать имена трёх известных бразильцев?
— Рональдо, Айртон Сенна, если мне не изменяет память он тоже был бразильцем.
— Столица Бразилии?
— Бразилиа.
— Амазонка, что для вас означает это слово?
— Большая река.
— С чем у вас ассоциируется Рио-де-Жанейро?
— Тепло, пляж, статуя Христа Искупителя, то что, показывают по телевизору, это всё что могу назвать.
— Вы читаете велосипедные сайты?
— Читаю «Велолайв», «CyclingNews».
— Ваше отношения к высказываниям болельщиков?
— Каждый должен держать своё мнение при себе. Я понимаю, что свобода слова, но иногда многие перегибают.
Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram
Смотрите также
- Велоспорт18 мая 2021 (17:48) Astana-Premier Tech — крути педали, пока не дали. Почему зарубежная велокоманда содержится Казахстаном? 2
- Велоспорт28 декабря 2016 (17:46) Владимир Бушанский: «С нами считаются в мире и рассматривают как претендентов на медали» 1
- Велоспорт14 декабря 2016 (17:11) Елена Павлухина: «Меня всегда привлекала „Астана“» 1
- Велоспорт12 декабря 2016 (10:04) «Astana Pro Team». В новое десятилетие — сохраняя традиции побеждать! 2
Комментарии
Сделать ставку- 27 марта, 2024
- 21:37ВелоспортГонщик «Астаны» стал 41-м по итогам «Дварс доор Влаандерен»
- 26 марта, 2024
- 18:10Велоспорт«Астана» объявила состав на «Дварс доор Влаандерен»
- 25 марта, 2024
- 00:29Велоспорт«Астана» провалила гонку в Бельгии
- 24 марта, 2024
- 18:23ВелоспортГонщик «Астаны» попал в топ-10 на «Вуэльте Каталонии»
- 23 марта, 2024
- 21:32ВелоспортГонщик «Астаны» финишировал в десятке лучших шестого этапа «Вуэльты Каталонии»1
- 22 марта, 2024
- 22:17ВелоспортЭритриец из «Астаны» стал 32-м на пятом этапе «Вуэльты Каталонии»
- 21:26ВелоспортКазахстанский гонщик «Астаны» стал 20-м по итогам «Е3 Саксо Классик»
- 14:15ВелоспортГонщик «Астаны» одержал победу в однодневной гонке в Европе
- 21 марта, 2024
- 21:25ВелоспортГонщик «Астаны» стал 18-м на четвертом этапе «Вуэльты Каталонии»
- 14:01Велоспорт«Астана» объявила состав на гонку «Е3 Саксо Классик»
- 20 марта, 2024
- 22:46ВелоспортНемецкий гонщик «Астаны» остановился в шаге от топ-10 «Классики Брюгге-Де Панне»
- 21:46ВелоспортГонщик «Астаны» финишировал 14-м на третьем этапе «Вуэльты Каталонии»
- 09:29Велоспорт«Астана» объявила состав на гонку «Классика Брюгге — Де-Панне»
- 19 марта, 2024
- 22:00ВелоспортГонщик «Астаны» стал 16-м на втором этапе «Вуэльты Каталонии»
- 18 марта, 2024
- 21:36ВелоспортГонщик «Астаны» финишировал в топ-10 первого этапа «Вуэльты Каталонии»