SPORTS.KZ
Sports.kz
Дата от   до
9 декабря 2016 (23:05)

Дмитрий Фофонов: «В 2017-м многое будет проще, чем в 2016-м»

Дмитрий Фофонов: «В 2017-м многое будет проще, чем в 2016-м»

Спортивный менеджер «Астаны» Дмитрий Фофонов рассказал о планах обновленного состава столичного клуба.

— Дмитрий, насколько велика роль человеческого фактора в велоспорте? В привычном понимании этого слова. А то ведь частенько слишишь такое: была бы нога, остальное детали.
— Для «Астаны» всегда было жизненно важно, чтобы мы были сплоченным коллективом. Не все любители спорта осознают, что в структуре команды работает, в общей сложности, под сотню человек. Конечно, все не могут быть друг другу закадычными друзьями, но должно быть движение в одном направлении, и если кто-то из это процесса выпадает, то, несмотря на высокий профессиональный уровень, он может попросту в команду не вписаться.

Чтобы понять механизм того, что происходит внутри велосипедной команды, нужно, прежде всего, сразу забыть ошибочное утверждение «велоспорт — индивидуальный вид спорта». Всем, кто следит за нашими соревнованиями, давно понятно, что это не так. А для «Астаны», чья главная специализация — Гран-туры, наш спорт вообще на 100 процентов командный. Да, есть лидер, но его успех напрямую связан с тем, как он построит свои отношения с коллективом — причем не только со спортсменами. В элитном велоспорте все ведущие гонщики находятся на высочайшем уровне подготовки, и когда они вышли на этот уровень — дальше почти все как раз решают взаимодействия в команде. 
Присутствует и фактор везения, но его влияние на успех не сравнить с ролью работы коллектива. Подчеркну — всего коллектива, в равной степени и гонщиков, и персонала, который почти всегда остается за кадром телетрансляции. Каждый — личность, но все вместе — хорошо отлаженный механизм, как швейцарские часы. На Гран-туре — это 40 человек.

Всегда, конечно, один из самых трудных моментов — когда приходится говорить сотруднику, что он не вписался в коллектив. Но это неизбежно случается, такова жизнь. Начинается работа, человек в определенных обстоятельствах раскрывается не всегда так, как хотелось бы. Вот, например: можно ли сказать, что человек, который не очень общителен, даже нелюдим или имеет какие-то странности характера, но четко следует командной стратегии и добросовестно делает свою работу, не вписывается в коллектив? Я считаю, нет. Проблемы контакта решить гораздо легче. Мы все разные, психотипы разные. А если с контактностью все в порядке, но человек творит что ему вздумается — вот тут проблема куда серьезнее. И иногда ее так и не удается решить.

История велоспорта знает неуправляемых суперчемпионов, но сейчас профессиональный спортивный мир изменился, люди стали — воспитаннее, что ли. Уровень понимания гораздо выше. Подразумевается, что лидер должен осознавать: он представляет не только свою команду, не только спонсоров, но, в нашем случае, целую большую страну. Совсем другая мера ответственности, и они об этом не должны забывать. И они помнят, какими бы великими спортсменами не были.

— Риск ошибиться с выбором гонщика заложен изначально. Что делается на стадии отсматривания кандидатов, чтобы свести такой риск к минимуму?
— Риск присутствует всегда, естественно. Сначала, так или иначе, мы отталкиваемся от профессиональных качеств, собираем информацию о них. Насколько полноценно спортсмен может стать тем звеном, которое нужно команде. Команда ставит перед собой новые цели, и когда эта цель сформулирована, идет подбор того, кто может ее осуществить. И помогают выбрать кандидатуру личные контакты между спортивными директорами, менеджерами. Мы все друг друга знаем, и я хорошу представляю, чьему мнению могу довериться.

— Когда вы присматриваете гонщиков для команды, вы собираете информацию и о их человеческих качествах?
— Мир велоспорта — очень маленький мир, публика вряд ли представляет, насколько. Здесь все друг друга знают, и надо сделать немало для того, чтобы заслужить себе хорошую репутацию. И в то же время дурную славу заработать очень легко. Разумный человек будет всегда держать эти моменты в голове, даже только ради того, чтобы не испортить себе будущее.

— Но насколько готовы обмениваться информацией жители этого маленького мира, будучи соперниками?
— Ну, мы все связаны, так или иначе, и никто не существует по отдельности. Да, мы конкуренты, но в жизни, как в групповой гонке — приходится ехать плечом к плечу. Мы соперничаем, но и помогаем друг другу, и в гонках, и между ними. Потом, нужно ведь учитывать: спортсмен может не вписаться в одну команду, но отлично раскрыться в другой. Не буду называть фамилий, но вот пример. Еще когда сам гонялся, слышал от многих коллег: такой-то и такой-то — «редиски» мол, нехорошие люди. Потом так случилось, что они пришли в нашу команду, оказалось — совершенно не так. Мы сели, поговорили по душам. И такой подход все поменял. Оказалось, были какие-то кризисы, всплески эмоций, на то были причины, но те, кто наблюдал со стороны, сделал свои выводы, не имея полной картины. Так что предвзятость для менеджера — плохой советчик.

— То есть жесткость, диктат — не ваш метод?
— Приведу еще пример. Я тогда только недавно закончил карьеру и начал работать спортивным директором. Ехали крупную многодневку, и произошел конфликт с участием нового лидера команды. Не конфликт даже, у него просто появилось ощущение, что он не вписывается в команду, что ничего не получается. В конце концов, сошел. Сели поговорить. Оказалось, у него в голове сидели представления о ребятах, которые ему кто-то нашептал, и он все время искал этому подтверждение. Договорились так: едешь следующую гонку как с чистого листа, забыв про все эти установки. Не складывается — расходимся. Этот гонщик до сих пор в команде, показывает хорошие результаты и продолжает прогрессировать. Никогда не стоит торопиться с кардинальными решениями.

— Многие болельщики интересуются, есть ли в менеджменте команды люди, чья роль аналогична роли скаута в игровых лигах.
— Ну, если проводить параллели с заокеанскими лигами — у нас есть фарм-клубы, Astana City и Vino Forever, из которых мы отбираем в главную команду лучших гонщиков. Подбором кадров «со стороны» занимаемся сообща, штатной должности скаута нет.

— Бывают ли специальные встречи руководства команды, на которых обсуждаются стратегические планы и, как следствие, то, какие гонщики под эти планы нужны? Или все решается в рабочем порядке? Допустим, не возникала ли в беседах такая тема: а не собрать бы нам вдобавок еще и спринтерский поезд, чтобы собирать победы еще и на гонках со скоростной развязкой?
— У нас есть многолетняя твердая установка, и она в основе своей никогда не меняется: «Астана» — команда Гран-туров, наша главная задача — добиваться успехов на самых престижных многодневках в общем зачете. И это не дает распыляться на какие-то фантазии. Могу сказать, что в прошлом сезоне нам было очень непросто обеспечивать равноценную поддержку двух капитанов- многодневщиков, календарь был перенасыщенный, помимо супермногодневок, у многих гонщиков были собственные серьезные планы, связанные с Олимпиадой, чемпионатами мира и Европы. Тут хватило бы сил у ребят на те цели, которые уже имеются, ни к чему выдумывать другие.

— Ну а однодневные классики? Они входят в список главных целей, к ним идет целенаправленная длительная подготовка, или там основная надежда на удачу отдельно взятых гонщиков?
— Нет, классики — это цель и один из приоритетов. Здесь как раз мы твердо верим в шансы наших молодых казахстанских гонщиков — а они, по меркам классических однодневок, все молодые. Андрей Зейц подтвердил свои возможности, заехав в десятку на Олимпиаде, у Алексея Луценко физика на сто процентов подходит под классики, Дмитрий Груздев хорошо чувствует себя на брусчатке. Существуют феномены, которые добиваются успеха на однодневках в раннем возрасте, но большинство мастеров покоряют эти вершины, только созрев и набравшись опыта; на «Фландрии», «Париж- Рубэ» и других подобных гонках опыт — половина успеха. И я считаю, ребятам выпало большое счастье, что в Казахстане есть топовая команда, которая обеспечивает им возможность стартовать на всех важнейших гонках, но при этом не подхлестывает, не требует результата сию минуту и любой ценой. Мы заинтересованы в том, чтобы они росли постепенно до уровня больших побед и оставались на нем долго. Вот, скажем, у Алексея Луценко сезон получился непростой, в нем была и красивая сольная победа на «Париж- Ницца», и очень качественная работа на «Туре», но потом — травма и крушение олимпийских надежд, а ведь он был очень хорошо готов. Но он выступил с инициативой продлить себе сезон — и команда его поддержала. Итог — победа на Хайнане под самый занавес. Гонщик чувствует, что его ценят и всегда готовы идти навстречу, а это очень-очень важно.

Надо всегда помнить и о том, что элитный проект Astana Pro Team не стоит особняком. Команда интернациональная, но вместе с тем она важна именно как вершина общей стратегии развития велоспорта именно в Казахстане. Когда мы в прошлом декабре проводили необычную по формату презентацию, и на сцену под сводами трека «Сарыарка», одна за другой, выходили 5 команд — мы тем самым подчеркнули, что для нас одинаково важны все звенья этой цепи: элитное шоссе, женский и молодежный велоспорт, трек. И мы будем спокойно и уверенно идти по этой дороге дальше.

— В канун сезона −2017 в команде произошли значительные перемены. Что можно сказать о новых преобретениях «Астаны»?
— Мы укрепили состав под классики. Датчане на этих трассах очень хорошо себя чувствуют. Молодой Вальгрен уже показал свою перспективность. Мэью Брешель, неоднократный призер чемпионатов мира, станет тем самым связующим звеном, который сумеет, за счет своего опыта, собрать команду в гонке и в решающий момент быть рядом с молодыми, не дать им потеряться. У Морено Мозера тоже не только традиции знаменитой династии, но и свои собственные успехи.

— Традиционный вопрос: какие задачи в новом сезоне выбраны для значительно обновленного состава «Астаны» как главные?
— Кому-то может показаться парадоксальным то, что я сейчас скажу — но в 2017-м многое будет проще, чем в 2016-м. В том смысле, что определеннее очерчен круг приоритетов, и пиков в сезоне меньше. Есть один лидер под Гран-туры, Фабио Ару. И есть «Джиро», которая стартует у него на родине, на Сардинии. Разумеется, это для него и команды главный старт. Многие забывают, что существуют не только капитаны, что успех к ним приходит благодаря тяжелой, на износ, работе командных помощников. А помощникам надо тоже когда-то отдыхать, восстанавливаться. Есть феномены, как Луис-Леон Санчес, которые могут два Гран-тура проехать на одном высоком уровне, да еще и что-то зацепить для себя лично — но таких единицы. Молодые, как я уже сказал, будут искать свою удачу на классических однодневках, но при этом будут иметь поддержку опытных сильных мастеров.

— В заключение: представим себе юного гонщика, который мечтает однажды попасть в «Астану». Как ему превратить эту мечту в реальность?
— Это должна быть действительно самая большая мечта. Цель, которая заставит забыть обо всем и сосредоточиться на главном. Нужно думать о победе и мечтать именно о ней, а не о гонорарах, которые заплатят за этот успех. Потому что в спорте главное — это стремление к победе, а сейчас очень многие об этом стали забывать. Добьется побед — остальное придет само собой. 

astanaproteam.kz

Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram

t.me/allsportskz

Смотрите также

Комментарии

Сделать ставку
Комментировать могут только авторизованные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь
    Больше новостей

    Опрос

    Нужна ли Казахстану велокоманда «Астана»?

    Наверх