SPORTS.KZ
Sports.kz
Дата от   до
8 февраля 2016 (17:33)

Аманбек Кульчиков: «Самое важное — никогда не останавливаться на достигнутом»

Аманбек Кульчиков: «Самое важное — никогда не останавливаться на достигнутом»

Генеральный секретарь Казахстанской Федерации велосипедного спорта Аманбек Кульчиков в большом интервью республиканскому интернет-порталу Sports.kz рассказал о борьбе с допингом, о том, какие гонки планируется организовать в 2016 году и о целях на Олимпийские Игры в Рио-де-Жанейро. 

— Аманбек Кайратович, известно, что в рамках чемпионата Азии по велоспорту в городе Токио (Япония) состоялся ежегодный Конгресс Азиатской Конфедерации велосипедного спорта, в работе которого Вы принимали участие. Расскажите о том, какие вопросы обсуждались на форуме?
— Азиатский Конгресс велосипедистов проводится ежегодно — в рамках работы Азиатской Конфедерации, куда входят все члены велосипедного сообщества на Желтом континенте. Заслушиваются отчеты офиса АСС, где на сегодняшний день президентом является господин Чо, обсуждаются статьи, внесение вносов, платежей. Конечно, ключевым стал вопрос развития велосипедного спорта на Азиатском континенте. Еще один немаловажный вопрос — это то, что в следующем году состоятся выборы президента Азиатской Конфедерации.

Казахстан является членом Управляющего комитета Азиатской Конфедерации, куда входят 9 стран, которые обсуждают вопросы развития велоспорта. Члены Управляющего комитета меняется после переизбрания нового президента организации. Казахстан намерен остаться в составе одного из ключевых органов Азиатской Конфедерации после переизбрания руководителя азиатского велоспорта. На сегодняшний день на пост главы Азиатской Конфедерации претендуют представители Японии и Объединенных Арабских Эмиратов. Было принято решение, что выборы в 2017 году пройдут в Бахрейне.

— Одним из итогов Вашего визита в Японию стала двухсторонняя встреча с генеральным секретарем Азиатской Конфедерации мистером Чой Бу Вунгом, где были обсуждены вопросы развития больших гонок на Азиатском континенте, а также была озвучена инициатива Казахстанской Федерации о проведении работы по вопросам организации международных соревнований высшей категории.
— Сейчас мы можем с уверенностью говорить о том, что Казахстан входит в ТОП-5 велосипедных держав в Азии. Мы — единственная страна на континенте, имеющая команду в Про-Туре. Поэтому для нас ключевым является вопрос, чтобы Казахстан был представлен в Управляющем комитете АСС.

— О чем говорили в кулуарах Конгресса Азиатской Конфедерации велосипедного спорта? Каковы были настроения относительно развития велоспорта в Казахстане?
— Начиная с 2011 году, Казахстан стал проводить крупные международные соревнования, и каждая страна, не только на Азиатском континенте, но и в мире, которая посещает эти события, отзывается о них только положительно. Все понимают, что Казахстанская Федерация велосипедного спорта способна организовать крупнейшие международные соревнования на самом высоком уровне. Могу сказать так: когда я встречался с президентом или представителем каждой национальной Федерации Азиатского континента, все высказывали слова благодарности нашей стране за теплый прием, за высокий уровень организации соревнований, гостеприимство. Это удивительное ощущение, когда ты уже со стороны видишь плоды работы нашего организационного комитета, в котором трудимся совместно с Министерством культуры и спорта Республики Казахстан, ДШНК, нашим генеральным спонсором «Фонд национального благосостояния „Самрук-Қазына“».

Еще хотелось бы отметить, что во время нашей презентации мы рассказали о том, что в 2016 году Казахстан планирует проведение трех-четырех гонок класса 1.1 и 2.2. Совсем недавно я встречался с акимом города Шымкент Габидуллой Абдрахимовым. Есть хорошее понимание относительно проведения в этом году в сентябре «Тура Шымкента», гонки категории 2.2. Сентябрь — хороший сезон для Шымкента, учитывая климатические условия Южного Казахстана.

В связи с тем, что перед городом стоит задача популяризировать южный регион и сделать Шымкент третьим мегаполисом в Казахстане, проделывается большая работа. И в этом направлении акиму города хочется поработать над развитием велоспорта в регионе.

— Это будет однодневка?
— Да, мы понимаем, что это может быть критериум в городе, либо гонка может состояться на трассе Шымкент — Туркестан. Дальность позволяет приехать в Туркестан, сделать в городе два-три круга на фоне шедевров архитектуры — Мавзолея Ходжи Ахмеда Яссави, знаменитого Арыстан-Баба. Возможность в прямом эфире показать все это на множество стран послужит не только развитию велоспорта в регионе, но и популяризация нашей истории, наших истоков. Надеюсь, что в этом году нам удастся это сделать.

— Присутствовало ли в общении с представителями различных Федераций Азиатского континента ощущение, что Казахстан занял нишу одной из наиболее развивающихся стран на Желтом континенте?
— С уверенностью можем об этом говорить. В прошлом году сборная Казахстана стала второй на Азиатском континенте. Это спортивный результат. Второе — это вопросы, касающиеся части развития массового велоспорта. Презентацию велосипедных команд Казахстана в прошлом году показал телеканал EUROSPORT, не говоря о том, что более 70 зарубежных СМИ освещали данное событие — это говорит об интересе мирового сообщества к нашей стране. Повторюсь: мы получили высокую оценку проделанной работы со стороны представителей азиатских стран. Сейчас, с учетом наших планов по проведению гонок класса 2.2, каждая страна в Азии с большим интересом воспримет возможность принять участие в соревнованиях такого уровня. Одной из ключевых задач Казахстанской Федерации велосипедного спорта являлось признание международного сообщества, и мы его получили.

— На чемпионате Азии казахстанские гонщики завоевали 11 медалей разного достоинства. Как Вы оцениваете выступление нашей сборной?
— Нужно сказать, что это лучший результат казахстанских спортсменов за последние несколько лет. Нельзя останавливаться на достигнутом, учитывая, что у нас впереди Олимпийские Игры в Рио, а в 2020 году предстоит Олимпиада в Японии — уже на Азиатском континенте. Именно те ребята, которые взяли медали в юниорах, — они и будут представлять нашу страну в Токио. Считаю, что здесь акцент нужно сделать на том, что мы заложили хороший фундамент в наше будущее.

Сейчас выстраивается хорошая система взаимодействий между Казахстанской Федерация велосипедного спора и Министерством культуры и спорта Республики Казахстан, ДШНК, Центром олимпийской подготовки. Поэтому все победы, которые были достигнуты на последнем чемпионате Азии, — это наш общий успех и результат той работы, которую мы проделывали на протяжении последних лет.

Создание наших континентальных команд, трековой, женской команды — все это уже сейчас дает свои первые плоды. Если мы будем продолжать работу в этом направлении, то мы способны подготовить наших гонщиков к Олимпиаде 2020 года.

Конечно, здесь уместно отметить прогресс капитана нашей трековой команды Артема Захарова. Два года назад мы обратили внимание на парня. Полтора года, как взяли французского специалиста, создали все условия — молодой спортсмен начал показывать хорошие результаты. «Серебро» на чемпионате Азии сделало Артема третьим в азиатском рейтинге и увеличило его шансы на поездку на Олимпиаду. Впереди у Артема важный старт — чемпионат Мира в Лондоне.

Буквально на днях произошло важное событие: впервые в истории казахстанские трековики подписали контракты с «Astana Pro Team» — Диас Омирзаков и Артем Захаров будут выступать в элите мирового велоспорта. Это полезный опыт — они проедут шоссейные гонки, которые будут иметь важное знание в контексте подготовки Захарова к Олимпиаде. Созданы все условия — массажист, врач, персональный тренер, французский специалист с мировым именем, питание. Учитывая, что Захаров на последнем этапе Кубка Мира в Гонконге боролся с лидерами мирового трека и завоевал бронзовую медаль, это еще не предел возможностей Артема. Мы возлагаем на него серьезные надежды. Сам Артем прекрасно понимает, что он идет как один из претендентов на завоевание олимпийской медали.

— В последние годы мы, без сомнения, наблюдаем ренессанс казахстанского трека. Расскажите о том, в какое время произошел момент, когда был сделан акцент на развитие трека?
— В 2011 году была создана трековая команда. Первые годы были временем становления — подбора ребят, их подготовки, потому что для Казахстан это был первый опыт создания трековой команды. Начиная с 2013 году, мы начали понимать, на кого мы можем делать акцент, кто способен пойти дальше — были произведены изменения в составе команды и определены лидеры.

Диас Омирзаков уже тогда проявлял себя как боец, способный показывать результаты на гонках самого различного уровня. У Артема поначалу все складывалось непросто — были падения, травмы. Учитывая, что трек — это достаточно травмоопасный вид спорта, даже несмотря на его профессионализм и опыт, повреждения мешали спортсмену прогрессировать. Затем он прошел реабилитацию, лечение.

В 2014 году мы поняли, что если хотим добиться успеха в развитии трека, нам необходим тренер международного класса. Много думали, были разные кандидаты, и остановили в итоге свой выбор на французском специалисте Эрве Дагорне. Это, действительно, человек с именем, знающий, как добиваться результата — в 2012 году именно под его руководством французские трековики блеснули на Олимпиаде в Лондоне. Задачи были поставлены точечные — человек переезжает в Казахстан, вплоть до Олимпиады и во время нее будет находиться с нашими ребятами. То есть, Эрве Дагорне работает не только с главной командой, но и готовит юниоров, передает свой опыт нашим тренерам.

Сейчас мы видим, что именно под его руководством ребята прогрессируют. Заметно прибавил Артем Захаров и стал одним из лидеров мирового рейтинга, первенствовал в индивидуальной гонке преследования на международных соревнованиях «International Belgian Open», завоевал бронзовую награду на чемпионате Азии 2015 года в «омниуме», взял «серебро» на последнем чемпионате Азии и «бронзу» на этапе Кубка Мира. Но самое важное, что мы подтянули всю сборную. Роберт Гайнеев показал хорошие результаты на первенстве Желтого континента. Никита Панасенко проехал много гонок и завоевал не одну медаль. Ребята начали чувствовать, что способны побеждать, поверили в свои силы. Нужна хорошая подготовка. Очень серьезно подошли к вопросу. Закупили велосипеды, станки для подготовки велосипедистов, ребята домашние УТС проводят на треке в Астане, есть специальная база, где для них созданы все условия для подготовки. Мы выполнили все условия, которые поставил перед нами Эрве Дагорне.

— А какие именно условия ставил французский специалист?
— Нужны были новейшие технологии, хорошие велосипеды — как шоссейные, так и для трека, хорошие станки, питание. Все эти его условия Федерация, совместно с государственными органами, выполнила. Результаты, которые пошли сейчас, — это результат долгого планирования и нашей совместной работы.

Аманбек Кульчиков: «Самое важное — никогда не останавливаться на достигнутом»

— Как велоспорт развивается в регионах Казахстана?
— У нас восемь регионов, где мы имеем хорошие показатели, приток детей, молодых ребят в велоспорт. На юге хорошие результаты показывает Кызылординская область. Нужно четко понимать, что в регионах как воздух нужна поддержка местных властей. ЮКО, Алматинская область, Алматы — здесь мы наблюдаем положительную динамику развития. На севере — понятно, что это Родина Александра Винокурова, Петропавловск.

Одна из приоритетных задач Казахстанской Федерации велоспорта на 2016 год — подтянуть западные области нашей страны. Нужно понимать, что климатические условия запада Казахстана очень подходят для велоспорта. Короткая зима, начиная с марта, уже нет снега и можно спокойно ездить до ноября — такой сезон нужно использовать.

Для примера: в городе Актау есть отделение велоспорта, но нет тренера. Сейчас мы занимаемся поиском специалиста.

— В городе вообще нет тренера?
— Да, вообще нет. В регионе найти тренера не удалось — в том числе и потому, что зарплата маленькая. Если перебрасывать тренера из другого региона, то тут вновь встает вопрос жилищных условий, зарплаты, социального пакета. Есть парень неплохой, который готов работать, если предоставить ему жилье в Актау. Сейчас ведем переговоры с акиматом города о том, чтобы создать условия тренеру для его переезда в Актау. Думаю, что нам удастся решить данный вопрос в этом году. В Западно-Казахстанской области у нас есть филиал Федерации. В Уральске строится тренировочный трек. Председатель отделения — один из ветеранов казахстанского велоспорта, который очень хорошо работает в данном направлении. Если построят трек, это будет важный этап развития велоспорта в регионе. Подчеркну, что проведение как можно большего количества гонок в регионах — это и есть ключевая задача Казахстанской Федерации велоспорта, чтобы люди видели, как это все красиво проходит. Мы хотим развивать, прежде всего, массовый велоспорт.

— Как сделать велоспорт в Казахстане массовым? Как трансформировать победы наших спортсменов на международной арене в интерес со стороны миллионов казахстанцев к занятиям велоспортом?
— Если говорить о массовости и сравнить, допустим, то, что было три-четыре года назад, и то, что мы имеем сейчас, — есть ощутимая разница. Если взять для примера один из наиболее населенных наших городов Алматы, то только в нем одном проходят ночные велопробеги, чему, в том числе, способствовало проведение гонки «Тур Алматы». Нужно проводить такие же гонки в Шымкенте и в курортных зонах — таких, как Боровое и Капшагай.

— Как известно, в календаре Международного Союза велосипедистов UCI зарегистрировано еще несколько гонок, помимо упомянутых ранее «Тура Алматы» и «Тура Шымкента».
— В наших планах также проведение гонки «Тур Капшагай» — при поддержке акимата Алматинской области. Если мы будем больше проводить гонок такого уровня, то придем и к повышению интереса среди населения. Если сейчас посмотреть в контексте наших задач на то, что мы можем получить через три года, мы увидим серьезную разницу.

Как я уже отметил, совместно с акиматом Алматинской области хотелось бы провести гонку «Тур Капшагай» класса 1.1, на базе того положительного опыта, который мы приобрели при организации «Тура Алматы», провести такую же гонку в Капшагае.

В первый день проведем 1.1 с участием тех же команд, которые приедут на «Тур Алматы», на Капшагае, и на второй день они уже проедут по дорогам Алматы. Для тех команд, которые приедут к нам, учитывая географическое положение Казахстана, это будет большой удачей, потому что они закрывают сразу две гонки, зарабатывают очки для рейтинга — это отличные условия. А еще нужно учитывать, что дальше они могут прямо из Алматы отправиться на чемпионат Мира в Катар — это будет незаменимое предложение. Мы планируем проведение этих гонок, учитывая календарь UCI. Могу сказать сейчас о том, что с начала 2016 года мы получаем заявки от различных команд. Многие страны проявляют интерес к гонкам, которые проводятся в Казахстане.

— В ходе последнего «Тура Алматы» создалась очень неприятная история, когда стало известно, что студентов некоторых университетов южной столицы принуждали посетить гонку под угрозой отчисления из вуза. Как сделать так, чтобы подобный ужас больше никогда не повторялся?
— Думаю, что у организаторов в принципе не может быть такой задачи — загонять на соревнования людей, чтобы такое случилось. Лично я пропустил этот момент и узнал о нем из средств массовой информации. Я не был в курсе, что возникла такая история, что студентов собирались принудить прийти на гонку, угрожая, что если не придут, то у них будут проблемы с учебой. Нужно понимать: у Федерации нет таких административных ресурсов (Улыбается). Этот вопрос взят под контроль Федерацией. Поэтому в гонках, которые мы будем проводить в последующем, в том числе и в «Туре Алматы», таких вопросов возникать просто не будет.

Любая гонка проводится, прежде всего, для жителей города. Гонка «Тур Алматы» с каждым годом становится все более интересной жителям южной столицы. Конечно, нужно время. С каждой новой гонкой будут складываться традиции. Какая-то концертная программа, приезд огромного количества зарубежных гостей — это большой праздник спорта для жителей города.

— Расскажите о том, как ведется борьбе с допингом в казахстанском велоспорте. С момента подписания меморандума о сотрудничестве Казахстанской Федерации велосипедного спорта с Национальным антидопинговым центром, мы ни разу не слышали о том, чтобы кто-то из наших спортсменов попался на допинге.
— Все прекрасно помнят проблемы прошлых лет, когда мы выявили ребят, которые были пойманы на употреблении запрещенных препаратов. Тогда возникли серьезные проблемы с Международным Союзом велосипедистов, стоял даже вопрос о возможном лишении лицензии профессиональной команды. Мы приостановили деятельность континентальной команды «Астана» — это, правда, было сложное время для велосипедного спорта Казахстана. Те ребята, которые выступали в составе континентальной команды «Астана», рисковали остаться без работы. В этом направлении велась огромнейшая работа. Была назначена комиссия UCI, работали адвокаты от лица профессиональной команды «Астана». Слава Богу, команда сохранила лицензию Про-Тура и хорошо провела сезон. Но наше обещание, что мы приостановим деятельность континентальной команды, что проведем внутреннее расследование, необходимо было выполнять, и в этом направлении мы взялись за дело вплотную. Был заключен меморандум с Национальным антидопинговым центром. Было взято столько проб, сколько никогда еще не было — почти под 500 проб было взято только в прошлом году. Как только пошла работа, были выявлены несколько ребят, которые сразу же получили длительные дисквалификации. Мы убеждены, что работать нужно открыто, транспарентно — если мы выявляем, то передаем все данные в WADA, получаем их ответ и принимаем решение по наказанию ребят.

Было три неприятных эпизода, когда были пойманы ребята — по ним приняты решения, они все отстранены от велосипедного спорта. С каждым из парней я лично встречался — выявляли причины, почему он пошел на такой шаг, кто ему подсказал, откуда он взял запрещенный препарат. Скажу честно: это непростая работа. Если он откуда-то взял, то мы работаем над тем, от кого он это получил. Если сам решился, то узнаем — почему? Мы плотно работали с регионами, потому что именно оттуда мы получаем ребят. Нужно было начинать работу там, наказывать региональных представителей. Мы честно сказали: «2015 будет сложным для вас, но он будет переломным в казахстанском велоспорте». На каждой гонке любого уровня представители Национального антидопингового центра приезжали и брали пробы у ребят. Бывали случаи, когда брались пробы-«сюрпризы». Мы отправляли людей из Национального антидопингового центра на УТС спортсменов и там брали пробы. Во время проведения презентации велосипедных команд Казахстана специально пригласили директора Национального антидопингового центра Казахстана Майру Бакашеву, которая встретилась с представителями велосипедного сообщества страны и рассказала о том, какая большая работа была продела за 2015 год в данном направлении. Эта работа будет продолжена и в дальнейшем. Во всех гонках будет проведена серьезная чистка. Еще отмечу, что после трех неприятных случаев, о которых я рассказал ранее, ни разу мы с подобным еще не столкнулись. Сегодня мы наблюдаем результаты, которые добиваются огромным трудом спортсменов. Кто сильнейший — тот и побеждает.

— Сейчас мы все находимся в предвкушении Олимпиады, но, по ощущениям, и в отношении трека, в и отношении шоссе о шансах казахстанского велоспорт на медаль в Рио говорим как-то сдержанно. Как стоит сейчас относиться к претензиям Казахстана на успешное выступление на Олимпийских Играх в Рио?
— В 2015 году состоялась предварительная поездка в Рио. Ездили Александр Винокуров, главный тренер сборной Казахстана по велоспорту на шоссе Кайрат Байгудинов. Трасса там очень сложная, горная, поэтому, думаю, нашим гонщикам, которые будут выступать на Олимпиаде, будет очень тяжело. Потому что поедут все лидеры, мировые гранды, лучшие «горняки» мира, и, учитывая трассу, нужно признать, что взять медаль на шоссе будет очень трудно. Наши ребята сейчас проходят подготовку к Олимпиаде в условиях, которые максимально приближены к тому, чтоб будет в Рио. Будем надеяться. Конечно, это требует очень серьезного подхода — как морально, так и физически. Второе, — нужно принимать во внимание климатические условия в Бразилии. Ребятам будет непросто. Сейчас задача у Федерации, совместно с ДШНК, — отправить команду пораньше, за месяц до начала Олимпиады, чтобы спортсмены прошли адаптацию в Рио.

— Что скажете о наших шансах на треке?
— Честно говоря, я против того, чтобы говорить о целях на Рио раньше времени. Давайте мы дождемся завершения чемпионата Мира в Лондоне, официально получим результат UСI о том, что Казахстан завоевал лицензию на Олимпиаду, и после этого уже будем предметно разговаривать о шансах в Рио. У нас больше 10 лет не было лицензий именно на треке, и сейчас стоит задача взять путевку на Олимпийские Игры. У нас имеются серьезные надежды и даже уверенность, что Казахстан на Олимпиаде будет представлен в треке. До чемпионата Мира Захаров проедет две гонки в составе «Astana Pro Team» — «Тур Катара» и «Тур Омана», после чего вылетит в Лондон. Будем ждать от него хороших результатов, и на это есть основания — достаточно вспомнить о выступлении на Кубке Мира в Гонконге, где он завоевал бронзовую медаль. Это говорит о моральной подготовке спортсмена. Мы постоянно после каждого старта беседуем с ним, обсуждаем все, и, считаю, Артем готов морально к Олимпиаде. Он почувствовал вкус победы, и мы видим в его глазах стремление добиться большего.

— Вспоминается Олимпиада в Сочи, где серьезные ставки Казахстан делал на конькобежца Дениса Кузина, однако наш спортсмен, говоря откровенно, «перегорел». После одной из причин того, что он не смог справиться с давлением, назвали то, что за два месяца до Олимпиады спортивные руководители частенько приходили на тренировки со словами: «Кузин, ты должен взять медаль, ты можешь». Сейчас как найти правильный подход к Артему Захарову в контексте его подготовки?
— Нет, мы не говорим Захарову, что, мол, он чемпион, он возьмет медаль. Нет. Мы в физическом и моральном плане его готовим так, чтобы он сам понял, что имеет те самые качества, которые необходимы, чтобы побеждать. Сейчас не хочу говорить про Рио, потому у нас еще нет лицензии. Когда Артем Захаров выступал в 2015 году на Гран-При Минска, задача была понятна: нужно было выиграть вот именно эту гонку. Он добивается результата там, мы говорим ему: «Готовься к следующей гонке». Так, шаг за шагом, мы идем к цели. Даже перед Кубками Мира в прошлом году мы не говорили с ним о Рио. Целью Артема на тот момент было набрать максимальное количество очков для рейтинга, и так далее. Сейчас важно создать ему условия для подготовки к чемпионату Мира в Лондоне, где спортсмену предстоит попасть в список, который ему позволит взять лицензию и оставить резервы для Рио. Это тонкий вопрос. Везде важно поступательное движение. Я готов вернуться к этому вопросу после чемпионата Мира.

Аманбек Кульчиков: «Самое важное — никогда не останавливаться на достигнутом»

  • (3) Оцените статью
sports.kz

Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram

t.me/allsportskz

Смотрите также

Комментарии

Сделать ставку
Комментировать могут только авторизованные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь
    Больше новостей

    Опрос

    Нужна ли Казахстану велокоманда «Астана»?

    Наверх