SPORTS.KZ
Sports.kz
Дата от   до
21 сентября 2016 (16:56)

Алексей Луценко: «В велоспорте нужен характер»

Алексей Луценко: «В велоспорте нужен характер»

Многие казахстанцы в Европе не раз оказывались в ситуации, когда услышав о нашей Родине, местные жители восклицают: «О, Винокуров!» Это ни у кого не вызывает удивлений. Яркая карьера генерального менеджера Astana Pro Team прочно ассоциируется с казахстанским велоспортом. Поэтому когда Александр Винокуров перестал выступать на гонках, многие начали следить за выступлениями других казахстанских гонщиков через призму его достижений. В этот момент последовала победа Алексея Луценко на чемпионате мира среди андеров.

О молодом казахстанце заговорили как о преемнике Вино. Тем более что, как и Александр, Алексей родился в Северо-Казахстанской области, и там же начиналась его велокарьера. Общественное мнение старательно пыталось разглядеть в нем «второго Винокурова». Многие молодые гонщики в такой ситуации оказались бы невольно заложниками этого образа или же не выдержали тяжести возложенных надежд. Спустя несколько лет после дебюта Луценко в профессионалах можно сказать, что ни того, ни другого не произошло. Он остался самим собой — велогонщиком, который не стесняется трезво рассуждать о своих амбициях и понимает, что большие цели требуют больших усилий.

— У меня в детстве не было кумиров. Винокуров, конечно, был очень популярен. Мы его любили не только потому что он был для нас «своим», а еще и из-за того, что он всегда ехал красиво. Агрессивно в хорошем смысле слова. Его атаки запоминались лучше, чем победы других гонщиков. А из зарубежных спортсменов, наверное, выделялись Ян Ульрих, Лэнс Армстронг, Эдди Меркс. Они выигрывали почти все велогонки, которые вообще есть. Я тоже хотел всегда выигрывать. Наверное, этим и завоевали симпатию (смеется).

— А если бы не велоспорт, чему бы хотели себя посвятить?
— Думаю, далеко бы от спорта не ушел. В детстве я посещал три секции в неделю: каратэ, баскетбол и легкая атлетика. На занятия по каратэ ходил целых четыре года, но тренер ушел и как-то пропал к этому интерес. Тем более что почти тогда же увлекся велоспортом. Если бы не это, то, может быть, и остался бы в каратэ. Тем более у меня уже были определенные результаты, получил зеленый пояс.

— Согласны, что велогонки десятилетней-двадцатилетней давности отличаются от нынешних? Говорят, тогда было гораздо больше романтизма и импровизаций...
— Профессионалы, которые проездили больше 10 лет, говорят, что раньше было больше «респекта». Раньше даже ездили без касок, таких инцидентов не было, которые сейчас и с касками случаются. Происходят падения, несчастные случаи. Что касается романтизма и импровизаций, здесь соглашусь. Сейчас этого меньше. Генеральщики более-менее одинакового уровня и поэтому меньше рискуют, подходят ко всем этапам без авантюризма. Может, это связано и с радио-туром. Большинство решений принимаются именно в техничке, а не гонщиками. Как-то даже читал, что некоторые гонщики атакуют только после «звонка» в техничку. Существует мнение, что именно радио убивает зрелищность. Но без него, наверное, уже не обойтись. Это необходимо для безопасности спортсменов.

— Получается, разговоры о том, что профессиональный пелотон очень жесткое и суровое место, имеют все основания.
— У элиты все сильно отличается от юниоров и тех же андеров. В андерах дистанция составляет среднем не более 180 километров, в «профи» же дистанция достигает и 300 километров. Гонщики находят силы финишировать и после 290-километров. У нас нет личных тренеров, которые выезжают ежедневно с нами на тренировки и пристально следят за тренировочным процессом. Никто не будет возиться с тобой, заставлять тебя встать с дивана и уговаривать ехать на тренировку. Профессиональный гонщик сам отвечает за себя. Мы сами подводим себя к важным стартам. Думаю, в этом и заключается профессионализм — в отношении к своему делу.

А по поводу силовой борьбы, каких-то «грязных» приемов, могу сказать, что везде есть уважение. Бывают, конечно, и толкают, но думаю, почти никто и никогда намеренно и нагло этого не делает. В профи ведь в основном взрослые мужчины, тридцати и больше лет. Все довольно опытные, относятся с уважением к чужому здоровью. Возможно, где-то на финише толкаются корпусом, головой. Но такого, чтобы отрывали руки от рулей, нет.

— Какие вы бы дали советы молодым велогонщикам, которые только начинают выступать среди профессионалов?
— Нужно стараться выступать с холодной головой. Тренироваться, соблюдать режим питания, ко всему подходить с умом. Все получится со временем. Многие талантливые ребята приходят в «профи» велоспорт и пропадают, потому что ведут себя непрофессионально. Как я говорил, профессионалы сами отвечают за все — за свой быт, за свои тренировки, режим. Важно понимать, что главный спрос будет на гонках, и тогда никого не будет интересовать, была ли плохая погода, настроение или другие причины. Если ты едешь на соревнования — будь обязан показать результат. Я считаю, что молодым гонщикам нужно прислушиваться к своим тренерам, которые ими занимаются, воспитывают. У нас в Казахстане много опытных и хороших тренеров, которые вырастили и чемпионов мира, и чемпионов Олимпийских игр. Например, Владимир Николаевич Ремыга, у которого я вырос, который сейчас на пенсии. Нужно также прислушиваться к старшим, опытным гонщикам, которые много лет в команде.

— Что отличает профессионального велогонщика от человека из другого вида спорта?
— Наш вид спорта очень жесткий, здесь нужен характер. Спортсмены терпят много неудач, падений, много времени находятся вдалеке от близких. Я считаю, что в велоспорте нужен мужской характер. Падения у гонщиков очень сильные. Они сразу же встают, садятся на велосипед, и, несмотря ни на что финишируют со сломанными ключицами, руками, ногами, и даже побеждают. В этом и есть характер.

— Какие из гонок оставили у вас самые яркие впечатления?
— Мне очень нравится «Тур Фландрии», в котором я участвовал дважды. Организация всегда на высочайшем уровне. Больше всего меня удивляет количество болельщиков. Протяженность гонки — 250 километров. И повсюду болельщики. На протяжении почти всей трассы практически не бывает такого, чтобы не стоял кто-то из зрителей. Тогда я увидел, что значит велоспорт в Бельгии для местных. А ведь к ним еще обязательно добавляются фанаты из Германии, Голландии и других стран. За «Астану» выступает бельгиец Лоуренс де Вриз. Он рассказывает, что туристы не только заселяются в отель за несколько дней до самой гонки, но и занимают места для машин и ставят палатки. Все ради того, чтобы своими глазами увидеть гонку. Еще сильно понравилось на Милан — Сан-Ремо — очень красивая, но при этом самая длинная гонка, протяженностью 300 километров. Я проехал ее уже три раза.

— На классических однодневных гонках у вас и результаты лучше.
— Согласен. Например, на «Туре Фландрии» меня похвалили многие тренеры. Я дважды выступал на этой гонке, и в этом году удалось заехать 14-м. Мне вообще нравятся классические гонки с фрагментами брусчатки. В этом сезоне к нашей команде присоединится отличный классик Оскар Гатто, у которого, надеюсь, получится набраться опыта. Все-таки очень важно, чтобы казахстанские гонщики одерживали как можно больше побед.

Но нужно и не забывать о гранд-турах, недельных гонках, где я тоже чувствую себя неплохо. Все зависит от состояния и физической формы. К примеру, в этом году я показал, что в хорошей форме могу ехать и на более длинных дистанциях.

Многим не очень подходит формат трехнедельной многодневки. Вы не относитесь к этой категории?
На «Вуэльте», на «Тур де Франс» на третьей неделе я наоборот чувствовал себя лучше.

— У «Астаны» многое связано с научным подходом. Питание, аэродинамика, показатели мощностей — чему вы уделяете больше всего внимания в последнее время?
— Я придерживаюсь тактики «больше тренируйся — меньше ешь» (смеется). Профессионалы знают свой боевой вес и чувствуют его. В первую очередь важно питание, а во время тренировок важно правильно «нагрузиться» и восстановиться. Перед «Тур де Франс» я похудел на два килограмма и почувствовал слабость, но постепенно набрал вес и смог бороться и в горе, и на равнине, и на финише. То есть, с весом уходит и мощность. Здесь важно знать свою золотую середину.

Если не секрет, какие максимальные показатели выдавали на гонках или тренировках?
Максимально — 1700 ватт, но это мощность сильных спринтеров. Я к ним не отношусь. Эти ватты я показал с лишним весом.

— Временной отрезок до и после гонки. Как вы предпочитаете его проводить?
— У меня нет какого-то особого секрета. Стартую всегда с «холодной» головой, подхожу к этому спокойно. Восстанавливаюсь с помощью душа, массажа, витаминов. Если гонка длинная, стараюсь побыстрее пойти в отель на массаж и побольше лежу в постели. Винокуров говорил, что если на полчаса-час дольше полежать, то за весь гранд-тур можно набрать целые сутки и это поможет быстрее восстанавливаться. Поэтому после выступления стараюсь возвращаться в отель на машине и отдыхать.

— Какие моменты в карьере считаете самыми важными?
— Наверное, победа на этапе «Тура Швейцарии». Была травма, мне сделали операцию, и я провел десять дней без тренировок, хотя до операции готовился к арденновским классикам. Пришлось все пропустить, но я вернулся более мотивированным и доказал в первую очередь себе, что мне все под силу. Это была очень важная победа.

— В Рио-де-Жанейро вы тоже не смогли поехать из-за травмы.
— Думаю, каждому было бы обидно в такой ситуации, ведь это главный старт в сезоне. Вдвойне обидно было, что после «Тур де Франс» был в своей суперформе, а тут такое произошло. Сейчас стараюсь об этом не думать, смотрю вперед, планирую участвовать на других гонках. Если сильно на этом буду зацикливаться, то лучше точно не будет. К счастью, травма уже не беспокоит. Только когда хожу пешком, чувствуется нагрузка на ногу.

— Где бы вы больше всего хотели победить?
— На «Туре Фландрии» и, конечно же, на «Амстел Голд Рэйс».

— Кому обычно посвящаете победы?
— Конечно, своей семье. Мои родные больше всех меня поддерживают, переживают и можно сказать «страдают» от моего долгого отсутствия. Я знаю, что меня дома ждут и супруга, и дочка. Это одновременно и придает силы, и успокаивает.

— Меньше чем через месяц в Катаре пройдет Чемпионат мира. Изучали трассу?
— Трасса там равнинная. Наверное, главные сложности стоит ожидать от погоды. Слышал, что там очень жарко, температура доходит до 50 градусов и нет ветра. Изначально к чемпионату мира я не готовился, были другие задачи: подготовиться к Олимпиаде и потом отдохнуть. Сейчас все поменялось.

— Может это — судьба?
— Возможно. До конца сезона не так много времени, но помимо чемпионата мира я планирую проехать и другие гонки. Мой сезон завершится «Туром Хайнаня», куда я отправлюсь с самым боевым настроем.

— Уже знаете, к каким стартам будете строить подготовку в следующем сезоне?
— Об этом говорить еще рано, будем смотреть по самочувствию после Хайнаня. Нужно еще успеть отдохнуть и со свежими силами начать сезон. Что касается гранд-туров, хотел бы проехать «Джиро д’Италия». Но все будет так, как решит команда.

— В этом году в четвертый раз пройдет «Тур Алматы». Вы поедете на него с какими-то победными амбициями или это будет подводящая гонка к чемпионату мира?
— У себя дома на самой крупной казахстанской гонке мы не имеем права ехать без полной самоотдачи. На нас придут посмотреть наши болельщики, для организации «Тура Алматы» всегда проделывается очень большая работа. Это все накладывает дополнительные обязательства кроме исключительно спортивных амбиций. Обязательно постараюсь выиграть в третий раз подряд. 

presidential-club.com

Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram

t.me/allsportskz

Смотрите также

Комментарии

Сделать ставку
Комментировать могут только авторизованные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь
    Больше новостей

    Опрос

    Нужна ли Казахстану велокоманда «Астана»?

    Наверх