SPORTS.KZ
Sports.kz
Дата от   до
8 июня 2019 (21:05)

Александр Кучма: «Сборной Казахстана надо играть, хватит со всеми биться»

Александр Кучма: «Сборной Казахстана надо играть, хватит со всеми биться»

Сейчас сборные Казахстана и Бельгии разделяют не просто галактики, а космос. Но так было не всегда. В отборочном турнире чемпионата Европы 2008 года казахстанская сборная под руководством Арно Пайперса дважды сумела отобрать очки у «Красных дьяволов»: сначала в Брюсселе — 0:0, а затем в Алматы — 2:2. 

В интервью республиканскому интернет-порталу Sports.kz бывший защитник сборной Казахстана Александр Кучма делится воспоминаниями о тех исторических матчах 13-летней давности и настаивает на том, что наши парни в предстоящей игре с Бельгией должны уже играть, а не биться.

— Александр, можете вспомнить игры с Бельгией в отборе на Евро-2008? Какими тогда были ожидания? Понимали, что это был соперник, который по силам, или же тоже думали, что между нами — космос?
— Нет, такого ожидания не было, что можно отбирать очки. Мы серьезно готовились к этой игре, потому что на тот момент у Казахстана был маленький опыт игр с европейскими командами. Плюс Бельгия — такие игроки, как Компани и центральный защитник, который в «Баварии» играл. Мы все это знали, наблюдали за футболом. Некий страх присутствовал, однозначно, — но нам-то что? Должны были выйти и играть, а там уже — как игра сложится.

— Коленки дрожали?

— Дрожать не дрожали, но это был совсем другой уровень. Понятно, что мы играли вторым номером и отдали сопернику инициативу, ждали на своей половине, хотели вылетать на контратаках. Страха не было, — это гранд, с которым можно играть. Когда вышли на поле и просвистел свисток, обо всем забыли.

— Уже тогда было видно, что у Бельгии растет потрясающее поколение? Я помню, что казахстанские фанаты тогда говорили: «Круто, приедет Даниэль ван Бюйтен», но про остальных ребят многие тогда еще не знали.
— На этих звезд бельгийской сборной акценты делали. Во многом на выезде помогло, что Венсан Компани сразу выпал. Он вышел на поле с повреждением задней мышцы бедра — попробовать, даст играть или нет, и по всей видимости, — не дало, и он заменился. Но то, что он присутствовал на поле первые 15 минут, — это очень сильно сказалось для них, потому что Компани я считаю очень сильным игроком, но череда травм мешала ему в полной мере играть. Поэтому когда Компани выпал, стало чуть легче, — не столь креативны стали бельгийцы в атаке.

— За счет чего нам удалось тогда увезти очко из Брюсселя?
— За счет командных взаимодействий, установки, самоотдачи. Не знаю, — стечение каких-то обстоятельств. Считаю, мы достойно отыграли ту игру — отбились, заработали очко.

— Именно отбились?
— Думаю, те, кто наблюдал этот матч, видели, что мы только оборонялись, пытались выйти в контратаки, где нам однажды повезло.

— Не секрет, что еще тогда Бельгия была очень опасна при розыгрышах стандартов.
— Со мной в паре играл Максим Жалмагамбетов, он хорошо справлялся с верховыми единоборствами. Я, как мог, снизу страховал его. Взаимовыручка давала свои плоды. Да, стандарты — это был наш бич. Мы пропускали с них. Но тогда уровень был таков. А сейчас уровень сборной Казахстана вырос: европейские тренеры приезжают, легионеры сильные выступают в казахстанских клубах, и наши ребята, чтобы играть в составе сборной, работают над этими игровыми моментами в клубах.

Не секрет, что было немало игр, где наша сборная упускала результат на последних минутах встречи. Достаточно вспомнить встречу с Грецией, когда мы вели 1:0, но в итоге проиграли, — немного не хватило. Но там и матч был — 98 минут мы отыграли, такого еще никогда не было. Тем не менее, думаю, сейчас есть прогресс. Есть игроки, — такие, как Юрий Логвиненко, Сергей Малый, Елдос Ахметов, — которые верховую борьбу снимают.

— Почему не появилось футболиста с мощным ударом, как у Вас?
— Да ладно, — это у меня было один раз в год. Не знаю. Есть, кто бьет. Сейчас футбол немного поменялся. Тогда хотел — подходил, если мог ударить — бил. Сейчас где-то уже, может, по тренерской тактике, нужно разыграть, нет смысла бить с дальней дистанции. Предпочтительнее развивать атаку за счет чего-то другого, чем наносить удар с дальней дистанции.

— Если смотреть на состав Бельгии, то Маруану Феллайни тогда было 18 лет. Кевину Миральясу, который забил гол в алматинском матче, — тоже. Томас Вермален был чуть старше — ему было 20 лет. По той игре было видно, что у Бельгии растет лучшее поколение в истории?

— Вы знаете, у меня в игре не было времени оценивать и думать над этим. У нас были свои цели и задачи. Я хотел кем-то быть, думал за себя, за команду. На тот момент мы выходили, играли. Мы вообще не знали, что такое Европа, по сути, если разобраться. Первый отбор у нас был при Сергее Тимофееве, где у нас была Греция, а потом — такие гранды, как Португалия, Бельгия. И все — в одной группе. Это был топ, конечно. Но, тем не менее, мы забили немало голов, показали неплохие результаты — отобрали у Бельгии четыре очка, обыграли дома Сербию.

— Как проходила подготовка к игре с Бельгией в Брюсселе?
— Мы готовились в Голландии. По-моему, были двухнедельные сборы. Очень усердно готовились. Это же была первая игра официальная Пайперса в отборочном турнире. Да, накал был, здоровая конкуренция была в команде. Приехали на стадион — болельщики, атмосфера.

— Стадион крутой?
— Очень. Поле хорошего качества. Провели тренировку — поднимается дух, что будем играть на этом стадионе. Все, — обычная тренировка закончилась. Поехали в гостиницу. На утро встали, прогулялись. У Пайперса постоянные прогулки были. Получили установку на игру, готовились в раздевалке.

— Что помогло добиться нужного результата?
— Первое, — это самоотдача. Мы все хотели хоть как-то заслужить внимание к себе, показать, что мы не просто так здесь играем. Что мы можем конкурировать с европейскими грандами. Тогда была сумасшедшая заряженность на игру в плане того, что надо обязательно не проиграть. Для меня, как и для многих футболистов, как начнешь, — так оно и пойдет. Думаю, ничья, не пропустив, с выезда из Бельгии привезти одно очко — достойный результат.

— Вы удивлены тем, что прошло 13 лет, а Бельгия, что была нам по зубам, сейчас — одна лучших команд мира, отличное поколение футболистов? Почему у них получилось, а у нас — ничего подобного?

— Мы же все понимаем, что не была Бельгия в числе грандов. Не знаю, что они делают и как развиваются. Но мы констатируем факт: они сейчас — одна из лучших команд мира. Кто мог подумать, что Бельгия будет конкурировать за победу на чемпионате Мира через 10 лет?! Тем не менее, они выросли как футболисты и имеют хорошую сборную. Трудно что-то говорить, что мы делаем, а что — нет. Есть люди, которые имеют представление о том, как мы развиваемся. Думаю, это все идет с детского футбола. Если мы будем больше вкладывать в наших детей... Не только в финансовом плане, а в плане квалификации тренеров. Сейчас Технический центр КФФ очень серьезно обучает тренеров. Сам скоро должен буду получить категорию А... Это нелегкий вопрос.

— В Алматы сборная Казахстана в игре с Бельгией проигрывала по ходу матча 0:2. Что помогло отыграться?
— Считаю, что мы просто не опустили руки и продолжили играть. Все равно, Алматы берет своим высокогорьем, и не каждая команда может там выступать. В целом, мы хорошо сделали свою работу.

— Гол Дмитрия Бякова в концовке первого тайма был важен и оставлял надежды на хороший результат?
— Даже когда мы проигрывали 0:2, болельщики не переставали скандировать. Они понимали, что мы только-только начали свой путь в Европе. И гол Димы Бякова еще больше подзадорил на то, чтобы поддерживать, гнать нас вперед и, возможно, добиться положительного результата.

— В чем был секрет успешной работы Арно Пайперса в сборной Казахстана?
— Я могу отметить, что Пайперс был сильным психологом. Он знал, когда надо было кому-то жестко что-то высказать, а где, считал, нужно мягко. Плюс — стратег, тактик, никогда не отходил от своей игры. Знаете, Сергей Тимофеев — он мог настроить команду, он был заводной, капельку слов таких был в состоянии сказать, что ты выходишь на поле — и у тебя зубы скрипят. Пайперс — он не такой. Не было такого, что, мол, — «Давай!!!... Все строго по делу, никаких лишних слов. Мы заряжались от него на игру, когда что-то говорил. От него исходил дух. Он ценил каждого из игроков сборной, все были для него едины.

— Играли с кем-то из бельгийских звезд персонально?

— Пайперс всегда расписывал конкретно по позициям, кто с кем играет. И невыполнение этих требований могло привести к тому, что ты не будешь играть в следующей игре. У него были критерии: при стандартах действовать очень плотно и отвечать за своего противника. И если кто-то, не дай Бог, отвернет голову в стенке, — для него это было преступлением. Если ты в стенке стоишь, отвернул голову, и было опасно, или гол забили, — он предубеждал о санкциях вплоть до изгнания из сборной. Он всегда говорил: «Ты играешь за свой флаг, страну. И если ты отвернешь в этом момент голову, — значит, продал страну».

— Был такой случай?
— Нет, — никто, все парни стояли до конца. Но такие слова тренера — они заряжали.

— Главный тренер сборной Казахстана Михал Билек в своем последнем интервью отметил, что одна из основных проблем наших футболистов в том, что большинство из них просто зачастую не играют в своих командах по 90 минут постоянно.
— Понимаете, сейчас уже прошел страх. Мы стали больше владеть мячом. Тогда мы работали без мяча. Мы боялись, сбавлялись, теряли мяч — и опять начинали отбирать. Когда команда обороняется и не видит мяч, то без него очень сложно бегать. Поэтому нам просто сил не хватало. Не знаю, если бы могли так же контролировать мяч, как Бельгия или Португалия, с теми затратами энергии, мы бы неплохо смотреть. Я не думаю, что у нас дыхалки бы не хватило. Мы — готовые футболисты, но бегать без мяча тяжело. Сейчас же уже сборная умеет контролировать мяч. Прошел тот страх. У нас есть индивидуально сильные футболисты. Восстановился Бауыржан Исламхан. Это видно по матчам «Кайрата»: вышел Исламхан — сразу есть игра, мысль. Это очень важно для сборной. В целом, команда преобразилась, и в этом году она неплохая.

— Вы допускаете, что сборная Казахстана отберет очки у сборной Бельгии?
— А почему нет? Почему в это не верить? Зачем вообще тогда туда ехать? Надо ехать и играть на победу. Почему нет? Чем мы хуже? Мы можем, мы достойны. Казахстан уже потихоньку во всех аспектах о себе заявляет. Пусть медленно, но мы двигаемся. Если тренер грамотный, то он не будет думать, что Казахстан — легкий соперник. Та же Андорра отнимает очки у грандов. Забьем мы гол, а Бельгия не сможет забить в ответ, — и тогда и три очка сможем у соперника отобрать. А если думать, что все равно проиграем, — то зачем ехать туда?

— Что Вы сказали бы футболистам сборной Казахстана перед предстоящей игрой? Не скажешь же просто: «Бейтесь!»?
— Конечно, хочется уже отойти от этого «бейтесь». Хочешь сказать: «Играйте!». Нам надо играть, хватит со всеми биться. Часто слышу: «Достойно бились», но футбол — это же игра. Да, в ней присутствуют единоборства, которые нужно выигрывать, но, в совокупности, — это игра. Парням я могу сказать: «Играйте хорошо, играйте уверенно». А по самоотдаче — это уже индивидуально у каждого: кто,на что готов. Есть люди, — например, Исламбек Куат: тому не надо ничего говорить. Он всегда заряжен на борьбу, — и, возможно, это его сильное качество, которым он перекрывает какие-то недостатки в технике. Тем не менее, этому человеку не нужно говорить: «Бейся». Человек будет играть и ведет всегда жестко единоборства. Исламхан должен играть. Зачем ему бегать, отбирать? Пусть он лучше создает в атаке. Это уже к главному тренеру. Я имею в виду личности людей, — хотя Исламхан тоже может не уступить в единоборстве. Поэтому — нужно играть, хватит уже только биться. Мы можем играть и побеждать, а не только биться.

Прямая трансляция матча отбора ЕВРО-2020 Бельгия — Казахстан

  • (3) Оцените статью
sports.kz

Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram

t.me/allsportskz

Смотрите также

Комментарии

Сделать ставку
Комментировать могут только авторизованные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь

    Статистика


    Опрос

    Стоит ли урезать бюджеты казахстанским футбольным клубам?

    Наверх