Sports.kz
Дата от   до

СпециалистыСтанислав Тимофеев

5 февраля 2016(14:45)

Гарри Алёшин – человек футбольный

Для журналистов он всегда находил время и говорил то, что думал. Его мнением независимого футбольного эксперта дорожили. Он ни перед кем не преклонялся, не заискивал и не пресмыкался. И что в нем подкупало, так это его не равнодушное отношение к футбольной команде «Иртыш», а это первый признак патриотического отношения к своему городу и любовь к его болельщикам. Таким вот  бескомпромиссным, деятельным, неугомонным и справедливым, как хороший судья на футбольном поле останется в нашей памяти Гарри Михайлович Алёшин.

От Мелитополя до Павлодара

Когда в 1943 году немецкие войска вошли в родной Мелитополь, маленькому Гарику исполнилось шесть лет. Из города выгнали все гражданское население. «Шли пешком, - вспоминал в своем интервью 55 лет спустя Гарри Михайлович, - и брали с собой самое необходимое: подушки, ведра с просом или пшеницей. Пережить пришлось много. И самой большой радостью стало освобождение Мелитополя советскими войсками. Но война еще долгие годы давала о себе знать. Мальчишки моего поколения гибли от страшных находок: гранат, неразорвавшихся бомб и снарядов…».

Единственным развлечением ребят послевоенной поры были игры. А самым любимым был футбол. И это несмотря на то, что не было ни кет, ни тем более бутс, не говоря уже о футбольных мячах. Но перефразируя известную пословицу, огольцы на выдумки были горазды. «Играли тряпичным мячом, - с улыбкой говорил мой собеседник, окидывая взглядом комнату в которой чуть ли не всюду лежали несколько пятнистых и с ромбиками мячей. – Или покупали в аптеке медицинские перчатки, умельцы непонятно каким-то образом умудрялись и сшить, и надуть их…».   

Так дворовый футбол привел маленького худенького сорванца на улицу, на которой базировался мелитопольский «Авангард». В его составе он становился чемпионом Украины. Из родной команды призвали в Советскую армию, и службу проходил, играя в минском «СКА». После демобилизации были в его карьере команды «Белая Калитва» из одноименного города и курганский «Строитель». В 1964 году Гарри Алёшина, как острого, забивного  нападающего приглашают в Павлодар, где создавалась команда мастеров. И уже в следующем году в составе дебютанта класса «Б» павлодарского «Иртыша» он с девятью мячами становится лучшим бомбардиром команды. Всего за три полноценных сезона, а закончил он в 30 лет, на его счету 20 голов.

 В одной из бесед я не смог поинтересоваться: «А не слишком ли рано повесили бутсы на гвоздик?» И он не без грусти поведал: «Тогда политика такая была. Тридцать лет считался тем возрастом, когда футболиста списывали в запас, даже не вникая в то, что насколько он здоров, хочет ли продолжать играть или всё, исчерпал себя. После малейшей оплошности на поле вокруг начинали жужжать, как осенние мухи: все, он уже старик, пора на покой. Сейчас на это смотрят по-другому и дают человеку доиграть…». 

 Однажды я спросил: «Гарри Михайлович, а кто из местных футболистов выделялся не только своей игрой, но и как неординарная личность?».

Не задумываясь, он назвал имя первого капитана «Иртыша» Эдуарда Боярского. «Этот человек был беззаветно предан футболу.  И во всех отношениях был золотым человеком. Могу отметить Юру Ерёмина и Василия Солопова. Очень жаль Шамиля Мухамеджанова, который так рано ушел от нас…».

Вспоминает Виктор Петрович Ярышев:

 - С Гарри Михайловичем я познакомился, когда он приехал в Павлодар. Пригласил его в команду Виктор Сидорович Порохня наряду со многими ребятами с Украины и Ленинграда. Сезон 1964 года и начало следующего сезона мы с ним провели в одной команде. Потом меня забрали в армию, а когда вернулся, его футбольная карьера уже шла к закату.  И как возрастной игрок он покинул команду. Занялся он судейством. Скажу откровенно, к судьям я всегда относился скептически. Не многих я из их роду-племени уважал. Но Гарри Михайлович, так как он был и приличным футболистом, и много поигравшим, и великолепно разбирающимся в правилах игры – был исключением из правил. Мне нравилась его манера и стиль судейства. Четко судил, без всяких экивоков. Справедливым и честнейшим был арбитром.  Кроме этого хорошим был организатором. Словом душа-человек, который любил пошутить, анекдот рассказать и возле него всегда вращались люди, как планеты вокруг солнышка. И с ним всегда было приятно беседовать. Даже парой фраз перекинешься и настроение улучшалось. Некоторое время Гарри Михайлович работал администратором команды «Трактор». А это очень важно, когда в команде работают люди не пришлые непонятно откуда, а именно футбольные. И он, работая администратором, мог настроить команду на игру, лучшего иного тренера. Ведь уже давно доказано при равенстве сил соперников основную лепту в победу вносят морально-волевые качества, поэтому так ценятся тренеры-мотиваторы. И это в нем всегда присутствовало. И недаром его сын Игорь пошел по стопам отца. Не получилось у него, как игрока, зато судейский корпус  приобрел первоклассного арбитра. Я считаю его одним из лучших и ведущих судей Казахстана. Игорь сам этого добился без какой-либо отцовской помощи. И стал достойным продолжателем футбольной династии.

Футбол в его жизни

Многие годы и зимой и тем более летом, Гарри Михайловича, можно было встретить на стадионах города или манеже «Юность», где они со своим многолетним и  закадычным другом и коллегой Агзамом Гусмановичем Хисамутдиновым организовывали и проводили областные чемпионаты по футболу или мини-футбольные турниры посвященные ветеранам футбола или заслуженным людям. И такие популярные турниры как «Эдуарда Боярского», «Ивана Вагнера», «Маруа и Кайрата Байсуфиновых собирали на спортивных площадках не один десяток команд и сотни опытных и молодых футболистов.

В интервью десятилетней давности я поинтересовался у Гарри Михайловича: «Ни один футбольный турнир в Павлодаре не проходит без вашего участия. Вы либо главный судья, либо секретарь соревнований. Что это вам дает?»

«Это дает мне жизненный заряд энергии, – сказал он. – Я живу футболом. Это моя работа и радость. Когда я остаюсь в стороне от футбольных мероприятий, у меня пятки чешутся, хочется прийти и помочь в их проведении. Покуда сердце бьется, я живу и буду жить футболом».  

 Близко знавшие Гарри Михайловича люди знают, с каким негодованием он относился к «странным» матчам, которых не иначе как договорными не назовешь. Был случай, когда он покинул стадион в середине игры, затем во всеуслышание заявив, что одна из команд явно подыгрывала другой.  Не принимал он такой футбол – купленный, наигранный, обманный.

«Все эти темные делишки, - говорил Гарри Михайлович, - проворачиваются и утрясаются между главными тренерами. А исполнителями закулисных интрижек являются сами футболисты. От этого остается неприятный осадок у всех любителей футбола, ставших свидетелями форменного надувательства. И кого обманывают людей, которые заплатили деньги и пришли выплеснуть  эмоции, поболеть за свою команду, а эти с позволения сказать мелкие жулики от футбола их бессовестно накалывают. Я считаю, надо выявлять и наказывать руководителей футбольных клубов, которые заставляют футболистов играть в поддавки…».

«Если бы не футбол, чем бы вы занялись?» - задал я как-то вроде бы невинный вопрос. Он удивленно посмотрел на меня, как на марсианина и с присущим ему темпераментом ответил: «Такое трудно себе представить! Футбол для меня – это любовь на всю жизнь…!»

Каждому тренеру по заслугам

В моем личном архиве сохранились почти все мои интервью и беседы с Гарри Михайловичем на самые различные футбольные темы: от зимнего и мини-футбола до его большого собрата. Казалось они уже потеряли актуальность, но перечитывая старые материалы наших с ним бесед ловил себя на мысли, что сейчас трудно найти собеседника более откровенного и честного, чем он. В них есть критика в адрес бывших акимов области и города, руководителей футбола, упор в которых делался на то, что они мало внимания уделяют развитию футбола и основной команде мастеров. И то, что команда играет на плохом поле и уже давно надо бы постелить искусственный газон. Доставалось и наставникам «Иртыша», тому же уважаемому Сергею Волгину, но особенное негодование у него вызывал период работы в «Иртыше» Леонида Назаренко. Вначале я не понимал его яростные нападки на грамотного, тактичного и  интеллигентного Леонида Васильевича. Осенью 2001 года ветераны футбола и болельщики - В.П.Козулько, Е.К.Кожахметов, Ю.А.Балаев, Б.Д.Насека и Г.М.Алёшин передали мне письмо под заголовком «Кто развалил «Иртыш?» и только тогда я понял, какое значение Гарри Михайлович придавал судьбам отдельно взятых футболистов. Привожу выдержки его слов, написанных искренне болеющим за футбол человеком: «…Назаренко обновив команду на 90 процентов, стал навязывать для них новую, только ему известную систему игры. Тех же, кто имел смелость высказать свое мнение, отчислил. Так «Иртыш» лишился Ф.Урдабаева, А.Барсукова, С.Суродеева, В.Соареса. А лучший бомбардир Казахстана 2000 года Нилтон Мендес стал игроком дубля. Я думаю, что только после ухода Назаренко Мендес снова станет Мендесом…».  

После того, как письмо было опубликовано влиятельные люди, пригласившие Л.Назаренко в «Иртыш» пытались выяснить, кто стал инициатором «пасквиля» и не плод ли это воображения журналиста решившего таким образом заработать себе лишние баллы? Обычно, как зачастую сейчас бывает, крайним оказывается корреспондент. И что самое прискорбное – человек, обратившийся за информационной поддержкой, пожелавший высказаться о наболевшем, писавший или даже говоривший на диктофон, как только слово выпорхнуло на свет, категорически отказывается от них. Но в той ситуации, как впрочем, и в других случаях, Гарри Михайлович не только не отказался от накипевших слов обиды за свою любимую команду и талантливого футболиста, но и выразил готовность еще раз публично распечь и тренера и его покровителей. При этом он никогда не просил перечитывать и править уже готовое интервью, опасаясь, как бы чего не вышло. Ну, как не уважать такого человека! «Да были люди в наше время…»

И в тоже время Гарри Алёшина, язык не поворачивается назвать этаким монстром, оголтелым хулителем всех наставников «Иртыша». У него был свой взгляд: кто должен возглавлять «Иртыш». Прежде всего, он должен быть воспитанником местного футбола, знающего его традиции и чтущего историю клуба. Или же специалист такого масштаба, как Виктор Григорьевич Веретнов.  И Гарри Михайлович, дал ему краткую и объективную характеристику: «Виктор Веретнов был лучшим тренером павлодарской команды за все годы ее существования. Он знал не только всю подноготную, всю структуру футбола, но и был великим психологом…».  

Вместо послесловия

 Гарри Алёшин оставил о себе добрую и светлую память. И не только в сердцах своих детей Марины и Игоря, своих внуков и родственников, но и в нашей памяти. В памяти ветеранов футбола, игроков самых разных возрастов, болельщиков и в том числе и журналистов.  


Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram

t.me/allsportskz

Комментарии

Сделать ставку
Комментировать могут только авторизованные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь

Карточка блогера

Стас уполномочен сообщить

Блог Станислава Тимофеева о спорте в Казахстане

  • Дата рождения:

    17 июня 1959

  • В спорте:

    с 1977 года

Профиль блоггера

Фотоальбом

Наверх